Особенности изучения драматических произведений в начальной школе

Особенности изучения произведения с учетом его рода и жанра

Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в 3 большие группы: эпос, лирику и драму.

В эпическом роде литературы (др.-гр. еpos — слово, речь) организующим началом произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это — цепь словесных сообщений, рассказ о происшедшем ранее. Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования о нем — самая существенная черта эпоса. Эпический текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей. Эпос способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека. С понятием «эпос» связано представление о художественном воспроизведении жизни в ее целостности, о раскрытии сущности эпохи, о монументальности и масштабности творческого акта.

В лирике (др.-гр. lira — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния человеческого сознания; эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему (носителю речи). Лирическая эмоция — это сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. Лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания, но и бытия (философские, пейзажные и гражданские стихотворения). Лирика отличается, как правило, малой формой, хотя существует жанр лирической поэмы («Про это» В.В. Маяковского, «Поэма без героя» А. Ахматовой и т.д.). Состояния человеческого сознания воплощаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, в задушевных признаниях, исповедальных монологах, исполненных рефлексии, либо по преимуществу косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика). Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой.

Драматические произведения (др.-гр. drama — действие), как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения, но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Авторская речь в них эпизодична и вспомогательна, основной же текст — это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Драма ориентирована на требования сцены: она тяготеет к внешне эффектной подаче изображаемого, ее образность оказывается театрально-яркой. Драма имеет в искусстве две жизни: театральную и собственно литературную.

Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в начальной школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создаст нужную установку на восприятие эпоса, лирики и драмы. Каждый из этих родов искусства отличается и по манере изображения действительности, и по способу выражения авторского сознания, и по характеру воздействия на читателя. Поэтому при единстве методологических принципов в их изучении методика работы над эпосом, лирикой и драмой различна.



Особенности изучения драматических произведений в начальной школе

Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она предназначена для постановки на сцене. Это качество объясняет тот факт, что драматургия – наименее распространенный род литературы, предназначенной для изучения в начальной школе. Данный род представлен в н/ш в основном жанром пьесы-сказки (например, С. Маршак «12 месяцев»).

Установка на зрительное восприятие диктует и характер деятельности школьника, и поведение учителя. Младшие школьники должны вообразить себя мысленно видящими пьесу.

Анализ пьесы заключается в том, чтобы выявить скрытое авторское отношение к героям. Сначала учитель должен определить сверхзадачу, концепцию, к решению которой он стремится в работе с учениками над этой пьесой. Концентрация в драме жизненных конфликтов, значимость каждого явления как в развитии действия, так и выявлении характеров делает целесообразным идти в анализе «вслед за автором». Учитель фиксирует внимание на причинно-следственных связях между явлениями. Работа над отдельными действиями включает в себя и разъяснение непонятных слов, исторический и театральный комментарий и т.д. Учитель заботится о том, чтобы школьники, работая над отдельным актом, воспринимали его как часть целого.

На начальном изучении драматического произведения одновременно с выяснением главного конфликта должно состояться первое знакомство учеников с действующими лицами, с тем, какую роль они выполняют. Характер персонажа, его социальное лицо, душевное состояние выявляет речь. Поэтому при анализе драмы предметом постоянного внимания должна быть речь персонажа, ее своеобразие. Анализ должен затрагивать не только речь персонажей, но и ремарки автора.

Существенно обратить внимание класса на время, охваченное пьесой. Время зрителя и время действия пьесы как бы совмещаются, но между явлениями проходят дни, недели, а иногда и годы.

Одним из методических приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст пьесы, является создание воображаемых мизансцен, когда в процессе анализа предлагается подумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, движения.

Особое место в работе над пьесой занимает выразительное чтение, когда ученик с позиции зрителя и читателя переходит на позицию исполнителя. Размышляя над тем, как произнести определенную реплику ученик обычно не только открывает подтекст данной реплики, но и старается открыть подтекст других реплик.

В завершение работы над драматическим произведением желательно побывать на спектакле или посмотреть его экранизацию. Важно не только посещение спектаклей, но и их обсуждение. Важно убедить, что спектакль – это не иллюстрация к пьесе, а новое художественное произведение, созданное театром.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: