РОЛЬ НАЛОГОВ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходов бюджетной системы, которые используются органами государственной, власти и местного самоуправления для финансирования необходимых расходов. Налоговая система современного общества включает, во-первых, определенную законодательно установленную совокупность налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами и гражданами, и, во-вторых, совокупность органов государственного управления, призванных во взаимодействии на законодательной основе обеспечивать контроль за налоговыми поступлениями в бюджетную систему
НКРФ от 31.07.1998г. №136 ФЗ (ред.от 28.12.17г.) сформулировано определение налогов находящееся в ст.8. Под налогом в РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
|
|
Роль налогов в экономической жизни очень велика и имеет две стороны: налоги являются источниками средств, поступающих в бюджет и во внебюджетные фонды страны, т.е. питают всю социальную и государственную сферу жизни страны; с помощью изменения размеров налогов и предоставления льгот по ним возможно регулирование экономической деятельности тех отраслей производства, которые в данный момент нуждаются в поддержке или, наоборот, должны быть сужены в производственном цикле.
Совершенствование налоговых отношений - наиболее трудная область деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Однако именно этого требует в настоящее время экономическая и политическая ситуация в нашей стране. Необходим и методологический, и методический пересмотр основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на оптимальный уровень.
Налоговые отношения представляют собой отношение государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным кругом налогоплательщиков - физических и юридических лиц - и регулируются налоговым законодательством. В этих отношениях предполагают наличие двух субъектов - государства и налогоплательщиков, между которыми возникает движение стоимости в денежной форме и одностороннем порядке - от налогоплательщика к государству. Эквивалентность в данных отношениях отсутствует. Налоговые отношения - наиболее конфликтная сфера финансовых отношений, где сталкиваются полярные интересы разных социальных групп. Налогоплательщик передает часть своего дохода, имущества, капитала безвозмездно в принудительном порядке, а государство его получает. Первый субъект стремится, как можно меньше отдать своей собственности, а второй - как можно больше получить.Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
|
|
На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляции.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
ОБЩИЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
ОБЩИЕ ТЕОРИИ — учения, которые отражают назначение налогообложения в целом. Финансовая наука, отвечая нуждам средневекового государства, взялась за обоснование налогов. Тем самым было положено начало разработке общих теорий налогообложения, которые давали обоснование налога и его определение. К общим можно отнести следующие учения.
Теория обмена связана с договорными отношениями между правительственными властями и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической защиты у государства (налог — мера мены за услуги). Эта теория опиралась на идеи невмешательства средневекового государства в экономику, а также непроизводительного характера государственных услуг.
Атомистическая теория (эпоха Просвещения; С. Вобан, Монтескье, Вольтер, Мирабо). В обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, собственности, как от внешних врагов, так и внутри страны. Данный общественный договор является принудительным и не всегда справедливым, но все же это некий обмен, в конечном счете, выгодный сторонам сделки.
Теория наслаждения (первая половинаXIXв.; Ж. Сисмонд де Сисмонди). Под наслаждением он понимал порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов. Монтескье также определял налог как «часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием».
Теория налога как страховой премии (вторая половинаXIXв.; А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Мак-Куллох). Налог приравнивается к платежу страховой премии. Налогоплательщик страхует свою собственность от разного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу. Поскольку издержки охраны и защиты должны распределяться по величине охраняемой собственности, по теории Тьера общество и образует как бы страховую компанию.
Классическая теория налогов (рубеж ХУ1П-Х1Х вв.; А. Смит, Д. Рикардо). Налоги представляют собой один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». Все остальные расходы (правосудие, образование, содержание общественных заведений) должны поддерживаться специальными пошлинами. В целом трактовка налога базируется на позициях теории обмена, эквивалента. При этом Д. Рикардо, придерживаясь «вещного, материального воззрения на хозяйство», исключает государственные услуги из разряда производительных услуг.
|
|
Теория жертвы (XIX- началоXXв.; Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, С. Ю. Витте, Я. Таргулов). Суть теории жертвы в следующем. Граждане при уплате государству налога приносят жертву. Люди терпят лишения, уплачивая большие суммы налогов. Государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования. Налог — это форма доходов государства, представляющая собой жертву граждан для удовлетворения потребностей общества.
Теория общественных потребностей (конецXIX— началоXXв.; Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти, Э. Сакс). Согласно этой теории, государство должно выполнять экономические функции. Покрытием такого рода расходов призваны служить налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги. Представители этой теории впервые ясно высказали «реальное, хозяйственное воззрение на государство», признали производительный характер государственных услуг.
Кейнсианская теория (первая половинаXXв.; Дж. Кейнс).
Налоги — главный рычаг регулирования экономики, инструмент макроэкономической стабилизации. Два главных макроэкономических регулятора:
1) прогрессивные ставки налогообложения;
2) аналог ставки банковского кредита.
Другими словами, если экономика «перегрета» и нужно затормозить ее развитие, непропорционально повышаются ставки налогообложения, становятся более дорогими банковские кредиты; а это способствует изъятию инвестиционных ресурсов в сфере производства товаров и услуг. Налоговые изъятия тесно связаны с показателем спроса: чем больше вводится налогов, тем ниже спрос и, наоборот, сокращение налогов ведет к стимулированию спроса. Большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов. В целом идея «эффективного спроса» Дж. Кейнса позволила связать налоги с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д.
|
|
Теория монетаризма (50-е гг.XXв.; М. Фридман). Наряду с иными компонентами налоги воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.
Теория экономики предложения (80-е гг.XXв.; М. Бернс, Г. Стайн). Налоги — один из важных факторов экономического развития и регулирования. В рыночной экономике базовым показателем выступает предложение товара. Сокращение налоговых ставок приводит к росту доходов, увеличению сбережений у населения и накоплению капитала предпринимателями, а в конечном итоге — повышению национального производства и дохода, налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, снижение налогового гнета влечет за собой бурный рост предпринимательской и инвестиционной деятельности
НАЛОГ,СБОР И ПОШЛИНА.СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ,
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами, законодательными актами субъектов и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления РФ, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.
2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.
3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).
4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков
5) сбор - платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).
Налог | Сбор | Пошлина | |
Целевое назначение | Указано | Не указано | Не указано |
Периодичность внесения | Да | Нет | Нет |
Индивидуальная возмездность | Нет | Да | Да |
Устанавливается уровнем власти | Федеральный, региональный, местный | Федеральный, региональный, местный | Только федеральный |