Колесные тормозные механизмы.
У всех автомобилей семейства ЗИЛ-133 эти механизмы одинаковы. Конструкция переднего и заднего колес ного тормозов показана на рис. ПЛ. Передний тормоз установлен на штампованном щите 9, закрепленном на фланце поворотного кулака болтами 10, задний — на литом суппорте 9 закрепленном на фланцах балок промежуточного и заднего мостов аналогичными болтами.
При торможении под действием диафрагмы тормозной камеры вал разжимного кулака 4 поворачивается. Кулак воздействует через ролики 5 и их опоры 5 на тормозные колодки 2, вследствие чего последние поворачиваются на эксцентриковых осях 8 и прижимаются к тормозному барабану 7. Тормозные накладки / изготовлены из асбестового фрикционного материала.
При растормаживании усилие на штоке тормозной камеры уменьшается до нуля и колодки возвращаются в исходное положение под действием оттяжных пружин 6.
Усилие от тормозной камеры к разжимному кулаку тормозного механизма передается через регулировочный рычаг, с помощью которого между накладками и барабаном поддерживается постоянный зазор, увеличивающийся по мере их износа. Устройство регулировочного рычага показано на рис. 11.2. В корпусе 1 рычага находятся: шестерня 5 со шлицевым отверстием для установки на вал 6 разжимного кулака; червяк 3 и запрессованная в него ось 4; фиксатор 2. При повороте оси червяка за квадратный наружный хвостовик червяк поворачивает шестерню и вместе с ней вал разжимного кулака. При этом кулак придвигает колодки к барабану, уменьшая зазор между ними.
|
|
Механизм вспомогательной тормозной системы дизельных автомобилей. Представляет собой заслонку 4 (рис. 11.3) моторного тормоза, установленную в специальном корпусе 2, к которому подходят патрубки / приемных труб глушителя дизельного двигателя. На валу 3 заслонки закреплен также поворотный рычаг, соединенный тягой с пневматическим цилиндром привода.
При включении вспомогательного тормоза заслонка устанавливается перпендикулярно потоку газов, вследствие чего в выпускных трубопроводах двигателя создается определенное противодавление. Одновременно прекращается подача топлива и двигатель переводится на режим принудительного вращения, что создает дополнительное сопротивление движению автомобиля.
Двухсекционный тормозной кран предназначен для управления исполнительными механизмами тормозов рабочей тормозной системы автомобиля и комбинированным приводом тормозов прицепа при наличии раздельного привода к тормозам передних и задних колес.
Основными элементами крана (рис. 7.7) являются: ускорительный поршень /, верхний 2 и нижний // клапаны, большой 3 и малый 9 следящие ступенчатые поршни, упругий элемент 4, рычаг 5, толкатель 6, упорный болт 7, пружины 8 и 10 ступенчатых поршней, толкатель малого поршня 12. Выводы I и II крана через промежуточные аппараты соединены с тормозными камерами соответственно передних и задних колес; выводы /// н IV — с воздушными баллонами двух раздельных контуров привода рабочей тормозной системы. В исходном положении (тормозная педаль отпущена) клапаны 2 и // (рис. 7.7, б) под действием своих пружин закрыты, вывод / разобщен с выводом IV и вывод //— с выводом ///; выводы I и II сообщены с атмосферой через окно 13.
|
|
При нажатии на тормозную педаль (рис. 7.7, б) усилие через систему тяг и рычагов привода передается на рычаг тормозного крана и далее через толкатель 6 и упругий элемент 4 следящему поршню 3. Перемещаясь вниз, поршень 3 сжимает пружину закрывает выпускное окно при касании клапана 2 и разобщает вывод // с атмосферой, а затем отрывает клапан 2 от седла. Сжатые воздух, подводимый к выводу ///, через открытый клапан 2 поступает к выводу //и далее в тормозные камеры задних колес до тех пор, пока сила нажатия на рычаг 5 не будет уравновешена давление сжатого воздуха и пружины 8 на поршень 3 (осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана).
Одновременно с повышением давления в выводе // сжатый воздух через канал «а» в корпусе крана проходит в полость А над ускорительным поршнем 1 второй секции тормозного крана. Имея большую площадь, поршень 1 перемещается вниз и при небольшом давлении в надпоршневом пространстве воздействует на ступенчатый поршень 9 второй секции Тормозного крана. Перемещаясь вниз, поршень 9 сжимает пружину 10, закрывает выпускное окно при касании клапана 11 и разобщает вывод / с атмосферой, а затем отрывает клапан 11 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу /К, через открытый клапан // поступает к выводу/н далее в тормозные камеры передних колес. С повышением давления в выводе / возрастает давление в полости под поршнями 1 и 9, уравновешивающее усилие, действующее на поршень 9 сверху. Вследствие этого в выводе / также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана, т. е. следящее действие осуществляется и в нижней секции тормозного крана.
При отказе в работе верхней секции тормозного крана (отсутствует давление в выводе //) нижняя секция управляется механически через упорный болт 7 (рис, 7-7, г) и толкатель 12, полностью сохраняя свою работоспособность. При этом следящее действие осуществляется уравновешиванием усилия, приложенного к рычагу 5 сверху, давлением воздуха и пружины 10 на малый ступенчатый поршень 9 снизу. Выход из строя нижней секции крана (отсутствует давление в выводе /) на работу верхней секции не влияет.
При снятии усилия с тормозной педали рычаг 5 тормозного крана под действием упругого элемента 4 возвращается в исходное положение. Ступенчатый поршень 3 усилием сжатой пружины 8 перемещается вверх, клапан 2 садится в седло и доступ воздуха из воздушного баллона к выводу // прекращается. При дальнейшем перемещении поршня 3 вверх открывается выпускное окно и сообщает вывод // с атмосферой через окно 13. Давление в выводе //, а следовательно, и в полости А надпоршневого пространства ускорительного поршня 1 падает, поршни 1 и 9 под действием пружины 10 перемещаются вверх, клапан 11 садится в седло и доступ воздуха из воздушного баллона к выводу / прекращается. При дальнейшем перемещении поршней 1 и 9 вверх открывается выпускное окно и сообщает вывод / с атмосферой через окно 13.
Тормозная камера типа 24 предназначена для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля.
|
|
Полость над диафрагмой через штуцер 5 (рис. 7.9) соединена с подводящей магистралью контура привода тормозов колес передней оси рабочей тормозной системы, полость под диафрагмой — с атмосферой через дренажные отверстия в корпусе 3.
При торможении (рис. 7.9, б) сжатый воздух через штуцер 5 в крышке 4 подводится в поддиафрагменную полость камеры. Диафрагма 6 прогибаясь перемещает шток 2 и поворачивает регулировочный рычаг тормоза с разжимным кулаком. Последний прижимает колодки к тормозному барабану с усилием пропорциональным давлению подведенного в тормозную камеру сжатого воздуха.
При оттормаживании (сброс давления в тормозной камере (рис. 7.9, а), шток с диском под действием возвратной пружины 8 возвращается в исходное положение и поворачивает регулировочный рычаг с разжимным кулаком, освобождая тормозные колодки. Последние под действием стяжных пружин отходят от тормозного барабана.
Тормозная камера типа 20 с пружинным энергоаккумулятором предназначена для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки автомобиля при включении рабочей, запасной и стояночной тормозных систем. Она состоит из (рис. 7.16) двух основных частей; тормозной камеры типа 20 и цилиндра с пружинным эиергоаккумулятором, надстроенным над тормозной камерой.
Тормозная камера типа 20 является составной частью контур пневматического привода тормозов колес задней тележки стояночной и запасной тормозных систем и приводится в действие при подаче сжатого воздуха. Пружинный энергоаккумулятор является составной частью контура пневматического привода тормозов колес задней тележки стояночной и запасной тормозных систем н приводится в действие при выпуске сжатого воздуха.
В исходном положении (без торможения, рис. 7.16, б) сжатый воздух находится только в полости цилиндра энергоаккумулятора.
При торможении автомобиля рабочей тормозной системой (рабочее торможение, (рис. 7.16, в) сжатый воздух от тормозного кран' подается в наддиафрагменную полость корпуса тормозной камеры Диафрагма Р, прогибаясь, перемещает шток, поворачивает регулировочный рычаг с разжимным кулаком и прижимает колодки к тормозному барабану с усилием, пропорциональным давлению воздуха, подведенного в наддиафрагменную полость.
|
|
При оттормаживании автомобиля рабочей тормозной системой сжатый воздух через тормозной кран удаляется из наддиафрагменной полости в атмосферу, детали тормозной камеры занимают исходное положение, а тормозные колодки под действием стяжных пружин отходят от тормозного барабана.
Включение стояночной тормозной системы для удержания автомобиля на стоянке производится полным выпуском сжатого воздуха в атмосферу из полости цилиндра энергоаккумулятора через ускорительный клапан, управляемый ручным тормозным краном. При снижении давления воздуха в полости цилиндра энергоаккумулятора поршень под действием сжатой пружины 5 перемещается и через толкатель воздействует иа диафрагму 9 и шток //. Последний, перемещаясь, поворачивает регулировочный рычаге разжимным кулаком, прижимая тормозные колодкн к барабану.
Выключение стояночной тормозной системы производится подачей сжатого воздуха в полость цилиндра энергоаккумулятора под поршень 3, который, перемещаясь вместе с толкателем 2, сжимает пружину 5 и дает возможность штоку // тормозной камеры под действием возвратной пружины 12 вернуться в исходное положение.
В случае торможения или оттормаживаиня автомобиля запасной тормозной системой (рис. 7.16, г) сжатый воздух частично выпускается из цилиндров или впускается в цилиндры энергоаккумуляторов. Количество воздуха, выпускаемого из цилиндров или впускаемого в цилиндры, зависит от положения рукоятки тормозного крана.
При нарушении герметичности в контуре пневматического привода тормозов стояночной (запасной) тормозной системы или при снижении давления в баллоне этого контура произойдет автоматическое затормаживание тормозных механизмов колес задней тележки автомобиля пружинными энергоаккумуляторами. Движение автомобиля в этом случае обеспечивается растормаживанием тормозных механизмов колес задней тележки устройствами пневматического или механического растормажнваиня.
Устройство для механического растормажнвания — винт в с упорным подшипником 8 — смонтировано в трубе толкателя 2 пружинного энергоаккумулятора. При вращении винта 6 (рис. 7.16, д) перемещается поршень 3 вместе с толкателем 2 в сторону сжатия пружины, при этом освобождается шток //, который под действием возвратной пружины 12 возвращает регулировочный рычаг с разжимным кулаком в отторможенное положение.
Тормозной кран обратного действия. Предназначен для управления пневматическими приборами, работающими при выпуске сжатого воздуха. Используется для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем.
При движении автомобиля рукоятка крана 6 (рис. 11.12) находится в крайнем переднем положении и сжатый воздух подводится к выводу IIL Под действием пружин 3 и 5 шток находится в крайнем нижнем положении, а клапан 10 пружиной / прижат к выпускному седлу 9 на штоке 7, Сжатый воздух через отверстия в поршне 11 впускное седло клапана 10 (выполненное на дне поршня 11) проходит к выводу / и далее к пружинным энергоаккумуляторам.
При повороте рукоятки поворачивается вместе с крышкой направляющий кулачок 4. Скользя по винтовым поверхностям, кулачок поднимается вверх, увлекая за собой шток 7. Седло в штоке отрывается от клапана 10* и клапан под действием пружины I поднимается до упора в седло поршня 1L Вследствие этого прекращается прохождение сжатого воздуха от вывода /// к выводу L Через открытое выпускное седло на штоке 7 сжатый воздух сквозь клапан 10 выходит из вывода / в атмосферный вывод /7 до тех пор, пока давление воздуха под поршнем // не преодолеет усилие уравновешивающей пружины 2 и давления воздуха над поршнем Преодолевая усилие пружины 2, поршень 11 вместе с клапаном 10 поднимается вверх до соприкосновения клапана с выпускным седлом 9 штока 7, после чего выпуск воздуха прекращается. Таким образом осуществляется следящее действие. Если ру коятку отпустить, что она из любого промежуточного положения автоматически возвращается в переднее Только в крайнем заднем положении фиксатор 8 рукоятки входит в специальный вырез и удерживает рукоятку. При этом воздух из вывода / полностью выходит в атмосферный вывод //, так как поршень // упирается в тарелку пружины 2 и клапан 10 не доходит до выпускного седла. Для растормаживания пружинных энергоаккумуляторов рукоятку необходимо вытянуть в радиальном направлении. При этом фиксатор выходит из паза стопора и рукоятка свободно возвращается в переднее положение.