Вопрос 6. Онтология Аристотеля и теория познания

Основной закон бытия (2 формулировки)

•    (краткая) Не совместимо существование и несуществование чего-либо.

•    (полная) Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле.

Последнее уточнение особенно важно, поскольку до Аристотеля, например, Гераклит обнаруживал противоречия этого закона без него. Например, морская вода была у него и питьем и отравой, в то время как для рыб она питье, а для людей - отрава, контексты разные.

Заметим, что суть этого закона - закон исключенного третьего, то есть онтология и логика - две стороны одной и той же науки.

Задача познания состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель считал надёжными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:

1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;

2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.

Критика идей Платона

По Платону душа вселяется в тело, а после смерти переходит в лругое (реинкарнация). По Аристотелю же - душа (точнее, две из трех ее частей) с телом связана неотделимо. Душа делится на растительную, животную и (в случае человека) разумную. Первые две части неотделимы, поскольку "душа ничего не чувствует без тела"; эмоции дейсвуют и на тело тоже (люди "каменеют" в шоковой ситуации, от гнева бьет дрожь и т.д.). В то же время доказать связь души разумной с телом Аристотель не может, поскольку допускает отдельное существование оной.

По поводу государства Платона, Аристотель высказывал следующее

1) Платон переусердствовал в желании объединить людей, в то время как "единство менее сжатое предпочтительнее единства более сжатого"

2) Думая о благополучии общества, Платон забыл о благополучии его составных частей, у него даже стражи несчастны.

3) Частная собственность полезна, так как даже мысли о ней вызывают удовольствие, отмена ее ничего не даст, так как все сваливают общее дело друг на друга

Понятие бога у Аристотеля

Бог лишен материи, он выше этого. Он обособлен от мира людей, от частностей. Кроме того он неизменен, ведь всякое изменение делает его хуже.

Соответственно, предыдущие "модели" богов, антропоморфные, да еще и активно участвующие в мирских делах, Аристотеля не устраивают. При этом бог "живет", но из жизни у него только размышления, бог Аристотеля получается философом, чистым разумом. Прямая цитата: "разум [который] мыслит сам себя.... и мысль [его] есть мышление о мышлении". Что и является любимой Аристотелем логикой.

Вообще говоря, у Аристотеля тут довольно много непонятного. Например, бог не мыслит природу, замкнут в себе и отделен от людей. Но неясно, однако, что все же мыслится богом: мыслит ли он формы бытия, не сами вещи, а их сути, виды вещей, неделимые виды, а также и роды, которые никак нельзя считать формами, или же бог мыслит формы мысли, ведь мышление мышления есть логика, а логика мыслит не о собаках и созвездиях, а о понятии, суждении, умозаключении и т. п.

Короче, бог у Аристотеля так себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: