Предмет, проблемы и функции философии

 

Философия зародилась примерно 2500 лет назад. Своей класси­ческой формы она достигла в Древней Греции. Первым философом был Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.

Внутри самой фи­лософии, формируются самостоятельные разде­лы: онтология — учение о бытии и его сущности, гносеоло­гия — учение о познании, логика — учение о мышлении, этика — учение о морали, эстетика — уче­ние о прекрасном в жизни и искусстве, социальная филосо­фия — учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

С развитием философского знания многие из этих разде­лов формируются в относительно самостоятельные фило­софские области знания, образующие вместе с онтологией и гно­сеологией философию в широком смысле слова. В более строгом значении философия понимается как наука, содержанием кото­рой являются преимущественно онтологические, гносеологичес­кие и методологические проблемы, что не исключает философ­ского осмысления коренных этических, социальных и других проблем.

В процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Для начального периода древней философии характерен космоцентризм — стремление понять мир как целое, его происхож­дение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия стано­вится антропоцентричной. Религи­озная философия средневековья теоцентрична: природа и человек рассматриваются ею как творение Бога. Развитие науки в Новое время выдвигает на передний план про­блемы познания, научных методов, общественного устройства. Функции: 1) мировоззренческая, 2) гносеологическая, 3) методологическая.

1. Центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию или сознания к материи, духа к при­роде, психического к физическому, идеального к материальному. Этот вопрос является основным вопросом философии, потому что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осоз­нается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования. Этот вопрос был четко сформулирован только в работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец класси­ческой немецкой философии».

В зависимости от решения основного вопроса философии — что является первичным, определяющим — материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? — филосо­фы делятся на материалистов, признающих первичным мате­рию, существующую вне и независимо от сознания, а созна­ние — вторичным, производным от материи, и идеалистов, счи­тающих, что дух, сознание предшествует материи и творит ее.

Различают две разновидности идеализма — объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независя­щее от человека духовное начало — мировой дух, внечеловеческий разум, мировую волю. Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказыва­ется результатом духовного творчества субъекта.

Философский материализм, основными историческими фор­мами которого являются стихийный материализм древних, ме­тафизический материализм XVII —XVIII вв. и диалектический материализм, тесно связан с наукой, опирается на ее положе­ния и выводы. Идеализм близок к религии, а в религиозно-идеалистических течениях смыкается с ней; «мировой разум», «мировая воля» и т.п. являются по существу философской ин­терпретацией Бога. Однако идеалистическая философия и ре­лигия не тождественны друг другу: если религия опирается на веру и религиозные чувства, то идеалистическая философия, в том числе и религиозная, не исключает обоснования своих положений рациональными средствами, использует логические приемы аргументации.

Кроме того, не всякое философское учение можно безогово­рочно отнести к материалистическому или идеалистическому на­правлению. Существуют дуалистические философские системы, признающие материальное и духовное двумя независимыми началами; учения, признающие объективное, под­чиняющееся естественным законам существование материального мира, но не отрицающие его божественного творения; философ­ские теории, материалистически объясняющие природу и идеа­листически — общественные явления.

Представить мир как целое — в этом состоит мировоззренческая функция фило­софии.

Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокуп­ность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия.

Важно подчеркнуть, что, рассматривая мир в его единстве и целостности, давая картину мира, философия в отличие от спе­циальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи. 2. В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о дей­ствительном мире составлять верное отражение действительнос­ти?

Этот теоретико-познавательный, гносеологический вопрос делит философов на агностиков, отрицающих возможность достоверного познания мира, сущности явлений, и филосо­фов, не сомневающихся в познавательных возможностях чело­века, в его способности раскрыть сущность вещей(гносеологичес­кий оптимизм).

В теории познания сложились эмпирическое и рационалисти­ческое направления. Сторонники эмпиризма  единственным источником знания считают опыт, основан­ный на чувственном познании,  недооценивая активную роль в познании теоретического мышления. Сторонники рационализма абсолютизируют роль абстрактного мыш­ления, недооценивая значение чувственного познания, наблюде­ния, опыта, эксперимента.

Существуют течения, представители которых отстаивают идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, не­способности человеческого разума постичь суть бытия. Рацио­нальному познанию противопоставляется познание сверхразум­ное — инстинкт, мистическая интуиция, откровение и тому по­добные «высшие» способы познания. Такие течения включают различные школы иррациональной философии.

Исследуя проблему истины и ее критерия, а также другие гносеологические вопросы, философия выполняет гносеоло­гическую функцию.

3. Философское осмысление мира предполагает решение во­проса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается. В античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил на­звание метафизического; он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического.

Таким образом, философия, разрабатывая всеобщие, обосно­вывая частные и общенаучные методы познания, выполняет ме­тодологическую функцию.

Выделив основные функции философии, отметим, что у нее есть и другие функции, в том числе — интегрирующая, ак­сиологическая, критическая.

Философия, опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания. Вы­полняя таким образом интегрирующую функцию, она распро­страняет ее не только на науку, но и на другие области духовной культуры, включая все формы общественного сознания: полити­ческое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное (или ате­истическое).

Аксиологическая функция философии выражается в ее ори­ентации на определенные ценности. Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обоснованием своих положений; она определенным образом ин­терпретирует их, дает им оценку, формулирует систему ценнос­тей, идеал.

Утверждая определенные ценности и идеалы, та или иная философская система подвергает критической оценке все то, что ей не соответствует, выступая таким образом в своей критичес­кой функции. Критика может быть направлена на объективный мир, например, на господствующие в данном обществе социаль­ные, политические, правовые отношения, на отражающие этот мир идеи и теории, включая положения и выводы данной фило­софской теории с целью ее дальнейшего развития.

Выяснение основных проблем и функций философии позво­ляет уточнить ее предмет.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительностиприро­ды, общества, человека, отношения объективной действи­тельности и субъективного мира, материального и идеально­го, бытия и мышления. Предмет фило­софии существует объективно, независимо от философии.

Содержание философии проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, не существуют и не могут существовать независимо от философского учения. Вместе с тем и содержание философии становится предметом исследования истории философии, исследующей процесс становления, развития, смены и борьбы философских учений и школ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: