История вопроса, или библиографический обзор 6 страница

...парадный; парный; интимный; исторический; групповой; пор-
трет-тип; профильный; аллегорический; героический; поясной;

      63

монументальный; психологический; салонный; романтический; сен-
тиментальный; портрет в интерьере; автопортрет...

 

А. Самохвалов «Девушка в футболке» Э.М. Фальконе Скульптурный памятник Петру I П. д'Франческо «Портрет герцога д'Монтефельтро»
* * * * * * * * *
Ф.С. Рокотов «Портрет Струйской» Я.ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» Рембрандт «Саския в образе Флоры»
* * * * * * * * *
В. Серов «Девочка с персиками» В. Серов «Портрет Ермоловой» П. Корин «Александр Невский»
* * * * * * * * *
А. Головин в роли Годунова» К. Коровин «Портрет Шаляпина» Рембрандт «Портрет старика в красном»
* * * *.* * * * *
Рембрандт «Анатомия доктора Тюльпа» Ф. Шубин «Екатерина- законодательница» А. Гро «Наполеон на Аркольском мосту»
* * * * * * * * *

Тест 3. Определите характер освещения и источник света (кон-
тражур, рассеянное и т. д.).

 

Вермеер Дельфтский «Девушка, читающая письмо» * * * Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» * * *
Ф. Гварди «Венецианский дворик» * * * И. Левитан «Сумерки. Стога» * * *
В. Хеда «Натюрморт с омаром» * * * М. Добужинский «Человек в очках» * * *

Тест 4. Архитектура Новгородского и Владимиро-Суздальс-
кого княжеств XII в.: сравнительный анализ. Распределите пере-
численные признаки на две колонки под иллюстрациями:

64


* * * храм Георгия в Старой Ладоге * * * храм Покрова на Нерли

.

1) лопатки;

2) аркатурно-колончатый пояс (на барабане, абсидах, стенах);

3) четырехстолпный;

4) трехабсидный;

5) белокаменный;

6) оштукатуренный;

7) одноглавый;

8) покрытый резьбой;

9) перспективный портал;

 

10) суровый, крепостной характер;

11) зубчатый орнамент из кирпичной кладки на барабане купола.

Тест 5. Определите по фрагменту произведение и подпишите
автора и название.

 

* * * «Завтрак аристократа» (фрагмент натюрморта) П. Федотов * * * «Иван Грозный и сын его Иван» (фрагмент интерьера) И. Репин
* * * «Утро стрелецкой казни» (рука со свечой) В. Суриков * * * «Девочка с персиками» (персики) В. Серов

Тест 6. Символика жеста в средневековом искусстве.
Определите по жестам рук, приведенных на фрагментах, сю-
жет произведений.

 

руки из Благовещения руки Оранты
руки из Деисуса благословляющая рука Христа

Тест 7. Назовите имена художников, написавших:
а) портреты Л.Н. Толстого:

 

* * * Н. Ге * * * И. Крамской * * * И. Репин

5-4015


65


б) создавших детские образы:

 

* * * Девочка из «Тройки» (В. Перов) * * * «Захарка» (А. Веницианов) * * * «Портрет сына» (В. Тропинин) ф * * «Мика Морозов» (В. Серов)

в) воспевших труд прачек:

 

* * * Креспи * * * Шарден * * * О. Домье * * * А.Архипов

Тест 8. Антиклерикальная тема в искусстве критического ре-
ализма.

Определите картину и автора по фрагменту.

 

* * * (В. Перов «Чаепитие в Мытищах») * * * (В. Перов «Крестный ход на Пасху») * * * (И. Репин «Крестный ход в Курской губернии»)

Тест 9. Знаменитые музеи мира.

а) Назовите (впишите) известные вам произведения, храня-
щиеся в этих музеях:

 

Лондон, Национальная галерея Флоренция, галерея Уффици Нью-Йорк, Метрополитенмузеум
* * * * * * * * *
Дрезден Краков Лувр
* * * * * * * * *

б) Укажите, где хранятся следующие произведения (ГТГ, ГРМ,
ГМИИ, ГЭ):

 

А. Матисс «Красные рыбы» В. Серов «Девушка, освещенная солнцем» Ф. Гойя «Портрет Антонии Сарате» Б. Кустодиев «Купчиха»
* * * * * * * * * * * *

66


Нетрадиционность и вариабельность проверочных заданий и
форм проведения зачетов, их коренная переориентация от «вы-
лавливания» пробелов в знаниях студента на выявление и допол-
нение того, что студент знает, позволяют усовершенствовать, ин-
дивидуализировать контакт преподавателя и студента и избежать
ставшей традиционной дилеммы «пассивно-безмятежных» учеб-
ных семестровых занятий и «активно-стрессовой» сессии.

ПРИМЕР ТЕСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА
ТЕМА: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ

Курс: 1 Студент:______________________ группа:________

Дата сдачи теста:_________________ Вариант:____________

Проверил преподаватель:____________________ Балл:______

1. Разъясните смысл понятия стоечно-балочная конструктив-
ная система:
I                                                                                                     I

2. Дайте определение терминов (вариант: нарисуйте назван-
ные предметы)

 

А.энтазис Б. Гидрия В.эхин и абака Г. абсида
       

3. Назовите произведения Фидия. Где и когда работал этот
мастер?

I                                                                                                     I

4. Назовите автора статуи Аполлона Бельведерского.

I                                                                                                     I

5. Кто расписал краснофигурную вазу из коллекции Эрмита-
жа «Пелика с ласточкой»?

6. Согласно периодизации египетского искусства, когда, были
созданы колоссы Рамсеса II в Абу-Симбеле?

7. Перечислите 5—7 памятников западноевропейского Сред-
невековья (романского и готического периодов):





























































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































I                                                                                        --------- 1


5*


67


8. Что такое «Эгейский мир»? Где и когда существовала эта
культура?

9. Как звали Евангелистов? Назовите их изобразительные
символы.

10. Приведите примеры памятников прикладного искусства:

 

А. Египет Б. Греция В. Древний Рим Г. Средние века
       

11. Назовите самые высокие сооружения Древнего мира и
Средних веков (4—5)

I                                                                                                     I

12. Сфинксы на набережной у Академии художеств в Санкт-
Петербурге: что вам известно о судьбе этого памятника?

I                                                                                                     I

Одним из возможных вариантов контрольного задания или
зачета по разделу «Современная художественная жизнь» может
послужить тест:

1. Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции художествен-
ной жизни нашего города?

2. Существует ли, по вашему мнению, в нашем городе сформи-
ровавшийся художественный рынок? Дайте развернутый ответ.

3. Назовите фамилии тех художников (не менее пяти), кото-
рые, по вашему мнению, являются типичными авангардистами.
Аргументируйте свой ответ.

 

4. Какая, на ваш взгляд, художественная галерея является
лучшей, т. е. соответствует вашему представлению об «идеаль-
ном образце»? Дайте полный ответ.

5. Творчество каких мастеров (назовите не менее пяти фами-
лий) свидетельствует о художественном освоении классических
традиций. Аргументируйте свой ответ.

6. Какая из выставок современного художника, виденная вами
в последнее время, показалась вам значительной и почему?

7. Можете ли вы назвать мастера, школу, какое-либо учреж-
дение в нашем городе, в котором обучают иконописи с сохранени-
ем канонической традиции?

68


8. Назовите журнал или телепередачи, в которых, по вашему
мнению, наиболее ярко и глубоко отображается, анализируется
современная художественная жизнь.

9. Кто из известных вам критиков или искусствоведов наибо-
лее остро, проникновенно, глубоко анализирует различные грани
художественной жизни города?

 

10. Знаете ли вы какой-нибудь художественный проект (мас-
тер-класс, выставку, галерею, клуб, журнал и т. д.), созданный в
последнее время и оставивший заметный след в художественной
жизни?

11. Назовите главные составляющие художественной жизни.

12. Раскройте смысл терминов «performance», «инсталляция»,
«артефакт».

13. Дайте определение термина «массовая культура» и скажи-
те, каково, по вашему мнению, ее место в современном искусстве.

14. Какие современные художественные союзы, группировки,
объединения вам известны? Охарактеризуйте любой из них.

15. Как вы определите понятие «салонное искусство XX века»?
Приведите пример из современной художественной жизни.


IV. Учебно-исследовательская
работа по теории и истории
изобразительного искусства

Учебно-исследовательская работа — это немаловаж-
ная часть подготовки будущего педагога. Преподаватели изоб-
разительного искусства даже в вузе, как правило, занимаются
не столько научными изысканиями, сколько художественным
творчеством. И это вполне справедливо: любому специалисту
известно, что именно художники становятся при наличии осо-
бенной одаренности прекрасными искусствоведами — вспомним
И.Э. Грабаря или Н.А. Бенуа. Но ведь эту одаренность в себе
нужно еще раскрыть. Лучше всего сделать такую попытку еще во
время обучения. Поэтому весьма рекомендуем подойти к ней имен-
но с такой сверхзадачей: выяснить, нет ли у вас особой одаренно-
сти в области научного искусствоведения.

1. Курсовая работа

Согласно учебному плану курсовые работы по исто-
рии искусства выполняются на старших курсах. На дневном от-
делении этому предшествуют музейные и аудиторные семинары,
музейный практикум, включающий архитектурные экскурсии по
Санкт-Петербургу и его пригородам, а также посещение выста-
вок с их последующим рецензированием. Студенты заочного от-
деления до написания курсовой уже выполняли контрольные ра-
боты по истории искусства. Таким образом, к IV курсу вы уже
приобрели те навыки и знания, которые помогут вам в выборе
темы курсовой, к тому же к седьмому семестру вы уже овладели
всеми этапами анализа художественного образа. В курсовой же
вы будете демонстрировать освоение принципов и способов ис-
толкования произведения искусства.

Курсовая по истории искусства — не первый для вас опыт,
вы уже писали такие работы по другим дисциплинам и убе-

70


дились в существенном различии разговорного и письменного
жанров.

Основной спецификой курсовой работы в отличие от выступ-
ления на семинаре или контрольной является ее учебно-исследо-
вательский характер. Эта работа не является строго научным
исследованием, но может стать основой для дальнейшей научной
деятельности.

Курсовая работа должна научить студента методике исследо-
вания того или иного вопроса, владению научным инструментари-
ем. В ней вырабатываются первичные навыки научного подхода к
материалу. Не случайно каждый второй диплом по истории искус-
ства написан на основе курсовой и совпадает с ней тематически.

Выполнение курсовой работы, так же как и контрольных и
подготовка к семинарам, не может вестись без учета главной за-
дачи обучения в педагогическом вузе — воспитания профессио-
нальных качеств учителя изобразительного искусства, способно-
го ярко, образно и одновременно на основе солидной научной базы
вести уроки по истории искусства.

Курсовые работы могут иметь историко-теоретический (науч-
но-исследовательский) характер или художественно-педагогический,
прикладной (это может быть текст или материал лекции, беседы,
урока, практического занятия по истории искусства, экскурсии по
городу). В искусствоведческой курсовой работе вы не предлагаете
методических разработок уроков или внеклассных мероприятий.
Основной акцент в ней должен быть поставлен на методах само-
стоятельного освоения той или иной темы по истории искусства
самим учителем, на учебной адаптации материала.

Курсовая работа должна помочь вам в проявлении творчес-
кого «Я» в решении вашей темы, в пополнении методического фонда
учителя и вырабатывании тех навыков, которые вы не смогли
приобрести в других видах работы по данному предмету.

Студента всегда волнует вопрос, какого объема должна быть
курсовая. Ответить на него точно невозможно: есть, конечно, ми-
нимальный и максимальный предел — 20—30 машинописных стра-
ниц, но главное, — объем должен быть таким, какой достаточен
для обстоятельного раскрытия темы. Чтобы этого добиться, не
нужно, гоняясь за объемом, «лить воду», или наоборот, писать
тезисно, не подтверждая свою мысль аргументами.

Другой сложный момент, с которым студенты обращаются к
преподавателю: им кажется, что все уже написано, и говорить боль-

71

 

 

ше не о чем. Очень часто мы слышим от студентов, что написать
что-то свое после таких «гигантов», как Б.Р. Виппер, В.Н. Лаза-
рев, Д.В. Сарабьянов, Г. Вельфлин и другие, невозможно.

Это неверно. Подобно тому, как в живописи не бывает не-
интересных сюжетов, в искусствоведении нет неинтересных тем,
важно выбрать особый ракурс. Иногда студент самостоятель-
но формулирует тему, но, как правило, в этом ему помогает
преподаватель. Выше мы говорили о том, что не только каждое
новое поколение, но и каждый человек видит произведение ис-
кусства по-своему. Так и наука об искусстве не стоит на месте, и
пусть маленькую, но свою крупицу знания в нее может внести
каждый из вас.







































































































ВЫБОР ТЕМЫ

Прежде чем вы представите преподавателю примерную тему
курсовой по истории искусства, вы должны проделать самостоятель-
но предварительную работу. Конечно, ваш руководитель подскажет
направление поиска, сориентирует в реальной художественной жиз-
ни, если вы избрали для курсовой творчество художника-современ-
ника, поможет уточнить формулировку. Когда вы определяете тему
исследования, помните, что мы не ограничиваем вас ни временны-
ми рамками, ни разделами истории изобразительного искусства,
ни его видами или жанрами. Вы можете писать о древнеегипетс-
ком искусстве, о средневековой иконе, об отечественном или зару-
бежном искусстве Новейшего времени. Существует только одно
ограничение: основной материал должен быть доступен вам в
оригинале.
Выполнение работы только на основе каких бы то ни
было репродукций не разрешается.

Это не значит, что вы не можете привлекать репродукции как
дополнительный материал при исследовании истории создания
произведения, для сравнительного анализа. Но они не могут быть
основным материалом. Соотношение оригинала и воспроизведе-
ний в каждом конкретном случае определяется руководителем.

Итак, зная главные установки, вы выбираете тему курсовой.
Чем вы должны руководствоваться? Во-первых, вы должны поду-
мать о своих перспективах в учебном процессе и вне его. Допус-
тим, вы решили выполнять квалификационную работу по кафед-
ре живописи или рисунка. В этом случае выбирайте те проблемы
в искусствоведении, которые помогут вам в создании квалифика-
ционной работы по избранной специальности. Что мы имеем в
виду? Связь может быть прямая: вы задумали писать пейзажи

72


Петербурга, и этот сюжет будете рассматривать искусствоведчес-
ки, а конкретизация темы зависит от вашей индивидуальности.

Содержательная соотнесенность диплома по живописи, гра-
фике или по прикладному искусству с искусствоведческой курсо-
вой может быть и более опосредованной. Представьте себе, что
вы имеете склонность писать в классической трехслойной манере.
Естественно для вас уже в курсовой обратиться к технологии
живописи, избрав для анализа любое произведение, созданное в
этой живописной системе.

Разумеется, вы можете откинуть соображения узко практи-
ческого характера и, выбирая тему, желаете прежде всего ре-
шить, привлекает ли вас какая-либо научная проблема в области
истории искусства или вы предпочитаете работу прикладного
характера, помогающую вам овладеть навыками самостоятель-
ного исследования темы.

Если вы определили для себя тип курсовой, обратитесь за
консультацией к руководителю. Его помощь будет вам необходи-
ма, особенно если вы предпочли исследовательское направление,
так как студент не всегда точно может выявить «белые пятна» в
искусствоведении. Преподаватель посоветует определить грани-
цы исследования так, чтобы оно было достаточно конкретным и
посильным для курсовой работы. Главные просчеты студента при
выборе темы часто состоят в том, что он хочет охватить слишком
широкий круг вопросов. Другое распространенное заблуждение:
прочитав 2—3 книги о творчестве какого-нибудь художника, сту-
дент решает, что это может стать поводом для выбора темы. Сле-
дует посмотреть в библиотеке, нет ли других исследований об
этом мастере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: