Формирование юридического образования – теоретическая подготовка – в начале 17 века (когда потребовались профессиональные юристы), а до этого просто люди занимались разработкой законов… и постепенно обучались.
Юриспруденция в Древней Руси называется законоискусством, правотворчеством.
1. Источники права: обычное право, законы, княжеские уставы, торговые и международные договоры. Церковное право.
2. Судебная система: Великий князь, князья, бояре, церковь. Вече, посадник.
3. Царь, наместники, волостели.
4. С XVI в. – приказы. Коллегии.
5. Судебная реформа 1864 г. Судебная система, адвокатура, прокуратура, нотариат.
Появление Древнерусского гос-ва – IX век. Гаяне Михайловна считает, что единой даты быть ни в коем случае не может, ибо процесс образования гос-ва длительный. Для образования гос-ва нужны мощные социально-экономические предпосылки, которые определяют политические преобразования.
Вместе с гос-вом возникает и право.
Грамотными людьми были священники, и это были единственные люди, которые в состоянии были изучить, объяснить, переписать правовые источники.
Нормативно-правовые акты – воля князя, но записывали за ним священники.
Проблема судебной системы Древней Руси в том, что её нет. Нет соподчинения, иерархичности.
Иерархия. Её нет. Хотя и анархии нет, юрисдикция чётко определена, но это – органы управления, а не судебные. В XVI веке с созданием приказов немного упорядочивается иерархия судебной системы. Однако не было разделения властей, потому чётко выделить судебную власть не представляется возможным. Пётр 1 заменил приказы на коллегии потому, что приказы иногда выполняли тонны функций; была нечёткость правомочий, неразбериха в направлении деятельности. Юридическое образование.
Специального юридического образования у нас не было до 1755 года. Вообще система образования была не очень определённой, в основном все получали образование на дому.
Подобие юридического образования начинается в приказах. Там дьяки и подьячие получают первоначальный образец юридического образования: их обучают грамоте и дают переписывать княжеские указы. Сперва – при поместном приказе школа, готовящая дьяков и подьячих, затем с 1649-го года как бы пособием для обучения праву становится Соборное Уложение. Сперва его переписывали, затем просто изучали.
Основы светского и канонического права стали преподавать в Эллино-греческой академии (1687) и в Славяно-латинской (1701), а также Славяно-греко-латинской академии (1775).
Сперва люди не хотели получать юридическое образование, так как программа была неопределённой и сложной, литературы не было.
Право также преподавали в Коллегии Юнкеров (1720-1763), Училище, возглавляемом Нарышкиным (1703-1715). Это было в основном государственное право.
[Про Приказы, как там обучали. Попытки создания университета в СПБ (Академия Наук)]
Попытки создания системы подготовки законоведов на основе научной юриспруденции в начале XVIII в.
1.Пётр Первый в 1715 года поручил генералу Адаму Адамовичё Вейде разыскать в Лифляндии и за границей людей,обученных наукам,в том числе юриспруденции.
2.После создания коллегий Пётр установил в генеральном регламенте 1720 года»некоторые удобные люди,которые впредь при канцеляриях и канторах служить пожелают»,предварительно допускались в коллегии и обучались в них»как писму,так и всем делам,принадлежащим во оном коллегии».Обучение предполагалось осуществлять «прилежным списыванием дел» и практическим их производством»под управлением секретаря».
3.Согласно Табели о рангах 1722 обладание определёнными юрид. знаниями было для низших чиновников обязательным условием производства в более высокий ранг.
4.1722г.при Сенате создавалась «краткая шкала»,в которой надлежало «от всякой знатных и средних дворянских фамилий обучать економии и гражданству указную честь»
На практике это оказалось неэффективным.Проходило обучение под наблюдением генерал-прокурора буквально единицы.
Обучение было рутинным и бесплодным,молодые люди учились лишь канцелярским навыкам а не законам и законоискусству.
С петром в переписке состоял немецкий учёный Лейбниц,который был с 1712 года тайным юстиц-советником Петра(впрочем как и нескольких других государств).
1716г.записка Лейбница»О введении образования и наук в России»-мысль об учрежлении Академии и университетов,мнение о том каким должно быть юрид.образование.