Развитие образования в контексте глобализации

Основные направления глобализации: возникновение глобального рынка образования, информатизация образования, слияние общественных и образовательных систем, интеграция, стандартизация. Болонский процесс – как элемент глобализации образования. Глобализация и современная цивилизационная интеграция России: Россия – часть европейской цивилизации, Россия – самостоятельная цивилизация, Россия – ядро славянской цивилизации, Россия – особая мультиэтническая цивилизация.

Глобализация предполагает: наличие универсального языка науки, общая в методике и технологиях преподавания, общая в функциях образования.

Национальные приоритеты в образовании и глобализация. Информатизация и глобализация образования.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу отмечено, что сложившаяся система образования в стране не в полной мере соответствует потребностям личности, общества и рынка труда. Федеральным законом № 232-ФЗ от 24.10.2007 г введена уровневая структура высшего профессионального образования (ВПО): степень бакалавра соответствует первому уровню образования, а магистра - второму. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения зафиксировано, что основное внимание следует уделять компетенциям выпускника, то есть тому, что студент должен знать на выходе из вуза.

На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.

В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. В качестве основного механизма, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных кадров, рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника.

-    Переход России на рыночные отношения поставил перед системой высшего образования новые цели и ясно осознаваемую потребность глубоких преобразований этой системы. Следствием этого стало повышенное внимание к диверсификации, которая соотносится с идеей структурной перестройки системы высшего образования, и призвана способствовать реформе высшего профессионального образования. Факторами, которые обусловили актуализацию этой идеи, были: стремление к обновлению в связи с набирающими силу международными тенденциями, обозначенными в Болонской декларации: развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий, стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, исследователей, использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам;      сохранение принципа автономности учебного заведения, забота о сохранении национального богатства, прежде всего, накопленного опыта и исторических традиций в контексте современной социокультурной ситуации;

- переход страны в целом и образования, в частности, на рыночные отношения, возникновение и развитие рынка образовательных услуг, его взаимодействие с рынком труда, достижение релевантности степеней, квалификаций и дипломов на рынке труда;

достижение максимальной индивидуализации обучения, реализация профессионального обучения средствами индивидуальных образовательных маршрутов обучаемых.

В результате интерес образовательных учреждений оказался направленным к поиску новых форм и методов обучения. Однако сами по себе, они уже не в состоянии модернизировать образование, поскольку наряду с перестройкой содержательного аспекта, явно ощущается потребность в реструктуризации самой системы, ее организационной стороны.

В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров для этой трудовой сферы разошлись далеко в разные стороны. В последние полтора десятилетия произошли радикальные изменения в содержании всех профессий. Ряд профессий оказался невостребованным, в то же время возникло много новых профессий. Эти изменения вызваны следующими причинами: переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда; падением спроса на неквалифицированный ручной труд; распространением автоматизированных систем управления производственными процессами; спадом массового производства; повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда; растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками; повышением уровня взаимодействия работников в коллективе; размыванием границ между профессиями и т.д. Всё это требует существенного повышения степени гибкости профессионального образования, но не просто его разовой переориентации с «отмерших» профессий на «новые», а создания принципиально новых механизмов, обеспечивающих его постоянную настройку на динамично меняющиеся требования рынка труда.

Кризиссистемы профессионального образования вызван целым рядом факторов, выделяют особо значимые:

возросший спрос на качество высшего профессионального образования;

-    постоянно меняющиеся условия жизни;

-    необходимость формирования профессионального мышления, активности, ответственности, устойчивой профессиональной мотивации будущих специалистов для обеспечения их готовности к профессиональной мобильности и социальной адаптивности;

-    инертность и консерватизм сферы профессионального образования, ее неадаптированность к социокультурной динамике;

неэффективность педагогического труда;

- слабая разработанность технологий профессионального обучения.

Модернизация высшего образования требует подготовки нового поколения исследователей, высококвалифицированных специалистов, способных к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.

Направление реформирования образования нам задано - вхождение в единое образовательное пространство («Болонский процесс»). При этом Европа в качестве образца декларирует систему образования США, соответственно, и ее критерии оценки компетентности выпускника. С другой стороны, Европа имеет свои сложившиеся университетские традиции, а для традиций всегда характерна завидная прочность.

Начало процесса сближения и «гармонизации» систем образования стран Европы можно отнести еще ксередине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. В1988 году, когда ректоры европейских университетов собрались в Болонье для того, чтобы отметить 900-летие самого старого университета в Европе была принята Великая хартия университетов, где главным фундаментальным принципом деятельности университета была названа автономность, самостоятельность. Следующим шагом к Болонскому процессу явилось подписание в 1997 году Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Конвенция признала огромное разнообразие систем образования в Европейском регионе, которое отражает культурное, социальное, политическое, философское, религиозное и экономическое разнообразие и составляет исключительное богатство Европы, Очертания грядущего Болонского процесса стали значительно явственней после подписания 25мая 1998 года в Сорбонне четырьмя министрами, ответственными за высшее образование во Франции, Германии, Италии и Великобритании, Сорбонской декларациио гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Было найдено слово "гармонизация", которое позволяло обойти неприемлемые для университетов Европы понятия "унификация" и "стандартизация". С 1999 года, когда министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация <http://www.mgimo.ru/fileserver/2004/bologna/bologna-pr-bologna-oth-rsn-t02.pdf>, это движение получило название Болонского процесса. Целями процесса являются:

 построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

 формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

 обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования <http://www.bologna.mgimo.ru/about.php?cat_id=3&doc_id=36>;

 повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. В Болонском процессе участвуют 45 стран, они являются членами Follow-upGroup: Албания, Андорра, Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия (фламандское и французское сообщества), Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Республика Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Ватикан, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Российская Федерация, Сербия, Черногория, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Македония, Турция. Украина и Великобритания. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

· с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра; до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

В рамках Болонской декларации было заявлено, что "министры подчеркивают важный вклад сферы высшего образования в процесс реализации обучения в течение всей жизни; они предпринимают шаги в этом направлении и выстраивают свою национальную политику таким образом, чтобы обеспечить достижение этой цели, и подтолкнуть вузы и другие заинтересованные организации к увеличению возможностей для обучения в течение всей жизни на уровне высшего образования, включая признание предыдущего образования; они отмечают, что подобные действия должны являться составляющей частью высшего образования" (Берлин, 2003).

Болонская декларация - документ европейского значения. Она исходит из тех объективных условий, которыми отличается современная Европа, а именно:

процесс европейской интеграции стал реальностью, а перспектива расширения Евросоюза придает ему новые горизонты;

это в свою очередь выдвигает императив укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;

высшее образование призвано стать адекватным вызовом нового тысячелетия и содействовать воспитанию у студентов и всех граждан чувства причастности к совместным ценностям и общему социально-культурному партнерству;

на высшей школе лежит ответственность за подготовку мобильной рабочей силы, расширение перспектив ее трудоустройства и развитие континента в целом.

Проанализировав работы различных авторов (Байденко В.И., Касевич В.Б., Светлов РВ., Петров А.В., Смирнов С.А., Тряпицына А.П., Козырев В.В., Шубина Н.Л. и др.), посвященные Болонской декларации, нами выявлены следующие общеевропейские принципы развития образования.

Общеевропейские принципы Болонской декларации

1. Сохранение принципа автономности учебного заведения как базового принципа устройства европейской образовательной системы.

. Поддержание конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Жизнеспособность и организационно-технический уровень любой цивилизации определяется привлекательностью ее культуры для других стран. Мы должны добиться того, чтобы престиж европейской системы высшего образования в мире был также высок, как престиж европейской науки и культуры.

3. Использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (это обеспечивает возможность трудоустройства выпускников и усиливает конкурентоспособность системы высшего образования.

. Введение системы двухэтапного высшего образования: базового и пост дипломного; доступ ко второму этапу требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого этапа, признается на европейском рынке труда, как достаточный уровень квалификации;

. Принятие системы кредитов как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями.

. Стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, исследователей.

. Развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий.

. Усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д.

. Расширение мобильности и достижение релевантности степеней, квалификаций и дипломов на рынке труда.

. Достижение максимальной индивидуализации обучения, реализация профессионального обучения средствами индивидуальных образовательных маршрутов обучаемых.
21. Особенности национальных моделей образовательных систем и задачи их интернациональной гармонизации.

Виды национальных идей образования: либеральная, постадминистративная. Характеристика либеральной и постадминистративная моделей: классификации программ, показатели приема, платность или бесплатность получения образования, система оценки индивидуальных достижений. Национальные модели контроля качества: обеспечение соблюдения вузами стандартов, государственная и общественная экспертиза, разработка систем рейтингов вузов, внутривузовсковской рейтинговой системы студентов и преподавателей, международной экспертизы.

Национальные идеи стандартизации. Интернационализация образования: международное сотрудничество в научной и образовательных сферах, мобильный обмен студентами и преподавателями. Кооперация и партнерство в решении глобальных образовательных проблем.

Участие в разработке международных программ и проектов, создание новых технологий. Проведение международных конференций, приглашение международных специалистов, научные стажировки, использование мировых систем оценки качества образования. Влияние интернационализации на конкретную способность вуза, академическую мобильность, совместные гранты, интеграции в единое мировое образовательное пространство. Транснациональное образование.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: