Оды» Горация: метрика, тематика, композиция. Гораций о поэтическом творчестве

Проблематика и идейная направленность трагедий Эсхила. Трилогия об Атридах («Орестея») и отклики на современность («Персы»).

Эсхил жил в Греции в первой половине V века до н.э., в эпоху величайшего подъема – общественного, политического, идеологического и художественного. Написал 70 трагедий и 20 сатировских драм. До нас дошло 7 трагедий и более 400 фрагментов.

Нововведения.

1.Ввел второго актера, что дало возможность ввести и большее число действующих лиц.

2.Ввел красочные сценические костюмы, маски, котурны, танцы, специальные технические приспособления.

3.Ввел трилогический принцип: писал связные трилогии, завершавшиеся сатировской драмой (драмой с участием сатиров, трактовавшей какой-либо миф в веселой форме).

Ранние трагедии.

I.«Умоляющие».

Не датирована, но – обилие хоров и прочие архаические элементы => ранняя. Входила в трилогию.

1.Сюжет. Аргосские сказания о нимфе Ио. Египет и Данай – ее правнуки. Сыновья Египта хотят жениться на дочерях Даная. Начало действия – прибытие Даная и Данаид – его пятидесяти дочерей - в Аргос к царю Пеласгу. Совет с народом. Они получают там приют, но приходит глашатай от пятидесяти сыновей Египта, брата Даная, с требованием, чтобы Данаиды вышли замуж за Египтиадов. Между Пеласгом и глашатаем происходит спор, глашатай угрожает войной и удаляется в Египет.

Идейная направленность.

1)Пропаганда идеи брака на основе свободного выбора (показаны давние времена перехода от группового брака к индивидуальному).

2)Идея народовластия (характерна для Эсхила) – Пеласг принимает решение насчет Данаид только после народного собрания.

Жанр и характеры.

1)Характеры даны схематично, статично и монолитно. Единственный подлинный герой – хор Данаид, но это герой коллективный и только ожидающий своего действия.

2)Вся трагедия больше похожа на ораторию, чем на драму, т.к. речи персонажей производят впечатление самостоятельных художественных моментов.

Элементы драматического конфликта.

1)Отказ Данаид женихам – их собственное решение, а не воля вышестоящих сил.

2)Драматизм – в образе Пеласга, когда тот колеблется между состраданием и страхом.

3)Драматично столкновение Данаид и Египтиадов в самой основе. Но это ослаблено отнесенностью борьбы к далекому будущему.

Действие не столько изображается в своем настоящем виде, сколько переживается, чувствуется, ожидается и рассказывается.

Основная идея воплощена в старинных и суровых мифологических образах, придающих трагедии монументальный стиль, в котором мало психологии, но много бурных аффектов.

Соединение монументальности и патетики – важнейшая особенность творчества Эсхила вообще.

II.«Персы» (472 г. до н.э.).

Входила в тетралогию.

1.Сюжет – на исторической основе греко-персидских войн. Изображение состояния Персии непосредственно после поражения Ксеркса у Саламина. В Сузах хор старейшин беспокоится из-за мрачных предчувствий из-за долгого отсутствия Ксеркса. Мать царя, Атосса, видит страшный сон. Является глашатай с подробным рассказом о гибели персидского флота и о страшных потерях персов. Хор и Атосса оплакивают павших. Является тень Дария, обвиняет во всем Ксеркса и предрекает Персии еще большие несчастья. Наконец приходит и сам Ксеркс, истрепанный, в рваной одежде, и вместе с хором изливает свое горе.

Идейное содержание.

Философско-историческая, политическая, патриотическая и религиозно-моральная концепция. Она дана необычным способом: не через прямое описание победы греков, а через изображение страданий персов => не только превозносится победа греков, но и подчеркивается необходимость прекратить дальнейшие преследования персов.

Горячий патриотизм, определенный особой философией истории Эсхила (Грекам дана Европа, персам – Азия, и персы сами виноваты в своем поражении).

Противопоставление свободного народа Греции и восточного народа, рабски лежащего перед деспотом.

Ксеркс – разрушитель греческих храмов, глумящийся над греческими святынями.

Жанр и характеры.

Жанр – трагедия ораторного типа, как и «Умоляющие», т.е. даются не собственно действия, а связанные с ними мысли и переживания.

Трагедия может быть названа френетической ораторией, т.к. основная роль хора – исполнение похоронного плача – френоса.

Драматизм характеров никак не представлен, они так же монолитны и статичны.

Действие развивается прямолинейно, в отличие от «Умоляющих», по схеме углубления изначальной ситуации (предчувствие трагедии хором старейшин – вещий сон Атоссы – потрясение от рассказа вестника – уничтожающая оценка Дарием политики Ксеркса – появление разбитого наголову Ксеркса и отчаянные рыдания).

Атоссе приснились две женщины. Ее сын Ксеркс впряг их в колесницу и надел ярмо на шею. Одна послушно закусила удила, а другая взбунтовалась.

III.«Семеро против Фив» (476 г. до н.э.).

Входила в тетралогию.

1.Сюжет – под впечатлением от греко-персидских войн (параллель Фивы – Афины). Изображение состояния Фив во время осады города семью вождями. Осада предпринята бежавшим из Фив Полиником, сыном Эдипа, который борется со своим братом Этеоклом, царствующим в Фивах. Заканчивается трагедия взаимным убийством Этеокла и Полиника и большим похоронным плачем.

2.Структура.

1)Воинственно-патриоческая речь Этеокла;

2)Сообщение Лазутчика о положении во вражеском лагере;

3)Панические вопли хора девушек-фиванок, с которыми Этеокл спорит;

4)Семь симметричных частей: донесение Лазутчика о наступлении врагов у тех или иных ворот города – назначение Этеоклом военачальника для этих ворот – небольшой припев хора.

Идейное содержание.

Родовая организация гибнет, но ее сменяет полис, город-государство, для защиты и процветания которого возможны и необходимы любые жертвы (гибель братьев). 

4.Жанр и характеры – оба содержат нечто новое.

1)Это не только френетическая оратория, но и исступленно-воинственная, где с огромной силой передается патетика войны.

2)Первый действительно драматический характер – Этеокл. Он полон противоречий: молится богам – знает о своем проклятии и потому почти кощунствует; оставлен богом и людьми; убивает брата и гибнет сам от его руки; предан своему городу до конца. Это делает его характер не только противоречивым, но и действенным, а сознание обреченности на гибель – трагическим.

5.Действие развивается в значительной мере эпически – даются только рассказы о действиях. Но при этом действие все же развивается: то говорится о подготовке к действию, то об ужасе перед наступлением, то о плаче после него. Башен семь =>действие нагнетается с каждой атакой. Перелом действия – сообщение о гибели обоих братьев.

6.Эпичность в развитии действия наполнена типичной для Эсхила монументальной патетикой. При этом есть и моменты, которые противопоставляются постоянным аффектам (образ Амфиарая, втянутого в осаду Фив поневоле) => мирные тенденции, как и в «Персах».

 

«Орестея» (459 г. до н.э.).

Единственная дошедшая до нас трилогия Эсхила. Состоит из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Евмениды», а заключительная сатировская драма «Протей» не сохранилась.

Сюжет:

В «Агамемноне» изображается ожидание Агамемнона, который должен прибыть из-под Трои. Хор аргосских старцев вспоминает о трагическом прошлом в доме Агамемнона и воспевает мудрого и справедливого Зевса. Супруга Агамемнона Клитемнестра, которая сошлась в отсутствие мужа с его двоюродным братом Эгисфом, ждет Агамемнона для того, чтобы убить его. Сначала она притворно рада его видеть. Кассандра, дочь троянского царя, пророчица, предрекает скорую смерть себе и Агамемнону. Агамемнона и Кассандру убивают. Об убийстве объявляет сама же Клитемнестра.

Во второй трагедии – «Хоэфоры» прибывший в Аргос сын Агамемнона Орест вместе с родной сестрой Электрой составляют на могиле отца план мести за него. Убить мать Оресту повелевает сам Аполлон. Убийство совершается. Однако в конце трагедии появляются Эринии, дочери ночи, ужасные мстительницы за пролитую кровь родственников. Орест прячется от них в храме Аполлона. Слово «хоэфоры» значит «носители возлияний». Тут имеются в виду Орест и Электра на могиле их отца, вместе с хором женщин, совершающих такое же возлияние по приказанию Клитемнестры.

В третьей трагедии – «Евмениды» Аполлон посылает Ореста за оправданием из своего храма в Дельфах к Афине Палладе в Афины, а Эринии его преследуют. Афина Паллада назначает суд над Орестом, так называемый ареопаг, который должен выслушать две стороны – Ореста с Аполлоном и Эриний – и вынести справедливое решение. За и против Ореста оказывается одинаковое количество голосов, причем Афина Паллада голосует за Ореста, поэтому он оправдан. Афина договаривается с Эриниями, и они превращаются в добрых богинь, которым люди будут молиться в трудных обстоятельствах жизни, в Евменид «Благосклонных», «Благодетельных». В финале – торжественная победная песня Евменид, отвращающая всякое зло от Афин и прославляющая их мудрость.

Развитие действия:

В трилогии три основные перипетии – убийство Агамемнона и Кассандры, убийство Клитемнестры и Эгисфа и оправдание Ореста. Эти события позволяют говорить о трилогии как о драме. Но каждый из этих моментов имеет свою подготовку и свой результат, и здесь уже нет такой очевидной драматической природы: они отличаются по длине и часто носят эпический и ораторный характер.

I. «Агамемнон».

Нарастание действия прячется в подготовке перипетии, но выражено в темах – падение Трои и последствия этого для Аргоса.

1.Сторож по сигнальному костру узнает о падении Трои –

2.обширный парод с размышлениями о подготовке троянского похода в Аргос, включая эпизод с Ифигенией, и намеком на будущую катастрофу в конце –

3.тема падения Трои звучит из уст Клитемнестры –

4.затем из уст глашатая, подробно рассказывающего о бедствиях войска во время возвращения из Трои –

5.второе выступление хора с проклятиями Парису и Елене и предчувствиями грядущего зла –

6.тема Трои в речах Агамемнона –

7.затем в устах Клитемнестры –

8.3-й стасим хора целиком посвящен выражению мучительных волнений насчет Эриний –

9.В 4-м эписодии основные темы совмещаются: троянка Кассандра переживает весь ужас событий в Аргосе.

Таким образом, в пароде, трех стасимах и 4-м эписодии обнаруживается постепенное нарастание действия, но производится оно не драматическими, а хоровыми и эпическими средствами.

Используется выразительный прием развития действия – трагическая ирония:

10.В самом начале Сторож, возвещая о радостном событии, делает мрачные намеки.

11.Так же происходит и в рассказе Глашатая.

12.Агамемнона встречают по-восточному пышно, а в это время в доме готовится его убийство.

13.Кассандра предчувствует убийство, а хор говорит с ней так, будто ничего не происходит.

14.Только после убийства ирония исчезает.

II.«Хоэфоры».

Развитие основной перипетии дается гораздо быстрее и прозрачнее.

Появившийся в начале Орест намерен отомстить, и все последующие события только развивают этот сюжет. Встреча Ореста и Электры, их плач над могилой и составление плана мести - эти события обнаруживают постепенное назревание и углубление темы убийства Клитемнестры и Эгисфа, которое в итоге и происходит.

III.«Евмениды».

Наиболее быстрое развитие действий. Вся трагедия, кроме основной (оправдание Ореста), состоит из ряда мелких перипетий.

1.Пролог пифии.

2.Аполлон отправляет Ореста в Афины и изгоняет Эриний.

3.В Афинах происходит весьма живое препирательство между Орестом, уже очищенным от греха, и мстительными Эриниями, которые ссылаются на старинную правду.

4.Орест обращается к Афине за защитой.

5.Афина назначает суд.

6.Дело Ореста разбирается на суде, Орест оправдан.

7.Эринии жалуются на несправедливость и беззаконие, учиненные по отношению к ним.

8.Афина договаривается с ними, и те становятся добрыми гениями Афин, восхваляя город в ответ на восхваления горожанами самих Эриний.

Конец событий здесь дается так же, как и в двух предыдущих трагедиях, но вместо прерываемых там результатов событий и отсутствия общего умиротворения – присутствует и умиротворение, и даже совместное торжество примиренных сторон.

Идейный смысл трагедии. Эсхил горячо защищал гегемонию Афин и полагал, что афинская гражданственность и государственность являются разрешением всех мучительных противоречий прошлого, включая борьбу матриархата и патриархата и распад родового строя вообще. В «Орестее» Эсхила реально показан переход от кровавых ужасов старины к разумному устроению жизни с помощью справедливейших и гуманно действующих учреждений, когда сам Аполлон посылает Ореста для разбирательства его дела к мудрейшей богине, возглавляющей демократическое государство, во избежание крайностей анархии и тирании.

«Прикованный Прометей»

В отличие от прочих трагедий поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий. В ней нет оратории, потому что хор здесь совсем не играет никакой роли. Драматургия тоже очень слаба (только монологи и диалоги). Остается единственный жанр, великолепно представленный в трагедии, - это жанр декламации.

Характеры монолитны, статичны, совершенно однокрасочны и не отмечены никакими противоречиями.

• Прометей сверхчеловек, непреклонная личность. В его образе представлена классическая гармония судьбы и героической воли, которая вообще является огромным и ценным достижением греческого гения: судьба все предопределяет, но это не ведет обязательно к ничтожеству; она может вести и к свободе, и к великим подвигам, к мощному героизму. Таковы Ахилл у Гомера, Этеокл у Эсхила, но в еще большей степени таков Прометей.

• Океан – добродушный старик, готовый пойти на соглашательство, не учитывающий того, кому он предлагает свои услуги.

• Ио – физически и морально страдающая женщин, обезумевшая от боли.

• Гефест и Гермес – исполнители воли Зевса, один – против своей воли, другой – бесчувственно и бездумно.

Вся трагедия есть восхвалительно-риторическая декламация по адресу единственного ее подлинного героя – Прометея.

 

 

Оды» Горация: метрика, тематика, композиция. Гораций о поэтическом творчестве.

23 г. – три книги лирических «Песен» (Carmina), т.е. «Од»: 38 песен. Переход от архилоховского стиля эподов к образцам Алкея, Анакреонта и Сапфо (ставит себе в заслугу, что перенес их на римскую почву). Каждая из од имеет адресата.

Метрика: если раньше использовались метрические размеры эолийских поэтов, то Гораций применил строфы алкеевскую, сапфическую, аскепиадову в различных вариациях. Гораций создает в римской поэзии новую лирику с многообразием стиховых форм.

Тематика: любовь как таковая с точки зрения человека, пережившего ее; дружба; прославление политики Августа («римские оды» - первые 6 третьей книги). Основная тема – смерть, ее неизбежность, призыв к наслаждениям быстротечной жизни. Ахматова писала, что Гораций «познал тайну бытия». Проповедь «золотой середины».

Композиция: 3 книги и 4-я позднее. 1 – 38 стихотворений, 4 – 15 стихотворений в дифирамбической манере. Отдельные части каждой оды торжественны и гармоничны. Симметрия начальных и конечных строк в строфе, сравнения, антитезы, метафоры, звукопись.

О поэтическом творчестве: писал для знатоков, игнорируя массу и отзываясь о ней презрительно. Судьей своего творчества поэт делает не широкий круг людей, а тех, кто разбирается в поэзии (кружок Мецената). «Только поэт понимает жизнь». Подчеркивает культурное и моральное значение поэзии, которая формирует и наставляет человека, утешает и исцеляет его. Признает за поэзией божественное происхождение.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: