Изучение в начальной школе лирических произведений

Лирика отличается тем, что открыто ведет разговор с читателями об основных человеческих ценностях или о том, что их разрушает, уничтожает. Для школьной методики существенно то, что в лирике действительность воссоздается в форме непосредственного переживания. Человеческое переживание – это предмет лирических произведений, и в каждом стихотворении оно не просто выражается автором, а создается на глазах читателей. Важная задача учителя – стремиться к развитию у учеников чувства сопереживания.

Ритмичность, выразительность и многозначность слова в стихе, особая поэтическая интонация, содержательность формы, единство переживания и речи особенно наглядны в лирике. Это необходимо учитывать при анализе.

Чтение отдельного стихотворения в н/ш является ступенькой к встрече с поэтом, его написавшим, а знакомство с разнообразными поэтами должно постепенно привести учеников к пониманию поэзии как вида искусства.

В начальной школе отдельные стихотворения рассматриваются вне контекста общего творчества автора, хотя образ его личности неизбежно присутствует при анализе.

Выбор пути и приемов анализа зависит от возраста учеников и от особенностей художественного текста, но в любом случае школьный анализ лирики содержит следующие элементы:

o Выяснение личных впечатлений учащихся о прочитанном стихотворении;

o Мысленное воспроизведение образов, созданных автором;

o Выявление настроения, доминирующего в произведении;

o Постижение авторской мысли-чувства.

Основная задача учителя – терпеливо учить учащихся видеть в единичном переживании – общее, в эмоциональном отношении к конкретному факту – типичное. Ученики должны входить в поэтический мир лирического произведения, понимать содержательность всех элементов формы.

Для того, чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию необходимо обладать некоторыми литературоведческими знаниями, охватывающими 3 рода знаний:

1. образность поэтической речи

2. поэтический синтаксис

3. ритмические особенности стиха.

Освоение этих знаний идет как бы по двум линиям. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом.


 

Жанр Определение Жанровые признаки Особенности структуры урока Основные виды работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: