4.1 Общие сведения о тормозном приводе
Пневматический тормозной приводприменяется на грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности, автопоездах и автобусах.
Привод облегчает управление автомобилем, обеспечивает удобство привода тормозных систем автомобиля и прицепа, более эффективен по сравнению с другими приводами и обеспечивает использование сжатого воздуха на автомобиле для различных целей (открытие и закрытие дверей автобуса, накачивание и поддержание давления в шинах, привод стеклоочистителей и др.).
Однако пневмопривод менее компактен, сложен по конструкции и в обслуживании, более дорогостоящий и имеет большое время срабатывания (в 5—10 раз больше, чем у гидропривода).
Пневматический тормозной привод включает в себя следующие приборы:
питающие — компрессор, ресиверы (воздушные баллоны);
управляющие — тормозные краны, клапаны управления тормозными механизмами прицепа и полуприцепа;
исполнительные — тормозные камеры, тормозные цилиндры;
регулирующие — регулятор давления компрессора, регулятор тормозных сил и др.;
улучшающие эксплуатационные качества и надежность — влагоотделители, защитные, ускоряющие и другие клапаны;
сигнальные — сигнализаторы различного типа.
В тормозной системе автомобиля с пневмоприводом тормозные механизмы приводятся в действие энергией сжатого воздуха, а водитель только воздействует на управляющие (воздухораспределительные) приборы.
Пневмопривод современного автомобиля предусматривает вывод для торможения прицепа (полуприцепа).
В зависимости от используемого пневмооборудования автомобиль-тягач и прицеп могут соединяться по однопроводный, двухпроводный или комбинированной схеме. При комбинированной схеме к тягачу могут присоединяться прицепы оборудованные как по однопроводной так и и по двухпроводной схемам.
4.2 Устройство пневматического тормозного привода
На рисунке 1 показана схема пневматического тормозного привода.
1 – компрессор, 2 – манометр, 3 – рессиверы, 4 – тормозная педаль, 5 – тормозной кран, 6 – передние тормозные камеры, 7 – передние тормозные механизмы, 8 – трубопроводы, 9 – задние тормозные камеры, 10 – задние тормозные механизмы, 11 – соединительная головка для соединения с тормозной системой прицепа
Рисунок 1 – Рабочая тормозная система пневмопривода
4.3 Принцип работы пневматического тормозного привода
При работе двигателя воздух, поступающий в компрессор через воздушный фильтр, сжимается и направляется в баллоны, где находится под давлением. Давление воздуха устанавливается регулятором давления, который находится в компрессоре и обеспечивает его работу вхолостую при достижении заданного уровня давления. Если водитель производит торможение, нажимая на тормозную педаль, то этим он воздействует на тормозной кран, открывающий поступление воздуха из баллонов в тормозные камеры колесных тормозов.
Тормозные камеры поворачивают разжимные кулаки колодок, которые разводятся и нажимают на тормозные барабаны колес, производя торможение.
При отпускании педали тормозной кран открывает выход сжатого воздуха из тормозных камер в атмосферу, в результате чего стяжные пружины отжимают колодки от барабанов, разжимный кулак поворачивается в обратную сторону и происходит растормаживание. Манометр, установленный в кабине, позволяет водителю следить за давлением воздуха в системе пневматического привода.