Проблема соотношения природы и Бога решается с позиций пантеизма. Он, во-первых, пытается полностью преодолеть обособленность Бога от мира, стремится выявить их единство. Бог находится везде и повсюду; во-вторых, он отождествляя Бога и природу, что позволяет расценить его пантеизм как натуралистический; в-третьих, Бруно отождествлял Бога не только с природой, но и с материей, что делает возможным судить о его пантеизме как о материалистическом.
На основе сближения Бога с природой и материей Бруно считает, что субстанция материальна, выступает как первоматерия. Бруно усматривает активное начало не в форме, а в материи, являющейся божественным бытием в вещах, тем началом, которое все производит, сохраняя свою независимость. Вместе с тем Бруно полагает также существование духовного субстрата — мировой души, присущей всем вещам без исключения.
В области натурфилософии и космологии Бруно утверждал, что природа и Вселенная бесконечны. Он аргументировал это тем, что могущество Бога не может ограничиться созданием конечных вещей. Однако самым весомым аргументом стали новые открытия в области физических и астрономических наук. Бруно приходит к выводу, что бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником универсальную мировую душу, а не божественное всемогущество.
|
|
Отвергая дуализм земного и небесного и развивая идею единства, Бруно утверждает физическую однородность земного и небесного. С точки зрения Бруно, эфир вкупе с землей, водой, воздухом и огнем образуют как земной мир, так и все другие миры. Мысль о физической однородности земного и небесного находит развитие в проблеме единицы бытия. Бруно полагает, что основной единицей бытия является монада, которая выступает в трех смыслах: онтологическом, представляющая и телесное, и духовное начало; физическом как атом; математическом как точка, которая образует линию, линия — плоскость, а плоскость — всякое геометрическое тело. Верховная субстанция есть «монада монад» или Бог.
Размышляя над сущностью единой субстанции и над проблемой возникновения множественности разнообразных вещей, Бруно высказывает целый ряд диалектических идей. Субстанция представляет собой источник внутреннего родства противоположностей. При этом одна противоположность есть обязательно начало другой: уничтожение — начало возникновения, возникновение — уничтожения; любовь — начало ненависти, ненависть — любви.
В отличие от Кузанского, диалектика которого была ограничена теологической областью, Дж. Бруно усматривал диалектические начала во всех областях природы и человеческой деятельности, уделяя внимание не только их единству, но и борьбе.
|
|
Развивая гносеологические идеи, Бруно высказывается против абсолютизации любых авторитетов в познании. Он утверждает, что глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы. Целью познания является достижение единства определенных знаний.
Бруно полагает, что процесс достижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума. Роль чувственной ступени в процессе познания незначительна. Перед чувственным познанием не раскрывается смысл бесконечности. Большую роль в познании играет рассудок. Он осмысливает чувственную информацию. Возможность проникновения в высшие тайны природы дает разум. Четвертая ступень — ум. При помощи ума достигается познание единства мира, диалектического совпадения в нем противоположностей и его бесконечности. Таким образом, главным источником достижения истины Бруно считает разум (ум). Что проблемы соотношения разума и веры, то Бруно придерживается концепции двойственности истины.
Бруно много размышляет над сущностью человеческих добродетелей и считает, что человек должен превратиться из раба жизни в ее активного деятеля. Стремление активного человека-деятеля к познанию философской истины и труду Бруно называет «героическим энтузиазмом». В работе «О героическом энтузиазме» он приходит к мысли, что существует два типа энтузиазма: для одних он есть просто неразумный порыв, для других — разумное стремление к истинному. В основе учения Бруно о человеке находится его концепция единой субстанции. Несмотря на то, что тело ниже души, тело необходимо для души в качестве ее осуществления, а душа необходима для тела. «Героический энтузиазм» не есть чисто духовное чувство и чисто духовный порыв. Он охватывает и все телесное, и через эту телесность он и становится подлинно героическим.