Маркировка: структура, виды, правила маркировки товаров

Виды, цели и структура маркировки товаров

Маркировка — это средства (текст, картинки и др.), наносимые на продукцию и предназначенные для её идентификации.

Цель маркировки — доведение до потребителя важной информации о производителях и характеристиках продукции.

Маркировка бывает производственная и торговая в зависимости от места нанесения. Требования к ней устанавливаются соответствующими стандартами на упаковку и маркировку и общетехническим условиям стандартов на продукцию.

Общие требования к маркировке продукции регламентируются законом «о защите прав потребителя»

Требования, характерные для маркировки: наглядность, четкость и однозначность текста и изображений, соответствие его потребительским характеристикам товара, достоверность. Сведения, указанные на маркировке, не должны вводить в заблуждение ни по каким информационным аспектам, касающимся свойств и характеристик товара.

Торговая маркировка — это обозначения в виде текста, рисунка или иных условных знаков, которые были нанесены в процессе изготовления товара производителем на товарные (кассовые) чеки, упаковки и т.п. Это одно из отличий торговой маркировки от производственной – она наносится не на товар, а на определенные сопутствующие носители и документы. Вторым отличием является то, что функция идентификации, то есть информационная составляющая направлена в большей степени на указание информации о продавце, чем о самом товаре.

Приводим ряд нормативных актов, которыми регламентируются требования по отношению к содержанию торговой маркировки.

- правила продажи отдельных групп непродовольственных и продовольственных товаров

- Типовое положение о применении контрольно-кассовых машин.

Производственная маркировка — обозначения в виде текста, изображений или иных условных знаков, наносимых изготовителем на товар, упаковку или иные носители.

Носители могут быть разными: этикетки, вкладыши, ярлыки, кольеретки, бирки, клейма, штампы.контрольные ленты…

Структура маркировки

Возможны три структурных элемента маркировки:

1. текст, как более предпочтительный вид, может иметь удельный вес от 50 до 100%;

2. рисунок присутствует не всегда, но может занимать до 50% маркировки;

3. ИЗ (информационные знаки), чья цель — идентификация характеристик продукции, до 30%.

Текст – самый распространенный элемент, как вы уже поняли. Представляя собой ни что иное, как форму письменной информации, текст обладает высочайшей уровень доступности информации о продукции для всех сторон-участников рыночных отношений. Главной функцией текста является, конечно же, идентифицирующая функция, хотя, в той или иной степени, он способен выполнять все функции маркировки.

Рисунок, по большей части, характерен производственной маркировке, хотя используется и не всегда. Цель рисунка, чаще всего – это эмоциональная мотивация покупателя, ибо характеризуется высокой степенью доступности и наглядности. Но бывает и так, что рисунок несет другую функцию. Как пример – иллюстрированная инструкция по применению.

Информационные знаки — специальные обозначения, чья цель заключается в идентификации отдельных характеристик товара. Как правило, применяются они в производственной маркировке. Бывает так, что ИЗ требует расшифровки и доступна только подготовленным специалистам.

Краткость, наглядность, выразительность и легкая узнаваемость – вот главные черты информационных знаков. Это обусловлено тем, что в качестве ИЗ выступают, как правило, отдельные рисунки, цифры, буквы или иные символы. Своим визуальным качествам они обязаны форме, цвету, специальным сочетаниям символов, которые должны соответствовать определенным для них требованиям эстетики. Чем уже группа потребителей, тем более направлены характеристики информационных знаков. Применяя общепринятые символы, которые могут быть легко расшифрованы без каких бы то ни было особых знаний, производители добиваются быстроты узнавания ИЗ. Примером являются международные символы, изображаемые на упаковках и этикетках текстильных изделий.

Товарный знак — обозначение, благодаря которому потребитель может с легкостью отличить одного производителя от другого. В РФ существует, так называемый Государственный реестр товарных знаков, в патентном ведомстве которого такие товарные знаки и регистрируются. (Закон РФ «О товарных знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г.).

Знаки соответствия — это обозначения, наносимые на товар или упаковку, которые служат подтверждением того, что товар соответствует требованиям, предъявляемым ему в нормативной или технической документации. Они бывают международные, национальные или региональные. К региональным, например, относится знак, принятый европейским экономическим сообществом «СЕ»

Наряду с уже названными, существуют и так называемые манипуляционные знаки, несущие в себе указания к правильному выполнению работ, связанных с погрузкой и разгрузкой товара. Вы все когда-нибудь встречали такие знаки, покупая, например, новую бытовую технику.

Экологические знаки – это знаки, наносимые на товары, способные при использовании или утилизации нанести вред окружающей среде.

Товарные знаки.

Това́рный знак (также Това́рная марка)(™) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное)[1], «служащее для индивидуализации товаров[2] юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться[3] и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующихтоваров и услуг[4], в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ).

Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Товарный знак и знак обслуживания — это юридическая правильная терминология, принятая в Российской Федерации.

Использование. Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах.

Правообладатель товарного знака может контролировать не любое использование своего товарного знака, а лишь использование его в гражданском обороте, в частности:

  • на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;[9]
  • «при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания);
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях к продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.»[9]

Не подлежат контролю со стороны правообладателя такие виды использования товарного знака, как:

  • упоминание его в нерекламных целях;
  • использование на товарах, которые уже были введены в оборот самим правообладателем или с его согласия (например, при пользовании купленным товаром, на котором изображён товарный знак или при дальнейшей перепродаже такого товара);
  • использование в личных целях;
  • другие виды использования, не связанные с введением товаров (услуг) в гражданский оборот

Виды товарных знаков

Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными[10], комбинированными[11], звуковыми[12], трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию. 1.Словесный — только шрифтовая композиция, в теории дизайн — логограмма. Словесные знаки составляют 80 % от всех существующих товарных знаков. Такими знаками могут быть личные имена «Алёнка», «Тинькофф». Встречаются, особенно в последнее время, новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Например, на кредитной карточке можно увидеть маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.

2. Изобразительный — до 5 % не более от общего числа товарных знаков. Чаще всего используется в индивидуальной профессиональной деятельности. Представляет собой абстрактные (знак индекс) или конкретные (иконические знаки) изображения.

3. Комбинированный — в его состав входят в различных комбинациях словесные и изобразительные составляющие (такой знак разобрать нельзя). Именно комбинированные знаки в теории дизайна называют логотипом (отпечаток графики).

Существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: