Лирика отличается тем, что открыто ведет разговор с читателями об основных человеческих ценностях или о том, что их разрушает, уничтожает. Для школьной методики существенно то, что в лирике действительность воссоздается в форме непосредственного переживания. Человеческое переживание – это предмет лирических произведений, и в каждом стихотворении оно не просто выражается автором, а создается на глазах читателей. Важная задача учителя – стремиться к развитию у учеников чувства сопереживания.
Ритмичность, выразительность и многозначность слова в стихе, особая поэтическая интонация, содержательность формы, единство переживания и речи особенно наглядны в лирике. Это необходимо учитывать при анализе.
Чтение отдельного стихотворения в н/ш является ступенькой к встрече с поэтом, его написавшим, а знакомство с разнообразными поэтами должно постепенно привести учеников к пониманию поэзии как вида искусства.
В начальной школе отдельные стихотворения рассматриваются вне контекста общего творчества автора, хотя образ его личности неизбежно присутствует при анализе.
|
|
Выбор пути и приемов анализа зависит от возраста учеников и от особенностей художественного текста, но в любом случае школьный анализ лирики содержит следующие элементы:
o Выяснение личных впечатлений учащихся о прочитанном стихотворении;
o Мысленное воспроизведение образов, созданных автором;
o Выявление настроения, доминирующего в произведении;
o Постижение авторской мысли-чувства.
Основная задача учителя – терпеливо учить учащихся видеть в единичном переживании – общее, в эмоциональном отношении к конкретному факту – типичное. Ученики должны входить в поэтический мир лирического произведения, понимать содержательность всех элементов формы.
Для того, чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию необходимо обладать некоторыми литературоведческими знаниями, охватывающими 3 рода знаний:
1. образность поэтической речи
2. поэтический синтаксис
3. ритмические особенности стиха.
Освоение этих знаний идет как бы по двум линиям. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом.
Жанр | Определение | Жанровые признаки | Особенности структуры урока | Основные виды работы |