Философия эпохи Возрождения

Главными для философииРенессанса являются следующие особенности:

1) господствующим мировоззрением является антропоцентризм и идея гуманизма. Человек – центр бытия. (Гуманисты: Алигьери, Петрарка, Боккаччо, Роттердамский, Монтень, Валла и др.)

2) государство, мораль и наука уже не рассматриваются через призму теологии. Идёт процесс секуляризации (отделение) религии от науки, политики от морали. Они самостоятельны (вне религии). При этом вопросы религии, Бога остаются, но они не составляют центр внимания философии;

3) философия Возрождения ищет новые методы познания природы, здесь складывается два направления – сенсуализм (от ощущений) и рационализм (независимо от ч-ка). Возрастает роль умственного труда, что положительно сказалось на процессе возникновения светской интеллигенции;

4) формируется новое материалистическое мировоззрение – деизм (Бог – есть, мистики – нет)и пантеизм (Бог = природа). Проявляется большой интерес к античной культуре и философии в частности.

5) одной из особенностей эпохи Ренессанса является распад феодальных отношений, возникновение богатейших городов-республик в Италии. Эта эпоха знаменита и крупнейшими научными открытиями: появляются первые печатные книги; огнестрельное оружие; возникают такие науки как география и картография, научная анатомия и основы физиологии, медицина и химия, которая порождает целую отрасль – фармакологию. Именно в это время Колумб открывает Америку, Васко де Гама обогнул Африку и нашёл путь в Индию, Магеллан доказал шарообразность земли.

Ренессанс дал ощутимый толчок развитию науки, искусства, философии. Ориентируясь на человека как индивидуальность и выявляя своеобразие человеческой личности, мыслители Возрождения формировали совершенно новое, гуманистическое мировоззрение, приблизившее Европу к эпохе Нового времени.

Эмпирическая методология Ф. Бэкона.

Родоначальником философии и опытной науки Нового времени, провозгласившим знаменитый лозунг – «Знание – сила!», был Ф. Бэкон (16–17 в). Он возродил материализм. Материю Бэкон рассматривал как активное начало, неотъемлемое от движения. Он вошел в историю философии как автор трактата «О достоинстве и приумножении наук». Его наиболее известное методологическое произведение – «Новый Органон наук» (органон – инструмент познания). Ф. Бэкон был не согласен с Сократом, который свел философию к этике, и считал, что у философии есть три главных предмета: Бог, природа (!) и человек. Согласно Ф. Бэкону, следует критически переосмыслить все знание и прибегнуть к опыту.

По мнению философа, на пути познания природы имеются препятствия – это засоренность сознания людей «идолами» (или призраками), искаженными образами действительности и ложными представлениями. Ф. Бэкон выделил 4 вида «идолов»

1) идолы рода (ум человека отражает вещи в искаженном виде, разум и чувства ограничены);

2) идолы пещеры (индивидуальные ошибочные представления, в силу интеллекта, воспитания, образования и т. д.);

3) идолы рынка или площади (неправильное употребление слов, что искажает смысл истины);

4) идолы театра (ложные представления, взятые из разных философских систем, которые порождаются слепой верой в авторитеты.)

В центре философских воззрений Ф. Бэкона был индуктивный метод (следования от частного к общему), направленный на экспериментальное, эмпирическое исследование природы. Стержень его – постепенное обобщение с помощью разума фактов, наблюдаемых в опыте.

Ф. Бекон был родоначальником метафизического материализма. Согласно его воззрениям, материя качественно многообразна, обладает различными формами движения и является первопричиной всего сущего. Она состоит из многих неподвижных «форм» или законов, которые являются источниками и причинами различных «натур» – простейших качеств: тяжести, теплоты, желтизны и т. п. Из комбинации этих «натур» образуются все многообразия вещей природы. Материя постоянна в своем количестве. Пустоты не существует. Материя и движение вечны. Время – это мера скорости движения материальных тел. При этом у Ф. Бекона нет идеи развития: движение – это лишь круговой процесс постоянного воспроизводства определенных форм.

Именно он одним из первых мыслителей новой эпохи провозгласил культ науки, оказал сильное влияние на развитие экспериментального естествознания и стал родоначальником английского метафизического материализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: