Перечень умственных способностей

Нижеследующий список есть только частичный перечень качеств разума, обнаруживаемых людьми.

1. Абстрактное мышление — способность постигать абстрактные понятия, идеи и их соотношения. В этом сведущи логики, ученые, философы и теологи.

2. Логическое умение — способность обнаруживать ошибки и делать выводы, вычислять и составлять. Это умение особенно демонстрируют математики и логики.

 

3. Тонкая наблюдательность — способность постигать факты ясно и отчетливо. Наблюдениями постоянно занимаются репортеры, эксперты и ученые.

4. Острота восприятия — способность отыскивать проблемы или расиозновать глубинные основания вещей. Эта способность развита у ученых и философов.

5. Интуиция — сила разума открывать и понимать значения и причины фактов. Ее проявляют ученые, поэты и философы.

6. Интерпретативная способность — способность выделять и связывать отдельные события и интерпретировать их. Этим умением владеют ученые, сыщики, юристы и критики.

7. Умение разрешать головоломки — способность находить решения загадок всего лишь с помощью намеков или сопутствующих указаний. Графической иллюстрацией этого являются разгадка кроссвордов или детективных тайн.

8. Ясность — способность выражать свои мысли отчетливо и понятно. Этот талант особенно демонстрируют великие писатели и ораторы.

9. Поэтическая метафоричносщь — умение выражаться образами, символами и метафорами. Особенно используется писателями и поэтами.

 

10. Эрудиция — дотошная ученость и культивирование знания литературы, истории и языка в своей области. Примерами эрудированности могут служить педанты и профессора колледжей.

11. Артистический талант — совершенствование и тренировка способностей в сфере искусства. К ней относятся музыканты, композиторы, скульптуры, художники и танцоры.


88

12. Техническое умение — существует множество специализированных направлений технического дела, требующих сноровки и умения. Примеры многочисленны: хирурги, зубные врачи, баскетболисты, боксеры и т.д.

13. Инженерные специальности — способность понимать физические взаимосвязи, создавать, изменять, исправлять и использовать приборы и машины. Список специальностей также бесконечен: инженеры, механики.

14. Способность к изобретательству и творчеству — открытие и создание новых форм, новых решений и объектов. Особенно эти дары присущи изобретателям, инженерам, поэтам, архитекторам и артистам.

15. Дар предвидения — способность оценивать возможные будущие события на основе знания прошлого и настоящего. Этим владеют брамины, журналисты, некоторые политики и историки.

 

16. Способность к предпринимательству — способность правильно оценивать финансовые дела, знание того, как делать деньги. Люди, обладающие этими качествами, становятся экономистами, бухгалтерами, менеджерами и финансистами.

17. Эмпатия — понимание других людей, их намерений, чувств и потребностей. Эта способность особенно требуется адвокатам, министрам, психиатрам и супругам.

18. Политическая проницательность — способность вести дела с людьми и убеждать их, умение достигать и удерживать власть. Это искусство политиков, государственных деятелей, глав компаний и начальников образовательных институтов.

19. Моральное понимание — способность понимать моральные ценности и принципы и решать моральные дилеммы. Мы ожидаем этого от адвокатов, психиатров, моралистов и этических философов.

20. Здравый смысл — практический опыт и мудрость, позволяющая оценивать ситуации. Этой способностью обладали Перикл, Марк Аврелий, Бенжамин Франклин, Авраам Линкольн.

21. Здравость суждения — способность оценивать и понимать обстоятельства, альтернативы и принимать мудрые решения. Это особенно необходимо судьям, психиатрам и семейным психологам.


89

Очевидно, что можно проявлять таланты и способности одного или более перечисленных видов, но не все из них. Хотя эти умения отчасти пересекаются, специализация в современном мире усиливается, и многие профессии и специальности требуют углубленной детализации умений. Можно быть, например, умелым архитектором или инженером, получить образование в лучших школах, однако не иметь никакого знания в других областях. Можно быть высоко интеллектуальным и талантливым поэтом, но ничего не понимать в науке. Можно быть великим математиком, но вести неустроенную и хаотичную жизнь, или философом, специализированным в какой-то узкой области, но быть лишенным философской или практической мудрости. Можно стать высоким профессионалом в своей узкой области знания, но это знание и навыки никогда не потребуются в других областях. Крайняя специализация знания отчасти обусловлена существованием такого огромного количества знания, которое ни один человек совершенно не в состоянии усвоить за свою короткую жизнь. Если можно достичь успеха в какой-то профессии, то и нужно сосредоточенно заниматься ею. Великая трагедия современной культуры состоит в том, что мы, как отметил Эмерсон, являемся частями, а не целым. Это обусловлено не только углублением специализации, но также определенными психобиологическими фактами. Лишь немногие люди по широте своих интересов и способностей могут сравниться с Аристотелем, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Обладание талантами и способностями в одной области не означает того, что человек владеет ими и в других сферах; так же общая информированность не означает владения конкретным знанием. Если кто-то сведущ в своей специальности, то из этого не следует, например, что он обладает моральной мудростью или здравомыслием. Можно быть абстрактно любящим человечество гуманитарием и вместе с тем презирать конкретных живых людей. Можно обладать проницательностью и ловкостью, но в то же время быть злым мошенником, обладать добродушием и чувствительностью, но быть глупцом, уметь решать абстрактные уравнения, но быть неспособным водить автомобиль.

Тем не менее, критический интеллект является всеобщей способностью разума, которая может быть привита и совер-


90

шепствоваться у большинства людей, даже если допустить, что природная склонность к ней распределена среди них неравномерно. Если кто-то достиг совершенства в своей специализированной области, то значит он уже развил некоторые свои профессионально направленные критические качества. Если мастер является хорошим механиком, то он должен уметь ловко управлять своими пальцами и руками, иметь хороший глазомер и способности в механике, но он также должен обладать здравым смыслом, критическим интеллектом и некоторой долей скептицизма в отношении того, как механизмы могут быть устроены и работать. Точно также компетентный бухгалтер точен, имеет хороший математический ум, в состоянии составлять балансовый отчет, знает налоговое законодательство и может дать хорошие советы клиентам. Хороший хирург обладает знанием того, как делать операции и передавать свое мастерство другим. Он понимает общие принципы и знает, как их применять к конкретным случаям. Он должен уметь принимать правильные решения о нужности операции или лечения и знать, как лучше их проводить.

Таким образом, критический интеллект так или иначе является всеобщим качеством разума во всех областях человеческой деятельности. Очевидно, что каждому нужен интеллект, чтобы схватывать факты, понимать принципы и применять свои умения, оценивать альтернативные суждения и представления других. Специалист, демонстрирующий свое умение и понимание, будет в конечном счете признан своими коллегами. Обычно (но не всегда) он учится в престижных школах, имеет степень и признается профессионалом, если он удовлетворяет принятым стандартам. Когда область деятельности быстро меняется или в ней происходят радикальные транформации, эти стандарты могут иметь неопределенный характер. Профессиональные дипломы и рекомендации сами по себе недостаточны, тем не менее, они являются одним из объективных стандартов и свидетельством профессиональной пригодности. И последнее. Быть компетентным в своей сфере деятельности означает способность применять критический интеллект к своему собственному мастерству.


91





Роль образования

Реальная проблема состоит в том, насколько широким может быть диапазон действия критического интеллекта? Обладание критическими способностями в своей профессиональной области не означает с необходимостью, что они будут применяться вне ее или даже в жизни в целом. Это наиболее трудный вопрос: как нам воспитать людей, которые будут способны широко и систематично применять в жизни свой критический интеллект? Этого можно добиться либеральным образованием, воспитывающем в студенте способность разбираться во многих искусствах и науках, рациональное понимание и способность мышления.

Я думаю, это должно стать также целью детского обучения. Что такое образование, если это не процесс расширения нашего сознания и разумения, возрастания нашего воображения и понимания, обеспечения пас необходимыми жизненными инструментами, но прежде всего обучение нас тому, как мыслить критически? Признаком образованного человека является не количество фактов, которое он может запомнить, но культивирование силы разума.

Хотя школы важны для такого процесса образования, они являются не единственными институтами, которым может быть поручена эта задача. Образование должна получать не только молодежь в школах и колледжах. Оно должно распространяться на все возрастные группы и на все социальные слои. Величайший кризис в образовании распространяется не только на молодежь. Он связан с потребностью взрослых обладать таким интеллектом, который помог бы им достойно ответить на вызов быстро меняющегося мира.

Исторически образование было преимущественной задачей школ, чьи главные функции состояли во внушении верований, ценностей и основных умений, принятых в обществе, в обучении ремеслам и профессиям. Сегодня знание о вечных истинах хотя и важно, но не соответствует современным потребностям. Накапливая знания, ошибочно надеяться достичь определенной степени компетентности в своей профессиональной области, чтобы затем почивать на лаврах; необходимо постоянно обу-


92

чаться и расти. Все институты общества выполняют образовательную функцию: семья, профсоюзы, компании, предпринимательство, промышленность, средства массовой информации.

Идеальное обучение включает несколько компонентов, многие из которых известны: обучение основным интеллектуальным навыкам (чтение, письмо, арифметика), профессиональная подготовка, понимание природы и практики гражданских добродетелей, знание истории и искусств. Жизненно важным элементом является возрастание понимания быстро меняющегося мира, в котором мы живем, и совершенствование способности рефлексивного рассуждения, что достигается средствами науки, философии и искусства. Это должно помочь осуществить идеалы всеобщего образования и свободных искусств, которые многие школы исключили из своих программ. Нам нужно всеобщее образование в новом смысле. Главная цель этого образования — формирование способности творчески формулировать суждения и оценки, имеющие значение в меняющемся мире.

У педагогов нет ни верного понимания роли науки в обучении, ни понимания самого научного метода: применения эмпирического и логического критерия в оценке суждений, представления об экспериментальном и гипотетическом характере знания, скептической позиции, использовании рефлексивных процедур как способа решения проблем.

Если люди хотят приспособиться к будущему, то знание физических, биологических, поведенческих и социальных наук должно стать составной частью процесса обучения вместе с другими курсами по свободным искусствам. Однако акцент должен быть сделан на науку не как на статическое знание, а как на метод понимания и изменения природного и культурного мира.

Моральные ценности в лучшем смысле являются результатом оценки людьми своих взаимоотношений с окружающей средой. Обучение моральным принципам в наше время должно заключаться не в обращении к традиционным религиозным и правовым стандартам и обычаям. Скорее нам нужно обучать размышлению над тем, какие вещи мы считаем хорошими, плохими, правильными и ложными. Чтобы решить эти вопросы недостаточно прислушиваться к эмоциям и влечениям; нам нужно учить тому, что к нашим ценностям нужно относится


93

критически и интеллектуально. Ценности должны истолковываться как гипотезы, на основе которых мы готовим наши решения и действия. Они должны вырастать из конкретных ситуаций и формироваться в зависимости от потребностей и проверок выводов из наших рассуждений.

Мы не можем предлагать молодежи готовые ответы и рецепты. Никто не может предвидеть полностью ход событий в будущем; самое большее, что мы можем — это воспитать способность быть открытым миру, оказать некоторую помощь в развитии познавательного морального сознания, посредством которых личность может эффективно взаимодействовать с миром на основе его более глубокого понимания.

Одной из основных задач образования — возможно наиболее важной — является развитие у людей изобретательности, уверенности в себя, способности критического и ответственного мышления, основанного на здравом смысле, оптимизме, способности приспосабливаться к изменениям, понимание своих собственных возможностей, но также осознания сдержек и ограничений. Людям особенно нужно знать, как объективно оценивать истинность представлений, как быть скептиком, как избежать ошибок и как жить в этом неопределенном и неясном мире.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: