Конституция Франции 1791 года — французская конституция, принятая Национальным собранием 3 сентября 1791 года

Граждане — вопреки «декларации», признавшей общее равенство в правах — делились на «активных» и «пассивных»: активными могли быть только те природные и натурализованные французы, которые достигли 25-летнего возраста, имели оседлость в городе или кантоне в течение известного времени, платили прямой налог в сумме не менее трехдневной заработной платы, ни у кого не состояли в услужении и принесли гражданскую присягу. Беднейшая часть нации лишалась, таким образом, политических прав. Активные граждане, на своих «первичных» собраниях, избирали, кроме муниципальных властей, «выборщиков», уже с большим имущественным цензом; в каждом департаменте выборщики образовали избирательное собрание, которое, кроме департаментской администрации, избирало представителей в законодательное собрание из среды всех активных граждан.

Члены законодательного собрания избирались на два года и считались представителями не отдельного департамента, а целой нации. Законодательный корпус обновлялся на основании закона, без созыва королём; он предлагал и декретировал законы, заведовал финансами, национальными имуществами, сухопутными и морскими силами; ему же принадлежало, совместно с королём, право войны и мира.

В руках короля находилась исполнительная власть, которой, однако, он мог пользоваться только через ответственных министров; последними не могли быть члены собрания, что уничтожало единственное связующее звено между королевской властью и народным представительством. Король не мог распускать законодательное собрание, не имел законодательной инициативы и имел право лишь приостанавливающего вето. Личность его объявлялась священной и неприкосновенной. Он должен был считаться отказавшимся от престола в трёх случаях: если не присягнет конституции или возьмёт назад данную присягу; если станет во главе армии против нации или формальным актом не воспротивится восстанию, задуманному во имя короля; если, удалившись из королевства, не вернётся в назначенный срок, по приглашению законодательного корпуса.

 

56. Конституция 1793 г. во Франции. Якобинская диктатура.

 

Сразу после событий 2 июня 1973 г (изгнание депутатов-жирондистов из конвента) во многих департаментах вспыхивают антиякобинские мятежи. Чтобы усилить свои позиции якобинцы разрабатывают проект новой конституции.

24 июня 1793 г. Конвент принял новую Конституцию. Согласно ей, республикой должно было управлять однопалатное собрание, избираемое прямым голосованием всех граждан мужского пола, достигших 21 года. Франция по ней оставалась республикой, провозглашалось право французского народа на трудовое и социальное обеспечение и бесплатное образование. Наряду с представительным органом предпо­лагалось введение элементов прямой демократии: законы переда­вались на утверждение первичным собраниям избирателей, и тот закон, против которого высказывалось определенное количество таких собраний, подлежал вынесению на референдум. Подобная процедура участия каждого гражданина в законотворчестве, не­сомненно, импонировала массам своим демократизмом, но едва ли была реально осуществима. Впрочем, якобинцы и не стали немедленно вводить Конституцию в действие, отложив это до «мирного времени».

Но якобинцев нельзя считать социалистами, т.к. они заявили о частной собственности.

Проект конституции вызвал критику бешенных (радикальная группировка, близкая к социалистам). Под их влиянием в департаменте «P»-Альвадос вспыхивают новые восстания. Во время восстаний убито много якобинцев, встала угроза потери власти якобинцами. Якобинцы начинают решать в пользу крестьян аграрный вопрос:

3 июня 1793 г. они принимают декрет о продаже земель эмигрантов с торгов; 10 июня 1793 г. принимаю декрет о возвращении сеньорам-крестьянам отнятых общинных земель. Декрет говорил о праве общины разделить земли между своими членами; 17 июня 1793 г. – безвозмездно уничтожаются все феодальные платежи и повинности крестьян. Благодаря этому декрету крестьяне стали собственниками своих земель. Основная масса населения Франции поддерживала якобинцев. Это позволило перейти якобинцам к ликвидации в короткое время янтиякобинских мятежей, а также позволило эффективно вести военные действия с коалицией.

Якобинцы стали придерживаться жесткой политики в решении продовольственной проблемы. 27 июля 1793 г. – декрет о смертной казни за спекуляцию. Удалось снизить масштабы спекуляции, но продовольственную проблему решить не удалось. Якобинцы стали активно бороться с контрреволюцией внутри страны. 5 сентября 1793 г. был принят декрет о создании революционной армии. Ее функция – подавление контрреволюции.

17 сентября 1793 г. принят закон о подозрительных. Под эту категории подходили все те, кто публично высказывался против якобинцев (радикалы и роялисты). По конституции конвент должен быть распущен и власть должна быть передана законодательному собранию, но якобинцы этого не делают. А формируют временное правительство 10 октября 1793 г. – это положило начало якобинской диктатуре. Диктатуры осуществляли следующие органы:

1) комитет общественного спасения. Обладал самыми широкими полномочиями. Осуществлял внутреннюю и внешнюю политику, по его санкции назначались командиры армии; по его плану разрабатывались военные действия; комитет вобрал в себя все министерские функции.

2) комитет общественной безопасности. Выполнял чисто полицейские функции.

Эти 2 комитета стали проводить политику борьбы с оппозицией. Они начали преследовать всех недовольных якобинским режимом. Казнили без суда и следствия на местах. С этого момента начинается массовый террор. Сначала якобинцы боролись только с роялистами, затем они стали бороться со своими бывшими союзниками.

Из-за вступления Англии в войну с Францией якобинцы вынуждены решить вопрос об укреплении сил. С середины 1793 г. они начинают реорганизацию армии. Она предусматривала:

-соединение линейных полков с добровольческими

-чистку командного состава (все оппозиционные офицеры заменены офицерами проякобинской ориентации;

-происходит массовый набор в армию, согласно декрету от августа 1793 г. о всеобщей мобилизации (численность армии достигла 650 тыс. человек);

-начинается строительство оборонных заводов (по производству пушек, ружей, пороха);

-в армию внедряются новые технологии – аэростаты и оптические телеграфы;

-изменяется тактика военных действий, которая предусматривала теперь основной удар при концентрации всех сил.

В результате данной реорганизации якобинцам удалось постепенно очистить страну от войск коалиции. Осенью 1793 г. австрийские войска изгнаны с территории Франции. Летом 1793 г. от австрийских войск очищена Бельгия. Французская армия переходит на тактику захватов. Параллельно с эти якобинцы реформирую общественный строй. Они стремились полностью покончить со старыми традициями и утвердить новую республиканскую эру французской истории. Они активно бурятся с католической церковью. С осени 1793 г. всех католических священников изгоняют, церкви закрывают, в Париже запрещают католическое богослужение. Эта политика оказалась непопулярной среди народа. Тогда якобинцы отказываются от этих мер и принимают декрет о свободе культа.

Якобинцы вводят новый французский революционный календарь (началом новой эры во Франции стал считаться 1792 г. – год провозглашения Франции республикой). Календарь действовал до 1806 г.

С течением времени в якобинском блоке начинает назревать кризис. Весь блок становится полем противоборства 3 группировок:

1) самые радикальные – бешенные. Лидер Эбер. Они требовали углубления революции, разделить крупные фермы между крестьянами, хотели перехода от частной к коллективной собственности.

2)Робеспьеристы (лидер диктатор М. Робеспьер). Выступали за проводимую политику, но против имущественного равенства. Они были ярыми частнособственникками.

3)снисходительные (лидер – Дантон). Ратовали за немедленное прекращение террора, за внутренний мир в стране, за стабильное развитие капитализма в стране. Им даже политика якобинцев казалась слишком радикальной.

Робеспьер пытался лавировать, но как только он удовлетворял интересы бешеных, то выступали снисходительные и наоборот. Это случилось при принятии в феврале 1794 г. Лантоских законов. Они предусматривали раздел имущества всех подозрительных между бедняками. Бешеные посчитали закон неполным и стали вести в народе пропаганду за свержение якобинцев. В ответ Робеспьер арестовал лидера бешеных Эбера, затем последнего казнили, т.е. провели террор против левой оппозиции. В итоге самые беднейшие слои отвернулись от Робеспьера, якобинский режим стал терять народную поддержку. В апреле 1794 г. он начал аресты снисходительных. Они обвинили Робеспьера в желании восстановить монархию. Активисты снисходительных арестованы.

Лидерами заговорщиков в конвенте были Тольен и Барас. 9 термидора (27 июля 1794 г.)

По новому календарю на заседании конвента один из депутатов в шутку предложил арестовать Робеспьера. Депутаты проголосовали за это. Робеспьера отправили в тюрьму, где впоследствии он был отпущен. Робеспьеристы попытались блокировать здание конвента. Робеспьеристы арестованы. 28 июля 1794 г. Робеспьер и его сторонники 9всегшо 22 человека) казнены. Якобинская диктатура пала.

Главным итогом Великой французской революции было радикальное разрушение феодально-абсолютистского строя, утверждение буржуазного общества и расчистка путей для дальнейшего развития капитализма во Франции. Революция полностью ликвидировала все феодальные повинности, превратила крестьянское держание (как и дворянский домен) в буржуазную собственность, решив тем самым аграрный вопрос. Французская революция решительно уничтожила всю систему феодально-сословных привилегий. По характеру революция была буржуазно – демократической.

 

57. Режим Директории во Франции. Конституция 1795 г.

 

Аресты и казнь последних якобинских вождей были совершены так называемыми «термидорианцами» — противниками якобинцев из числа умеренных буржуазных лидеров, которые к лету 1794 г. составляли большинство в Конвенте. После свержения якобинской диктатуры они провозгласили «эру милосердия», но и она положила начало новому террору — теперь уже против якобинцев. Прежде всего были ликвидированы чрезвычайные революционные органы: Якобинский клуб, Комитет общественного спасения, революционные комитеты и трибуналы. Также упразднялись некоторые, причем явно не буржуазные, революционные нововведения (отменена система принудительной таксации цен и заработной платы).

Однако нерешенность многих проблем и начавшийся контрреволюционный террор привели к всплеску народных выступлений в 1795 г. В этих условиях основной задачей термидорианцев стал поиск форм новой власти.

В соответствие с принятой Конвентом в августе 1795 г. новой Конституцией создавалась новая система высших государственных органов.

Законодательная власть состояла из двухпалатного законодательного корпуса, включавшего:

· Совет старейшин, формируемый из 250 делегатов от департаментов (право утверждения законопроектов);

· Совет пятисот, избираемый департаментскими собраниями (право законодательной инициативы).

Исполнительная власть была представлена Директорией — ежегодно обновляемым на одного члена особым комитетом из пяти директоров, избираемых тайным голосованием депутатами законодательного корпуса. Каждый из директоров по три месяца в году председательствовал в Директории, возглавляя созданное ею правительство и подписывая принятые законодательным корпусом законы.

Непрочность позиции и отсутствие политического курса, внутренние заговоры, опасность роялистского путча, а также явная неспособность справиться с экономическими трудностями приводили к нестабильности действий Директории («политика качелей»), что вызывало постоянное раздражение народных масс и, что было еще более опасным, брожение в армии.

В этих условиях Директория, явно тяготясь своим положением, начала искать сильную личность, способную взять ситуацию под контроль. В конечном счете выбор остановился на молодом и амбициозном бригадном генерале — Наполеоне Бонапарте (1769—1821).

32

Конституция 1799 г. Франции и государственный строй консульства Наполеона Бонапарта 1.

Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.

Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.

Конституция 1799 г. (по республиканскому календарю — Конституция VIII года) Конституция юридически закрепляла новый режим.

Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство по плебисциту. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями:

· он осуществлял исполнительную власть,

· назначал и смещал по своему усмотрению министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей.

· Ему принадлежало право законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Конституция назначила первым консулом Наполеона Бонапарта.

В качестве органов законодательной власти учреждались:

· Государственный совет,

· Трибунат,

· Законодательный корпус

· Охранительный сенат.

В действительности они были лишь пародией на парламент. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул.

ü Государственный совет осуществлял редактирование этих законопроектов,

ü Трибунат их обсуждал,

ü Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений,

ü Охранительный сенат утверждал.

Таким образом, эти органы, ни один из которых не имел самостоятельного значения, лишь маскировали единовластие первого консула.

Процедура их формирования еще более усиливала их зависимость от исполнительной власти:

ü Члены Государственного совета назначались первым консулом.

ü Охранительный сенат состоял из пожизненно назначенных членов (в дальнейшем их выбирал

ü Сенат из кандидатов, выдвинутых первым консулом, Законодательным корпусом и Трибунатом),

ü члены Законодательного корпуса и Трибуната назначались Сенатом.

Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.

 

58. Государственный строй Франции в период консульства и империи.

 

осударственно-политический режим, установившийся во Франции после принятия Конституции 1795 г., обладалвнутренней неустойчивостью как в конституционном, так и в социально-политическом отношении. Конституционно республика основывалась на взаимоисключающем положении законодательной власти и правительства – Директории. Борьба между ветвями власти была изначально предопределена. К тому же сам по себе орган, тяготевший к правительственной диктатуре. Директория была построена по псевдовыборному принципу. Социально-политически термидорианский переворот был воспринят как поражение радикальной революции. Это вызвало в стране, с одной стороны, рост движения и даже мятежей «левых якобинцев» и новых радикалов, боровшихся с «предателями народа», а другой – возрождение монархических стремлений в обществе.

Первые выборы по Конституции 1795 г. принесли «термидорианцам» победу с трудом и только опираясь на особые законы о преемственности власти. Уже выборы 1797 г. завершились разгромом республиканцев и формированием в законодательном корпусе открыто промонархического большинства. Были приняты законы в пользу эмигрантов и репрессированных священников. Вводились политические ограничения в отношении лиц, причастных к «Большому террору». Конфликт Директории и законодательных советов разрешился проправительственным военным переворотом (сентябрь 1797 г.). Под руководством военных были лишены полномочий более 200 депутатов и лидеров монархистов, проведен общий поворот политики влево. Вместе с тем конституция оказалась нарушенной, и Директория тесно связала свою судьбу с армией. В период чрезвычайного правительственного режима Директории (1798-1799) непопулярные политические меры, параллельно с поразившим страну финансовым и экономическим кризисом, вновь вызвали общественное напряжение. Выборы 1799 г. вновь, даже при значительном правительственном давлении, принесли победу роялистам. Законодательный корпус возобновил давление на Директорию. С другой стороны, в стране возродилось движение «неоякобинства», даже открыто коммунистического содержания. Все вместе вызывало закономерные опасения имущего класса, ставшего главной силой после революции. Политические стремления стали клониться в сторону военной диктатуры, которая бы оградила основные завоевания революции. Такие позиции находили полную поддержку в новой армии – особенно в условиях, когда французская армия развернула широкие экспансионистские действия в Италии, в Средиземноморье, повела войну с Англией.

Правительственный заговор, во главе которого стал виднейший деятель Учредительного собрания и член Директории аббат Сийес, завершился военным переворотом 18 брюмера VIII года (9 ноября 1799 г.). Воспользовавшись политической провокацией (псевдозаговором якобинцев), верные Директории войска разогнали законодательный корпус. Лидером переворота стал генерал Наполеон Бонапарт, прославившийся в Итальянскую кампанию и пользовавшийся громадной популярностью в армии. Остаток депутатов парламента санкционировали подготовленные Сийесом государственно-политические перемены: вместо Директории правительственная власть передавалась Исполнительной комиссии из трех консулов (Сийес, Бонапарт, Дюко), вместо законодательных советов образовывались две законодательные комиссии по 25 членов, которым поручалось выработать новую конституцию исходя из новой системы власти. Диктатура, в том или ином виде сопровождавшая республиканский строй Франции с момента его формирования, вновь обретала отчетливый вид.

Режим Консульства получил законченное воплощение в новой конституции, подготовленной к декабрю 1799 г. Первоначальный проект ее, разработанный Сийесом, был отвергнут. Хотя многие важные его идеи (отказ от прямого народного представительства и введение выборных списков именитых людей, из которых бы формировалась власть, система нескольких взаимоисключающих по правам законодательных институтов, первенство правительственной власти) были сохранены. Сийес, кроме того, попробовал оградить конституцию от чисто военно-административной личной власти, а также возродить идею непререкаемых гражданских прав. Бонапарт, обнаруживший стремления к личному первенству, предложил иной проект от своего имени. Проект не был даже поставлен на голосование, члены законодательных комиссий подписали его поодиночке. Новая конституция была властно навязана Бонапартом, и переворот 13 декабря 1799 г. был более значим, чем предыдущий. Конституция была одобрена общим плебисцитом (3 млн.: 1562 чел.). Всеобщее избирательное право, отстаиваемое Бонапартом, стало орудием установления единоличной диктатуры полувоенного образца.

Конституция 1799 года (в 95 ст.) установила своеобразный республиканский строй с преобладанием исполнительной власти, а в рамках исполнительной структуры – преобладанием единоличной власти. Формально было восстановлено всеобщее избирательное право – с 21 года при соответствующем цензе оседлости и при самостоятельности статуса. Реально низовые избиратели только косвенно участвовали в формировании органов государственной власти: избиратели коммуны делегировали 1/10 себя в т. н. коммунальный список, те – 1/10 в следующий, департаментский, 1/10 тех составляла национальный список*, из которого назначались члены законодательного корпуса и других институтов. Списки нотаблей (избранных) первых уровней служили также для формирования из них коммунальных и департаментских властей.

* В условиях Франции начала XIX в. 1/1000 пригодных кандидатов немногим количественно превышала 1 тыс. чел., так что выбор был весьма относительным: просто делегировали полномочия лицам предусмотренного конституцией статуса.

Законодательный корпус состоял из 4 отдельных органов. Проекты законов представлялись только от правительства – из Государственного совета (численностью в 30-40 членов, назначаемых Первым консулом). Обсуждения законов, а также первичное утверждение происходило в Трибунате (из 100 членов, отбираемых на 5 лет из кандидатов старше 25 лет с ежегодным обновлением на 1/5). Утверждение или отклонение законов осуществлял Законодательный корпус (из 300 членов старше 30 лет, 1/5 которого также ежегодно обновлялась); причем конституция прямо запрещала ему «подвергать обсуждению проекты». Окончательное утверждение и проверку конституционности законов проводил Сенат (в составе 24 членов, назначаемых пожизненно из лиц старше 40 лет; пополнение Сената осуществлялось им самим кооптацией из кандидатов, представленных другими государственными органами). Этот сложный механизм представительства был разработан Сийесом в осуществление принципа: «Доверие должно идти снизу, власть – сверху». В конце концов решающее слово оставалось за вполне независимым Сенатом. Однако вне правительства законодательный корпус был попросту обречен на паралич своей деятельности.

Исполнительная власть поручалась трем консулам. Формально их назначал Сенат. Но имена первых консулов были зафиксированы конституционно. Реальной полнотой власти обладал только Первый консул (Бонапарт); он обнародовал законы, составлял Государственный совет и правительство, назначал всех должностных лиц в государстве, включая судей большинства судов, объявлял войну и заключал мир. Власть его оказалась шире, чем полномочия короля по Конституции 1791 г. Второй и третий консулы имели только совещательный голос при «других правительственных актах». Министры были подотчетны консулам. Никакого средства против диктатуры исполнительной власти, и особенно Первого консула, конституция не предусматривала.

Установленный Конституцией VIII года режим консульства был очевидно переходной политической формой. Обстоятельства сложились так, что режим эволюционировал в особую разновидность монархии, реально основанной на военной диктатуре – цезаризм.

 

59. Французский гражданский кодекс 1804 г.

 

Принципы в интересах буржуа, закрепляли ликвидацию феодальных отношений – прогрессивное значение. В основе – равенство граждан, неограниченное право частной собственности, свобода предпринимательства.

Кодификация гражданского права была актуальной проблемой во время революции. В конституции 1791 задачей было кодификация гражданского права. Январь 1793 конвент по кодификации, который руководил Калибасерес. В Авс представлен конвенту проект гражданского кодекса, но он был отклонен, так как слишком юридизирован. 1794 второй проект отклонен, третий проект разрешен, но поручен директории – Июнь 1796Ю который был одобрен, но в действительность не вступил.

После перев 1799 созд в 1800 г новая комиссия для кодификации кодекса. И за 4 месяца подготовили проект кодекса. Но он должен был пройти 4 инстанции- в трибунате начиналась критика брачно-семейных норм и Наполеон забрал его. Вступил в действие в 1804. При составлении кодекса использовались: 1) нормы религиозного права 2) нормы средневекового права, которые не противоречили буржуазным отношениям. 3) революция законодательства 4) материала прежних кодификационных комиссий

Система кодекса.

Состоит их вводного титула из 2х книг: о лицах, о вещном праве, обязательственное права. Институциональная система - -как институция Гая.

Книга о лицах

Посвящена физическим лицам, те права и обязанности французских граждан. Всякий француз пользовался гражданскими правами (ст8). Различались граждане которые могли быть лишиться_ гражданства: смерть, когда осужденный терял собственность на имущество и тд и политические права.

Кодекс не знает понятие юридического лица, тк была сравнительно не развито капиталистических отношений и законодатели опасались, что под юридическим лицом могут возродить средневековые учреждения.

Книга о вещном праве

Все имущество делилось движимое и недвижимое (ст 517 – недвижимое имущество, земля учуст – по природе, с\х инвент – по цели предназначения и тд. – сочетание абстрактного и конкретики)

Центрального место занимал институт собственности. Право собственности – право пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютном образом, поскольку это не запрещалось законом. Во многом влияние римского права, свободной собственности, отсутствия феодальных ограничений. Собственник или право на вещь и на все, что она производит, - право на доход. Ст 545 свят и неприкосновенность собственности. Особо большие права у земельного собственника. (ст 552): имели право на все, что над землей и под землей (но вскоре это стало ограничиваться) – необл права земл собственника.

Право собственности: узуфрукт. Как и в римском праве это право пользования чужими вещами с присвоением плодов и с обязанностями сохранить сущность вещи. Узуф-й для пользования вещью, как хороший хозяин, мог пользоваться всеми вилами плодов, мог продавать и уступать свое права безвозмездно. Если собственник придаст такую вещь, то в праве изменений не произойдет. Если улучшит вещь и ее стоимость возрастет, то не мог требовать возмещения.

Узус (нет такого термина), т е право пользования вещью и право проживать в доме. Пользователь мог присвоить только плод, сколько нудно для его пользы. Не мог уступить, сдать в наем свое право.

Сервитут – обременение, наложение на имение в целях использования имения, принадлежавшее другому собственнику. Нижележащие участки обязаны принимать воды с вышележащего участка. Если у соседа общая стена между участками, то 1 сосед не может без согласия другого проделать окно. Право прохода, пользования вожжой и т.д.

Институт владения не был тщательно разработан. Владение – обладание вещью. (добросовестное, если обладатель заблуждается в совеем праве на вещь, то по сроку давности, на недвижимое 10-20 лет, для движимого – 3 года.

Книга об обязательственном праве.

Способы, которые приобретают собственность.

Договорное право:

1. договор – соглашение, посредством которого 1 или несколько лиц обязываются пред другими лицом дать или сделать.

Принципы договорного права: 1) свобода договора, те содержание договора определено договаривающимися сторонами. Не должно быть насилия. 2) равная правоспособность сторон в договоре 3) имел силу закона, те строгая обязательность (ст 134)

Виды договоров:

1. купли-продажи (1582 ст) - соглашение по которой одна из сторон обязывается предоставить вещь, а вторая оплатить ее Ст 1583 – обязан выплатить вещь. Покупатель рассматривается как собственник. если товар должен быть продан весом, счетом или мерой, то риск случайной гибели на продавец, до того как товар не будет отмерен.

Но продавец обязан: предоставить вещь, дать гарантию в отношении вещи, снок владелец в отношении вещи, ответственность за эвикцию, за скрытые недостатки (ст 1682, 83).

Покупатель обязан: уплата цены, ст 1674 если продавец потерпел ущерб более 7\12 цены недвижимо, то мог требовать признание продажи ничтожным. Но в пользу покупателя, но причиной ущерба продавец не мог быть признан ничтожным.

2. Договор найма (ст 1741, 1742, 1743) 1) наем вещей 1709 2) наем работ 1710

Ст 1780, 1781 – вопросы труда, 1780 обязана предоставить услуги лишь на срок выполненного определенного дела, 1781 единственная статья, где отступают от равенства сторон.

3. договор займа. Различали 2 вида займа: вещи, которые могли быть пользоваться без их уничтожения и заем вещи, который потребитель….

Ссуда- договор, в силу которого одна из сторон предоставляет другую вещь для пользования с обязательством вернуть ее после пользования. Безвозмездность, собственником является ссудодатель, получив ссуду обязуется забоится о сохранности вещи как хороший хозяин. Риск случайной гибели на собственника – ст 1882 если вещь случайно погибла, но ссудонаниматель мог оградить ее от гибели, но этого не сделал, то он несет ответственность за гибель.

Заем – договор по которому одна сторона предоставляет другой некоторое количество вещей, которые потребуются, с обязательным возвращением столько же того же вида и качества. Заемщик становился собственником, на него падал риск гибели вещи.

Брачно-семейное право.

Книга 1, 3. Кодекс закрепил светский брак 9граждаснкий), который закрепляется не церковью, а чиновниками и записывался в акте. Закреплялось главенство мужа и отца в семье. Муж покровительствовал жене, указывал местожительства. Неравное положение в имущественных отношениях, жена не может выступать в суде без разрешения мужа, но если муж не разрешит, то судья. Может составить завещание без разращение мужа. Кодекс дополнительный развод, супруги могли обоюдно требовать развода в силу: тяжкие обиды, неверность мужа и жена. Власть отца над детьми (373).

Наследственное право

Широкие права наследия, но учитывались интересы родственников. Предполагалась обязательная наследованная доля которая предназначалась детям: если 1 ребенок то 1\2 имущества, если 2 то по своему усмотрения лишь 1\3, если 3 и более то распоряжалось 1\4 имущества.

Следовательно, Французский гражданский кодекс имел большое значение. Оказал большое влияние на законодательство в других странах. На ряду с гражданским был прият торговый кодекс (1807), который был построен на основах гражданского.

Уголовно-процессуальный кодекс.

Большое влияние оказали идеи просветления 18 века. В уголовном праве: Бекария, который высказал принцип равенства перед уголовным законодательством, соответственно как преступлению, незыблемости наказания. Был против смертной казни, предлагал ввести пожизненные каторжные работы. Феербах «никакого преступления без закона и никакого наказания без закона». Филанджелий Наказание должно вести к исправлению преступника. Выступал за депортацию.

В конце 18 в был принят кодекс в 1791, обновлен в 1795 0 свод уголовного и уголовно-процессуального права. Содержали принципы равенства всех пред законом и тд. После Наполеонского переворота начинается работа по составлению уголовного кодекса- комиссия, которой руководил Торже. Много споров о суде присяжных, смертной казни. Со временем было решено разработать отдельно уголовный и уголовно-процессуальный кодекс. Работа на УПК завершена в 1808, а УК в 1810. Но вступил в силу с 1811.

 

60. Французский уголовный кодекс 1810 г.

 

История создания, состав и общие принципы. Над созданием Кодекса работала комиссия по кодификации уголовных законов во главе с юристом Тарже (с 1801 г.). Уголовный кодекс (Code Pénal) был принят в 1810 г. и вступил в силу с 1 января 1811 г. (вместе с Кодексом уголовного расследования). С определенными модификациями и дополнениями он продолжал действовать во Франции до 1994 г. (тогда в силу вступил новый УК 1992 г.). УК 1810 г. оказал сильное воздействие на формирование уголовного права в различных странах мира: Австрии, Пруссии, Голландии, Бельгии, Турции, Японии и др. Его признают «классическим образцом» уголовного законодательства.

Кодекс состоит из Предварительных постановлений и четырех книг. Вместе с Предварительными постановлениями первые две книги составляют Общую часть УК. В ней рассматриваются общие вопросы назначения наказаний, их виды, возникающая уголовная ответственность. Третья и четвертая книги составляют Особенную часть УК, где приводятся конкретные виды преступных деяний.

В УК 1810 г. были закреплены новые принципы права, введенные во время Великой революции: принципы юридического равенства, пропорциональности наказаний и преступлений, недопустимость обратного действия закона. В вопросе об определении преступлений и наказаний УК 1810 г. исходит из двух принципов, известных уже в эпоху Просвещения: nullum crimen sine lege et nulla pœna sine lege («нет преступления без закона и нет наказания без закона»). Последовательная реализация данных принципов на практике при казуистической технике изложения норм приводила к очень подробному и детальному описанию всех преступных деяний и надлежащих наказаний.

В понимании целей наказания авторы Кодекса исходили из представления о вреде, наносимом обществу уголовным деянием. Закон должен предотвращать распространение преступлений в обществе путем угрозы применения наказания, т.е. устрашением. Именно устрашение, а не возмездие преступнику предусматривалось как цель наказания по Кодексу 1810 г.

Кодекс не устанавливал минимальный возраст наступления уголовной ответственности. Поэтому к суду могли привлекаться даже дети 5–6 лет. Но к лицам, не достигшим еще 16 лет, должны были применяться менее суровые наказания. Вводились и ограничения для лиц старше 70 лет. Мера ответственности зависела от субъективной вины. Принималось во внимание, действовал ли обвиняемый с разумением или нет. Безумие и принуждение к совершению преступления силой являлись основаниями для освобождения от уголовной ответственности. Освобождались от ответственности и лица, совершившие преступление в ответ на неправовые действия и в случае необходимой обороны. Кодекс также дает описание форм соучастия в преступном деянии в виде подстрекательства и пособничества.

Классификация преступных деяний. Все преступные деяния, по Кодексу, делятся на три вида: нарушения (contraventions), проступки (délits), преступления (crimes). Квалификация деяния идет в зависимости от назначаемого наказания. Нарушения – это деяния, наказываемые полицейским наказанием; проступки – исправительным наказанием; преступления – мучительным или позорящим наказанием.

Преступления и проступки. Все они делятся на действия против публичных интересов и на действия против частных лиц. Преступления и проступки против публичных интересов включают в себя действия, направленные:

1) против безопасности государства, внешней или внутренней;

2) против имперской Конституции;

3) против общественного спокойствия.

К преступлениям и проступкам против безопасности государства относились посягательства и заговоры против императора и его семьи (определяемые как «оскорбление величества»), участие французских граждан в войне против Франции, связи с иностранными государствами с враждебными намерениями, развязывание гражданской войны внутри государства, незаконное применение военной силы и другие деяния. К преступлениям и проступкам против имперской Конституции относились нарушения избирательных прав граждан и различные должностные преступления. К преступлениям и проступкам против общественного спокойствия были отнесены фальшивомонетничество, подделка документов, подкуп должностных лиц, оказание неповиновения или неуважения публичной власти (включая мятеж) и пр.

Преступления и проступки против частных лиц подразделяются на две категории:

1) против личности;

2) против собственности.

К первым относились убийство, нанесение ран и членовредительство, нанесение оскорблений и клевета. Особо говорилось о преступлениях против семьи и нравственности (изнасилование, прелюбодеяние и нарушение семейных устоев). Ко вторым были отнесены: различные виды краж; банкротство, мошенничество и прочие виды обмана; нарушения в сфере промышленности и торгового оборота (сюда относились и стачки рабочих, подлежавшие уголовному преследованию).

Полицейские нарушения. От преступлений и проступков отделялись полицейские нарушения. Это были незначительные правонарушения, такие как: нарушение правил дорожного движения, правил почтовой пересылки, мер и весов и пр.

Наказания. Уголовными наказаниями являлись наказания мучительные и позорящие или только позорящие. К мучительным и позорящим УК 1810 г. относит: 1) смертную казнь(в единственной форме – отсечение головы на гильотине; за отцеубийство и приравненные к нему посягательства и заговоры против императора и его семьи назначалась смертная казнь с предварительным отсечением кисти правой руки (так называемое «четвертование»); 2) каторжные работы пожизненные; 3) депортацию (перемещение лица из одного места в другое для постоянного проживания, обычно – из метрополии в колонию); 4) каторжные работы срочные (срок от 5 до 20 лет); 5) смирительный дом (тюремное заточение на срок от 5 до 20 лет или тюремное заключение на срок от 5 до 10 лет с обязательным привлечением заключенного к работам (при заточении работы не применяются); пожизненное тюремное заключение отсутствовало). В определенных случаях вместе с мучительным наказанием могли назначаться клеймение и общая конфискация имущества. Ко второй категории уголовных наказаний (только позорящим) Кодекс относил: 1) выставление у позорного столба в ошейнике; 2) изгнание; 3) гражданскую деградацию (она выражалась в лишении избирательных прав и права занимать должности). В Кодексе был предусмотрен также институт гражданской смерти – лишение всех прав политических, гражданских и семейных. Состояние гражданской смерти наступало в случае присуждения лица либо к пожизненным каторжным работам, либо к депортации. Но приговоренные к срочным каторжным работам, изгнанию, смирительному дому или выставлению у позорного столба в ошейнике тоже теряли часть своих прав. В частности, они теряли право на ношение оружия и службу в имперских войсках, не могли быть присяжными заседателями, не могли давать показания суду под присягой и т.д.

Рецидив преступления наказывался путем усиления установленной законом кары. Так, при совершении нового преступления, которое наказывается пожизненными каторжными работами, суд был вправе приговорить преступника к смертной казни.

Исправительными наказаниями являлись: 1) тюремное заключение (на срок от 6 дней до 5 лет в исправительном доме с выполнением работ по своему выбору); 2) временное лишение прав политических, гражданских или семейных; 3) штраф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: