Предпосылки войны за независимость американских колоний Англии в XVIII в

К их числу относятся: во-первых, отсутствие феодализма в качестве предшествующей капитализму общественно-экономической формации.

Во-вторых, наличие рабства, приведшее, в конце концов, к Гражданской войне 1861-1865 гг.

В-третьих, наличие обширных, свободных земель колонизируемых скваттерами (лица самовольно захватывающие свободные земли и создающие фермерское хозяйство).

В-четвертых, огромное влияние пуританизма в Новой Англии. Теория пуританизма решительно отвергала наслаждение богатством, призывала сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишество. Одновременно она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционной этики христианства, разрывала оковы, ограничивающие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и угодное Богу занятие. Она требовала от богатых людей не умерщвления плоти, а такое употребление богатства, которое служило бы необходимым и практических целям. Мишурному блеску рыцарского великолепия с его шаткой экономической основой пуританство противопоставляло идеал уюта дома с его безупречной чистотой и солидарностью. Борясь за производительность богатства, пуританизм ратовал против недобросовестности, и против инстинктивной жадности. Лозунг пуритан: «мы обязаны призывать христиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и сберегали все, что можно, т.е. стремились к богатству».

На восточном побережье Северной Америки в XVII в. были образованы 13 английских колоний, заселенных переселенцами из Европы.

Первые колонии были чисто коммерческими предприятиями. Их правовой статус определялся договорами между Британской короной и акционерами той или иной компании. В последующем своем развитии отношения между короной и колониями во все большей степени приобретали политический характер.

Система британского колониального управления в своих основных чертах сложилась к концу XVII столетия. К этому времени было образовано 13 колоний, которые по своему правовому положению подразделялись на три группы.

1) Род-Айленд и Коннектикут были самоуправляющимися колониями. Фактически они представляли собой республики, поскольку все органы управления в них избирались.

2) Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежали частым владельцам.

3) Остальные восемь —Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия— являлись владениями британской короны. В этих колониях управление осуществлялось губернаторами, назначаемыми королем Англии. В них также создавались законодательные собрания. Но решения законодательных собраний могли быть отменены губернаторами либо королем.

Метрополия пыталась насадить здесь феодальные отношения. В северных колониях господствующее положение заняло фермерское хозяйство. Своеобразно развивались южные колонии, где на базе использования труда негров-рабов утвердилось крупное плантационное хозяйство.

В таких условиях в XVIII в. в колониях быстро расцветали рыночные отношения. Очень рано обнаружилось, что элементы феодализма, рабство негров, пестрота форм эксплуатации становились помехой на пути развития капитализма. А по мере развития колоний все нагляднее проявлялась связь между этими преградами и политикой метрополии, все яснее становилось, что невозможно покончить с ними, не освободившись от власти Англии.

В силу этого перед революцией в Северной Америке стояли две задачи:

1) утверждение демократического строя в результате ликвидации всех докапиталистических форм эксплуатации;

2) ликвидация колониального гнета, политическое объединение колоний в рамках единого самостоятельного государства. Наличие таких задач обусловило и особую форму революции в виде войны за независимость.

 

51. Война за независимость США. Декларация независимости.

 

В североамериканской революции также своеобразно выглядела расстановка классовых сил. Основной движущей силой были народные массы: фермеры, ремесленники, наемные рабочие, городская мелкая буржуазия. Помогали негры-рабы. Но руководство оказалось в руках национальной буржуазии и некоторой части плантаторов-рабовладельцев, выступавших в едином блоке. Лагерь контрреволюции был представлен господствующими классами Англии и лоялистами — теми элементами колонистов, которые поддерживали метрополию. Это часть плантаторов Юга, богатое купечество, королевские чиновники, священники англиканской церкви, крупные землевладельцы.

В 1774 г. был созван 1-й Континентальный конгресс, который обратился с посланием к королю и в знак протеста против притеснений английских властей объявил бойкот английским товарам. Но вскоре конгресс был распущен, что вызвало крайнее неудовольствие американцев. Вместо компромисса королевская власть сделала ставку на силовые ме­тоды решения проблем.

Революция в Северной Америке также прошла три этапа. Первый этап длился с 19 апреля 1775 г. по 4 июля 1776 г. В мае 1775 г. в Филадельфии начал работу II Континентальный конгресс, сыгравший роль первого американского правительства. Именно Конгресс оформил образование революционной армии во главе Дж. Вашингтоном. Вооруженная борьба с Англией переплеталась с борьбой против внутренней реакции. Большую помощь в подавлении роялистов оказали комитеты безопасности. Крупным рубежом стало принятие Конгрессом 4 июля 1776 г. Декларации независимости Соединенных штатов Америки. Юридически она не является источником права, но ее идеи оказали огромное влияние на развитие конституционно-правовой системы.

Согласно Декларации независимости все люди наделены неотъемлемыми правами, «в числе которых — жизнь, свобода и стремление к счастью». Для обеспечения этих прав устанавливаются правительства. Но если какая-либо форма правления становится губительной для этой цели «то народ в праве изменить или уничтожить ее и установить новое правительство». Именно таким, утверждала Декларация, было правление короля Великобритании, и перечисляла далее все те злоупотребления английского правительства, которые давали колониям основание для разрыва государственных связей с Англией и провозглашения нового независимого государства — Соединенных Штатов Америки.

С принятием Декларации независимости, начинается второй этап революции — период оформления нового государства и победы над его противниками. Длился он с 1776 г. по 1783 г. В это время был сделан первый шаг к объединению колоний в одно целое. В 1777 г. была одобрена конгрессом, а с 1 марта 1781г. вступила в силу первая конституция Соединенных Штатов под названием «Статьи конфедерации и вечного союза». Штаты вступали в дружеский союз «для общей защиты» для обеспечения своих вольностей, для взаимной и общей пользы». При этом каждый штат сохранял свое верховенство, свободу и независимость, всю полноту власти. Заведование общими делами осуществлял однопалатный Конгресс, полномочия которого ограничивались в основном вопросами обороны и внешних сношений. Для принятия решения требовалось согласие девяти штатов.

Конгресс учреждал также Комитет штатов. В итоге созданное в виде конфедерации объединение оказалось очень слабым: не было постоянного сильного органа исполнительной власти, единой денежной системы и т.д., устанавливался высокий имущественный избирательный ценз.

Органы конфедерации были слишком слабы для успешного осуществления функций управления. С принятием новой конституции 1787 г. был связан третий этап американского освободительного движения.

 

52. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

 

Необходимо отметить, что разработка проекта конституции проходила втайне от народа. 17 сентября 1787 г. Конвент одобрил проект Конституции, и после ее ратификации тремя четвертями штатов 4 марта 1789 г. она вступила в законную силу. Содержание Конституции ясно свидетельствует о компромиссе между рабовладельцами и крупной буржуазией.

Говоря о структуре документа, скажем, что в краткой вводной части Конституции ее разработка и принятие обоснованы следующими причинами:

1) образованием более совершенного союза;

2) утверждением правосудия;

3) охраной внутреннего спокойствия;

4) организацией совместной обороны.

Только в конце преамбулы говорится о содействии благосостоянию живущих и о предоставлении им и их потомкам благ и свобод. Составители стремились закрепить права и власть в США за богатым меньшинством, вопреки демократическому большинству.

Высшая общефедеральная законодательная власть вручалась конгрессу, состоящему из двух палат:

1) нижняя палата именовалась палатой представителей;

2) верхняя – сенатом.

Двухпалатная структура парламента отражает федеративное устройство государства. Палата представителей избиралась сроком на два года прямым голосованием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста. Члены сената избирались законодательными собраниями штатов по два сенатора от каждого. Поправка 17-я к Конституции, принятая в 1913 г., установила, что сенаторы избираются непосредственно населением штата путем прямых выборов. Срок их полномочий 6 лет. Председателем сената являлся вице-президент.

Компетенция конгресса по сравнению с полномочиями, определенными статьями конфедерации, значительно расширилась. Он получил право: издавать законы по регулированию внешней и внутренней торговли, чеканке монет, работе почтовых ведомств, набору и содержанию армии, милиции, объявлять войну, заключать внешние займы, устанавливать единицы мер и весов, вводить правила о натурализации будущих американских граждан, издавать акты по управлению и организации судоходства. Ему принадлежат полномочия на издание актов по организации подавления мятежей и т. д. Передача многих прав из ведения штатов к федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти. 16-я поправка, принятая в 1913 г., предоставила конгрессу право устанавливать подоходный налог.

Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената, должность пожизненная.

Президент – глава государства и федеральной администрации. Он не может быть отрешен от должности резолюцией недоверия, принятой конгрессом. Президент является главнокомандующим армией и флотом, может назначать и смещать любого члена своего кабинета, имел полномочия определять обязанности всех министров, должностных лиц США; требовать от руководителей каждого департамента, министерства письменное мнение по любому вопросу.

В 1789-1791 гг. были разработаны и одновременно приняты 10 поправок — Билль о правах.

1-ая провозглашала политические свободы: слова, печати, собраний, свободу совести.

2-ая закрепляла за гражданами право носить и хранить оружие, связывая это право с необходимостью иметь народное ополчение для защиты государства.

4-ая — право граждан на неприкосновенность личности, жилища, имущества. Запрещались незаконные аресты и обыски. Последние возможны только на основании ордера при наличии достаточных оснований.

5-ая содержит запреты на повторное уголовное преследование за одно и тоже преступление, на принуждение человека к даче показаний против самого себя, на применение санкций против человека без надлежащей правовой процедуры, запрет на безвозмездное отчуждение частной собственности для общественного пользования. Привлечение к уголовной ответственности за тяжкое преступление должно осуществляться только расширенной коллегией присяжных;

6-ая закрепляет процессуальные гарантии и права обвиняемого: право на скорый и публичный суд присяжных, право знакомиться с сущностью и основаниями обвинения, право на очную ставку, на вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката.

7-ая устанавливает право на рассмотрение гражданских дел судом присяжных.

8-ая запрещает при уголовном преследовании требовать чрезмерные залоги, налагать чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания.

9-ая устанавливает, что перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание иных, не упомянутых в ней прав народа.

10-я устанавливала, что полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом.

Всего за 200 с лишнем лет было принято 27 поправок, последняя в 1992 г.

Оценивая Конституцию, следует подчеркнуть, что она самая стабильная и долговечная, ибо в ней заложена большая приспособляемость к изменениям в общественной жизни.

Законодательная власть принадлежит Конгрессу, состоящему из 2-х палат: палаты представителей и сената. Истоки: Англия с его парламентом, федеральная структура государства. Палата представителей избирается пропорционально количеству населения штатов. Переизбирается полностью каждые два года. Председательствует спикер, он решает процедурные вопросы.

Сенат — избирается на 6 лет (30 лет — возраст, проживающий в штате избираемом, 9 лет гражданства США.) Конгресс имеет право издавать все законы.

Президент имеет право вето, но его можно преодолеть, если пройдет повторное голосование в 2/3 голосов в каждой из палат. Парламент располагает правом импичмента, т.е. судебным полномочием отстранения всех должностных лиц, включая Президента и членов Верховного суда: за государственную измену, взяточничество и т.д. Обвинение выдвигается Палатой представителей, а решение выносится Сенатом.

Исполнительная власть принадлежит Президенту, избираемому на 4 года в ходе двухстепенных выборов. Отдельные штаты избирают выборщиков по числу депутатов и сенаторов, выборщики избирают Президента и Вице-президента.

Президентом может быть любой прирожденный, но не натурализованный (получивший гражданство не по рождению) американец 35 лет, проживший не менее 14 лет на территории США. В отличие от английского монарха, который царствует, но не правит. Президент правит, но не царствует.

Круг его полномочий достаточно широк: право вето, право «карманного вето». Суть последней процедуры состоит в том, что он может задержать в любой палате непродуманный законопроект до последних дней сессии. Получаемый президентом менее чем за 10 дней до окончания сессии проект откладывается, «прячется в карман».

Вице-президент председательствует в Сенате. Но его реальные функции определяются в каждом конкретном случае Президентом. Центральное управление состоит из департаментов, возглавляемых государственными секретарями.

Но они не образуют кабинет министров, т.е., не имеют права принимать ответственные решения. Сначала их было три: госдепартамент (внешние дела), финансов и военный. Одновременно была введена должность Генерального атторнея (прокурора), позднее с 1870 г. возглавившего министерство юстиции. Все госсекретари назначаются Президентом и несут ответственность перед ним. Они не могут быть членами Конгресса.

Судебная власть принадлежит Верховному суду США, назначаемому президентом с согласия Сената. Сначала 6 членов, а с 1869 г. и до сих пор Верховный суд состоит из 9 членов. Как суд первой инстанции он рассматривает споры между штатами, исковые дела возбужденные против послов и официальных представителей иностранных государств, членов их семей или служащих. Осуществляет конституционный надзор, контролирует деятельность Конгресса. Причем этих полномочий нет в Конституции, они выработаны практикой американского судопроизводства.

В начале ХIХ в. председатель Верховного суда Дж. Маршалл выдвинул теорию судебной ревизии законов, и сам суд утвердил себя стражем Конституции. Доктрины Верховного суда составляют как бы неписаную часть Конституции.

Атторнейская или прокурорская служба возглавляется Генеральным атторнеем, который представляет интересы страны в судебных спорах, консультирует правительство, обеспечивает исполнение федерального законодательства через аппарат министерства юстиции.

США по конституции 1787 г. явились первым удачным примером федеративной формы государственного устройства.

Война за независимость в Северной Америке освободила американский народ от колониального угнетения, уничтожила феодальные напластования, создала условия для развития рыночных отношений.

Оценивая итоги войны за независимость в Северной Америке, необходимо учитывать, что она была призвана разрешить две задачи. Первая из них — политическая — решена полностью. На месте 13 британских колоний возникло независимое государство — США. Однако социально-экономическая задача не была доведена в ходе резолюции до конца, в результате чего было создано общество с пережитками докапиталистических форм эксплуатации (рабство негров).

 

53. Формирование государственной системы в США.

 

Североамериканские штаты возникли первоначально как переселенческие колонии, находившиеся под властью британской короны. Очень скоро они стали своеобразным центром притяжения для тех, чью политическую и религиозную свободу, энергию и творчество подавляли господствовавшие в Европе феодально-монархические режимы. Люди, приезжавшие в Новый Свет преимущественно из Великобритании и Ирландии, вовсе не были склонны поступаться обретенной ими свободой. Попытки колониальных властей подавить бунтарство и свободолюбие привели к конфликту с британскими правителями. Ответом на притеснения стала освободительная антиколониальная война, начатая тринадцатью североамериканскими штатами и вошедшая в историю как американская революция. Эта война длилась с 1775 по 1783 г. и закончилась победой колонистов. Еще во время войны, 4 июля 1776 г., II Континентальный конгресс представителей Североамериканских колоний принял Декларацию Независимости.

Сегодня Соединенные Штаты Америки - республика по форме правления и федерация по форме государственного устройства. Субъектами этой федерации в настоящее время являются 50 штатов. На особом правовом положении находятся федеральный округ Колумбия (где расположена столица США г. Вашингтон), а также территории, которыми по конституции США конгресс вправе распоряжаться наравне с. Федеральный округ, в отличие от штатов, не имеет своего законодательного органа и управляется на основе законов, принимаемых конгрессом США; его жители избирают президентских выборщиков и 1 с правом совещательного голоса в состав конгресса. Статус территорий в настоящее время имеют Виргинские острова. Восточное Самоа и остров Гуам. К относятся: Пуэрто-Рико, Федеративные штаты Микронезии, Маршалловы острова, Содружество Северных Марианских островов и Республика Белау.

Американская конституция была разработана и принята Конституционным конвентом в Филадельфии (май - сентябрь 1787 г.). В работе Конвента приняли участие 55 делегатов от 12 (из 13 вошедших в состав США) штатов. Участников конвента принято именовать в США.

Американская конституция является старейшей из действующих сегодня в мире конституций. Она отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, не обременена излишней детализацией.

Конституция США - первая конституция в истории, закрепившая демократический режим. Она отменила дворянские привилегии, зафиксировала представительное правление, равновесие и разделение властей, учредила эффективные законодательную, исполнительную и судебную власти. Год принятия конституции считается высшей точкой, кульминацией американской революции. Эта конституция оказала огромное воздействие на страны американского континента, народы которых боролись против колониального гнета.

В текст конституции, утвержденный 17 сентября 1787 г. (конституция вступила в силу 4 марта 1789 г.), не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах конгресс принял Билль о правах (первые 10 поправок к конституции), вступивший в силу в декабре 1791 г.

В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных политико-правовых принципа - разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.

Принцип разделения властей, реализуемый через систему, предполагает организационную независимость трех государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной - и разграничение между ними соответствующих функций. На федеральном уровне ветви власти представлены конгрессом, президентом и Верховным судом. Принцип разделения властей предполагает также и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной ветви власти за счет другой. Взаимодействие и взаимовлияние трех ветвей власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов.

Федерализм - конституционный принцип, предполагающий относительно жесткое разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав штатов передана федеральному правительству. Считаясь суверенными государственными образованиями, штаты на самом деле не обладают всеми атрибутами суверенитета: они лишены внешнеполитических полномочий; ограничена их власть в финансовой сфере; ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, закрепленную конституцией США; штаты не имеют права на сецессию - выход из федерации по собственному волеизъявлению.

Судебный конституционный надзор - третий принцип политической системы США - заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти. В случае, если суд объявляет какой-либо закон или акт противоречащим конституции, он автоматически теряет юридическую силу. Конституционный надзор является мощным средством приспособления конституции к меняющимся политическим и социально-экономическим условиям американского общества, орудием, с помощью которого судебная власть может воздействовать на законодательные и исполнительные органы и политический процесс в целом.

Основной текст конституции - небольшой по объему документ. Он состоит из преамбулы и семи статей, в которых изложены цели принятия документа, описаны полномочия, структура, порядок формирования и работы высших органов власти и управления США.

Поправки к конституции США принимаются с соблюдением очень сложных условий: вначале проект каждой поправки должен быть одобрен 2/3 голосов в каждой палате конгресса или (если этого потребуют законодательные органы 2/3 штатов) специальным конвентом, созванным конгрессом, а затем проект еще должен быть утвержден законодательными органами 3/4 штатов или (если это будет предложено конгрессом) конвентами 3/4 штатов. До настоящего времени первоначальный текст конституции США был дополнен всего 27 поправками (21-й поправкой отменялась 18-я).

Первый цикл поправок - Билль о правах - содержит перечень демократических свобод, которыми пользуются граждане США. Первая поправка запрещает конгрессу издавать законы, ограничивающие свободу религиозных убеждений, слова и печати и право народа. Вторая и третья поправки санкционируют создание милиции (ополчения), дают народу право носить оружие и запрещают в мирное время помещать солдат на постой без согласия домовладельца. Четвертая поправка запрещает нарушение прав народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов и устанавливает порядок оформления ордеров на обыск или арест. Пятая, шестая, седьмая и восьмая поправки регулируют основные нормы судопроизводства исходя из принципов права каждого на законное судебное разбирательство, на суд присяжных, вызов свидетелей, помощь адвоката и пр. Запрещается наказывать человека дважды за одно и то же правонарушение и принуждать свидетельствовать против самого себя. Запрещаются жестокие наказания и чрезмерные штрафы. В девятой поправке говорится о том, что перечисление в конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом, а в десятой подтверждается, что права, не предоставленные конституцией федерации и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются.

В Билле о правах четко фиксируется положение о неприкосновенности частной собственности. В конце пятой поправки записано:.

Принятие Билля о правах имело большое прогрессивное значение. Это была важная победа демократических сил. Первые 10 поправок закрепляли широкие по тому времени демократические свободы и права американских граждан.

 

54. Причины, характер и основные периоды Великой Французской революции.

 

Великая французская революция — крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок, и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз — Свобода, равенство, братство.

Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а её окончанием разные историки считают 27 июля 1794 (Термидорианский переворот) или 9 ноября 1799 года (Переворот 18 брюмера).

В истории Великой французской революции выделяют три этапа.
первый – 14 июля 1779 – 10 августа 1792
На первом этапе революции власть захватили крупная буржуазия и либеральное дворянство. Они выступали за конституционную монархию.

второй – 10 августа 1792 – 2 июня 1793
Произошло народное восстание, которое возглавила Парижская коммуна.
Парижская коммуна стала в этот период органом парижского городского самоуправления, а в 1793-1794 гг. была важным органом революционной власти.
Во Франции была фактически ликвидирована монархия.

третий, высший этап революции – 2 июня 1793 – 27/28 июля 1794 года
Власть перешла в руки радикально настроенных слоев буржуазии, опиравшейся на основную часть городского населения и крестьянство. В этот момент народные низы имели наибольшее воздействие на власть. Для спасения революции якобинцы считали необходимым введение чрезвычайного режима – в стране оформилась якобинская диктатура.

 

55. Начало Великой Французской революции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г.

 

Первый период Французской буржуазной революции. Крупная буржуазия у власти (1789 – 1792).

Характер революции – буржуазно-демократический. В ходе революции имела место поляризация политических сил и военная интервенция.

12 июля 1689 г. начинаются 1-е вооруженные столкновения. Причина в том, что Людовик XVI отправил в отставку генерального контролера финансов Неккера. В этот же день в Париже создается Парижский комитет – орган муниципального управления Парижа. 13 июля 1789 г. этот комитет создает национальную гвардию. Ее задача – охрана частной собственности. В чем проявляется мелкобуржуазный характер гвардии. 14 июля 1789 г. революционные силы Парижа захватывают Бастилию, где хранился большой арсенал с оружием. 14 июля 1789 г. – официальная дата начала Великой французской революции. С этого момента революция набирает силу. В городах – муниципальная революция, в ходе которой аристократия отодвинута от власти и возникаю органы народного самоуправления.

В деревнях происходит тот же процесс, кроме того перед революцией прокатился слух о том, что дворяне собираются уничтожить крестьянский урожай. Крестьяне, дабы этого не допустить нападают на дворян. В этот период прошла волна эмиграции: дворяне, не хотевшие жить в революционной Франции переселяются за рубеж и начинают готовить контрмеры, надеясь на поддержку иностранных государств.

14 сентября 1789 г. учредительное собрание принимает ряд декретов, которые уничтожают личную зависимость крестьян от феодалов. Была отменена церковная десятина, но оброк, ценз и барщина подлежали выкупу.

26 августа 1789 г. учредительное собрание принимает «Декларацию прав человека и гражданина». Документ был составлен на идеях просвещения и фиксировал естественное право народа на свободу, на собственность и на противодействие угнетению. В этом документе были прописаны свободы слова, печати, вероисповедания и др. буржуазные свободы. Эти идеи отправлены на подпись королю, который отказывается подписывать эту декларацию.

Народные массы 6 октября 1789 г. отправляются в Версальский дворец. Король вынужден подписать декларацию.

2 ноября 1789 г. учредительное собрание принимает декрет о конфискации всех церковных земель. Данные земли передавались под государственный контроль и распродавались крупными участками. Мера была рассчитана на крупную буржуазию.

В мае 1790 г. учредительное собрание принимает декрет, согласно которому феодальные платежи и повинности крестьяне могли выкупить сразу всей общиной и сумма выплаты должна быть в 20 раз больше, чем средняя ежегодная выплата.

В июне 1790 г. Учредительное собрание принимает декрет об отмене деления людей на сословия. По нему же ликвидируются дворянские титулы и гербы. С 1790 г. начинают активизироваться сторонники короля – роялисты, которые планировали разгон учредительного собрания и восстановление короля в правах, вернув старый порядок. Для этого они готовят побег короля. 21 – 25 июня 1791 г. – неудачный побег короля. Этот побег обозначил поляризацию политических сил во Франции. Многие клубы выступили за сохранение конституционной монархии и монарха как главы исполнительной власти. Другие клубы утверждали, что от одного человека все не может и не должно зависеть. Значит наиболее рациональной формой правления, по их мнению, будет республика. Они вели разговор о казни короля.

В 1791 г. учредительное собрание принимает конституцию, согласно которой во Франции закреплялся строй конституционной монархии. Законодательная влсть концентрировалась в 1-палатном парламенте (срок полномочий 2 года), исполнительная власть – король и назначаемые им министры. Участие в выборах было ограниченным. Все граждане делились на активных и пассивных. Последние не имели права выставлять свою кандидатуру на выборах. Из 26 млн. населения Франции лишь 4 млн. признавались активными.

Учредительное собрание, приняв конституцию, самораспустилось и передало власть законодательному собранию, которое функционировало с 1 окт. 1791 г. до 20 сент. 1792 г.

С августа 1791 г. начинает формироваться коалиция Пруссии и Австрии с целью восстановления во Франции абсолютистского строя. Они готовят наступление и в 1792 г. к ним примыкает Швеция и Испания. Данная коалиция вторгается во Францию и с 1-х же дней французская армия начинает терпеть поражения от войск коалиции. Нужны были радикальные меры и революционные силы полностью порывают с королем. Радикальные политики готовятся провозгласить Францию республикой.

Второй период Французской революции. Жирондисты у власти (1792 – 1793).

В августе 1792 г. под влиянием вторжения интервентов в Париже возникает коммуна, которая захватывает королевский замок Тюильри и арестовывает короля. Законодательное собрание в этих условия было вынуждено отречь Людовика XVI от власти. В стране реально действуют 2 силы: 1) коммуна, где сгруппировались демократические элементы, 2)законодательное собрание, выражавшее интересы сельских и городских предпринимательских слоев. После 10 августа 1792 г. сразу же создается временный исполнительный совет. Большинство в нем заняли жирондисты – политическая партия выражавшая интересы владельцев мануфактур, торговцев, средних землевладельцев. Они были сторонниками республики, но ни в коем случае не хотели безвозмездно отменять феодальные платежи и повинности крестьян.

Законодательное собрание 11 августа 1792 г. упраздняет деление французов на активных и пассивных избирателей (фактически общее избирательное право). 14 августа 1792 г. законодательное собрание принимает декрет о разделе крестьянских и общинных земель между общинниками, чтобы эти земли стали их частной собственностью. Разделяются земли эмигрантов на участки и распродаются крестьянам.

В августе 1792 г. интервенты активно продвигаются вглубь Франции. 23 августа герцог Брауншвейский – один из лидеров интервентов захватил крепость Лонгви и 2 сентября 1792 г. интервенты взяли под контроль Верден. Прусская армия оказалась в нескольких км от Парижа. Законодательное собрание объявляет набор в армию и уже 20 сентября французам удается нанести поражение коалиционным войскам. К средине октября 1792 г. Франция была полностью очищена от интервентов. Французская армия даже переходит в наступление, разбив Австрийскую армию, переходит к захватам. В сентябре 1792 г. захвачена Ницца и Савойя. К октябрю захвачена Бельгия.

20 сентября провело последнее заседание национальное собрание, начал работу национальный конвент. 21 сентября 1792 г. во Франции конвентом учреждена республика. С самого начала существования конвента в нем действуют 3 силы:

1) монтаньяры. Считали, что на данном этапе революция не выполнила своих задач. Аграрный вопрос должен быть решен в пользу крестьян. Монтаньяры представлены 100 депутатами в конвенте. Их лидер – М. Робеспьер.

2)центристы, называвшие себя болотом. Численность болота – 500 депутатов – самая многочисленная группировка в конвенте.

3)жирондисты, пытавшиеся реализовать интересы торгово-промышленной буржуазии. Они полагали, что революция завершилась, частная собственность установлена.

Главный момент – кого поддержит болото? Ключевым вопросом был вопрос о казни короля. Жирондисты были против казни короля. Якобинцы (основа Монтаньяров) полагали, что короля нужно ликвидировать. Якобинцы говорили, что король поддерживает связь с эмигрантами.. 21 января 1793 г. король Франции Людовик XVI был казнен. Социально-экономическая обстановка в стране ухудшается. Это выражается в нехватке продовольствия. Т.к. его продавали спекулянты по самым высоким ценам. Якобинцы требуют ввести максимум цен, чтобы ограничить масштабы спекуляций.

Весной 1793 г. якобинцы впервые подняли в конвенте вопрос о введении максимума цен. часть болота поддержала их. 4 мая 1793 г. во Франции был введен 1-й максимум цен. Он касался прежде всего цен на муку и зерно. Он никак не сократил масштабов спекуляций. Вопрос с продовольствием не был решен.

В январе 1793 г. к антифранцузской коалиции присоединяется Англия. С этого момента коалиция состоит из: Сардинии, Испании, Англии, Австрии, Пруссии, Голландии и др. мелких германских государств. Россия порывает дипломатические отношения с республиканской Францией. Французская армия вынужденно покидает Бельгию и война продолжается на французской территории.

Народные массы становятся все более недовольными политикой жирондистов. Против них зреет мятеж, костяк которого составили якобинцы, решившие действовать незаконно. 2 июня 1793 г. они собирают отряд парижской бедноты 100 тыс. человек и блокируют здание национального конвента. Они заставили лидеров конвента подписать закон об устранении жирондистов от власти. Самые видные деятели жирондистов арестованы. Якобинцы приходят к власти.







Декларация прав человека и гражданина — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным Учредительным собранием 26 августа 1789 г. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

Декларация до сих пор лежит в фундаменте французского конституционного права. Она подтверждена французской конституцией 4 октября 1958 г. 16 июля 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию юридически обязательным документом, нарушение которого приравнивается к не конституционности.

Декларация выделяла свободу личности, свободу слова и печати, свободу вероисповедания. Отсутствие в Декларации свободы собраний и союзов определялось враждебностью законодателей к массовым выступлениям и общенародным организациям и объяснялось доминировавшим в теории естественного права отрицательным отношением ко всякого рода союзам. Во имя обеспечения безопасности личности декларировался ряд прогрессивных принципов, относящихся к уголовному праву и процессу: никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, установленных законом, т.е. нет преступления без указания о том в законе; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления, т.е. закон не имеет обратной силы; каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: