Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8

Вопрос A1

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дОлбит

2) принятА

3) наделИт                                             

4)прИбыл

 

Вопрос A2

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1)Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.

2)Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.

3)Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.

4)Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.

 

Вопрос A3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)по обоим сторонам 

2)более пятисот долларов  

3) опытные инженеры 

4) розовый какаду

 

Вопрос A4

Дрейфуя уже более месяца в открытом море,

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

1)среди матросов начались волнения.

2)исследователям морского дна улыбнулась удача.

3)морякам наконец удалось отправить радиограмму.

4)команда не утратила оптимизма.

 

Вопрос A5

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)По приезду в Петербург наша съёмочная группа сразу приступила к работе над фильмом о восстании декабристов.

2)На рубеже веков Россия находилась в преддверии великих потрясений, и об ожидании перемен одними из первых заговорили герои Чехова.

3)В статье «О назначении поэта» А. Блок писал, что «нельзя сопротивляться гармонии, внесённой в мир поэтом».

4)В договоре князя Игоря с византийцами упомянут особый посол княгини Ольги, занимающий третье место в списке лиц, участвовавших в переговорах

 

Вопрос A6

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)Существует традиция: альпинисты, которые взошли на вершину, оставляют записку о себе как свидетельство своего достижения.

2)В ней указывают руководителя и участников группы, маршрут, по которому проходил подъем, дату и время.

3)Записку кладут в место, которое защищено от ветра и осадков.

4)На памятнике в честь знаменитого восхождения выбито имя организатора, но при этом был забыт его спутник, который также поднимался на вершину.

 

Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

(1)… (2)Тогда почти двумя третями Франции и всей Англией владела династия Плантагенетов. (3) Языком английского королевского двора оказался старофранцузский, на нем и были созданы первые рыцарские романы. (4)Вначале их писали в стихах и хранили в виде богато иллюстрированных манускриптов. (5)Рукописи эти читали вслух в покоях замков: там всегда находился какой-нибудь книжник – как правило, священнослужитель. (6) … и сами хозяева, а особенно хозяйки замков нередко были грамотными.

Вопрос A7

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)Классик стихотворного рыцарского романа – Кретьен де Труа.

2)Сохранилось пять романов Кретьена де Труа.

3)Расцвет рыцарского романа приходится на XII столетие.

4)Ученые сочинения в средние века писали на латыни.

 

Вопрос A8

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1)Поэтому

2) Впрочем, 

3)Например, 

4) Следовательно,

 

Вопрос A9

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1)их писали и хранили (предложение 4)

2)рукописи читали (предложение 5)

3)рукописи читали (предложение 5)

4)романы были (предложение 3)

 

Вопрос А10

Укажите верную характеристику третьего предложения текста.

1)сложное бессоюзное 

2) сложноподчинённое 

3) простое с однородными членами

4)сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

 

Вопрос А11

Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.

1)5 

2)2

3) 6

4) 3

 

Вопрос А12

Укажите значение слова ДВОР (ДВОРА) (предложение 3).

1)участок земли между домовыми постройками одного владения

2)крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками

3)большое здание, обычно выделяющееся своей архитектурой

4)монарх и приближенные к нему лица

 

Вопрос A13

Среди ночи Пират поднялся и медле(1)о вышел из сеней. Он долго стоял на пороге облитый серебря(2)ым лу(3)ым светом и напряже(4)о слушал. Но даже настороже(5)ый волчий слух не мог уловить ни малейшего признака жизни вокруг.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

1)1, 2, 3, 5               

2)1, 2, 3, 4     

3) 1, 3, 4, 5       

4)1, 2, 4, 5

 

Вопрос A14

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)Д…лина; к…рзина; н…зина

2)Ук…рять; пок…рать; пок…рить

3)Г…ризонтальный; г…ристый; г…релый

4)Реж…ссер; осв…титель; монт…жер

 

Вопрос A15

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)Непр…клонный; непр…емлемый; непр…ятный

2)О…вязать; о…бросить; по…тянуть

3)И…подлобья; и…подтишка; и…подволь

4)Об…явленный; обез…яний; об…езженный

 

Вопрос A16

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1)Измер…шь; застрел…нный

2)Изуч…шь; знач…мый

3)Умнож…шь; зате…вший

4)Прибав…шь; закупл…нный

 

Вопрос A17

А) Син…ватый;
Б) Рассе…вал;
В) Настойч…во;
Г) Отыск…вал.

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

1)А, Б, Г    

2)Б, В, Г      

3) В, Г      

4)Б, Г

 




Вопрос A18

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)(Не)сколькими годами позже в Петербург переехал Виссарион Белинский.

2)Теперь он пришел к убеждению, что изящная словесность должна (не)посредственно способствовать улучшению жизни.

3)А для этого нужно буквально кричать о (не)справедливостях.

4)Критик призывал изображать повседневное существование (не)романтических влюбленных, а обычных людей.

Вопрос A19

В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1)ЧТО(БЫ) читатель не попал (В)ПРОСАК, он должен знать, чем реальный автор отличается от повествователя.

2)Нередко в героическом эпосе речь идет о реальных исторических событиях, (ПРИ)ЧЕМ факты излагаются в соответствии с религиозными представлениями того времени, когда эпос создавался, (ПО)ЭТОМУ там часто действуют боги.

3)Иногда автор (ПО)РАЗНОМУ определяет жанр своего произведения; так, Тургенев (С)НАЧАЛА назвал «Рудина» повестью, а потом романом.

4)(В)ОБЩЕМ, очень интересно, как автор объясняет, что он имел (В)ВИДУ, называя свое произведение так или иначе.

 

Вопрос A20

Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая не нужна.

2)Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна.

3)Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая нужна.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая нужна.

 

Вопрос A21

Дуэль подвергалась критике со стороны мыслителей-демократов (1) видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства (2) и (3) противопоставляющих дворянскую честь человеческой.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1)1,2,3 

2) 1,2 

3) 1,3 

4) 1

 

Вопрос A22

Импровизатор, не привыкший к северному равнодушию (1) казалось(2) страдал… Она отчаивалась в спасении отечества (3) казалось(4) ей, что Россия быстро приближается к своему падению, всякая реляция усугубляла ее безнадежность, полицейские объявления графа Растопчина выводили ее из терпения.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

1)1,2,3,4 

2)1,3

3) 1 

4)1,2,3

 

Вопрос A23

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью.

2)Гости выпили еще по стакану встали из-за стола и простились с Пугачевым.

3)Где-то слышится пение ранней птицы да шуршание какой-то ветлы.

4)Гром уже грохотал и впереди и справа и слева

 

Вопрос A24

Дальше большим полукругом расположился на солнцепеке город: разноцветные дома то шли ровными рядами, сопутствуемые круглыми деревьями, то криво сползали по скатам, наступая на собственные тени.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части.

4)Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

 

Вопрос A25

В романе «Игрок» (1) действие (2) которого (3) разворачивается в Западной Европе (4) исключительно сильны автобиографические мотивы.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

123 12 13 14

 

Вопрос A26

Туман стал так силен (1) что (2) несмотря на то (3) что рассветало (4) не видно было в десяти шагах перед собою.
(Толстой Л.Н.)

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1)1,4  

2)1,2   

3)1,2,3,4

4) 1,2,4

 


Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.

(1)…Его звали Костей. (2) Я не помню, чтобы этот мой первый друг хотя бы когда-нибудь рассердился, – он вечно был весел и всегда улыбался. (3) Милый Костя! (4) Его давно нет на свете, и я вспоминаю о нем с особенной любовью, как о родном и таком близком человеке, которого не можешь отделить от самого себя.
(5) В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (7) Моя встреча с Костей окрасила не только мое детство, но и юность дорогими впечатлениями и первым дорогим опытом. (8) С ним вместе мы начали самостоятельную жизнь… (9) Вместе с Костей же явилась и новая книга.
(10) – У меня отец всё романы читает, – рассказывал Костя, коверкая ударение. – (11) И чем страшнее, тем лучше для него. (12) Хочешь, почитаем вместе? (13) Есть "Черный ящик", "Таинственный монах", "Шапка юродивого, или Трилиственник".
(14) Я, конечно, согласился с величайшим удовольствием.
(15) Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые "романы" по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком…
(16) – Люблю почитать романы, – говорил отец Кости. – (17) Только я по-своему читаю... (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. (19) Я сперва прочитаю конец романа, если все благополучно кончилось, ну, тогда я уж с начала за него примусь. (20) Учен я довольно... (21) Прежде, бывало, читаешь-читаешь, а до конца дочитал, – глядь, либо кого убили, либо кто умер. (22) Нет, покорно благодарю!.. (23) Я и без сочинителя знаю отлично, что все мы помрем. (24) Мало ли горя кругом, а тут еще в книге его вычитывай...
(25) Его звали Романом Родионычем. (26) Это был человек маленького роста, с большой кудрявой головой. (27) Он тоже вечно улыбался, как и Костя, – это была фамильная черта. (28) Роман Родионыч был заводским служащим и занимал должность запасчика, то есть заведовал амбарами с хлебом, овсом и разными другими материалами, как сальные свечи, веревки, кожи и проч. (29) Наш завод хотя и был небольшой, но служащих было достаточно. (30) Они все были из крепостных и образование получили в заводской школе. (31) Дальнейшее образование шло "своим умом" и почерпалось главным образом из случайно попадавшихся под руки книг.
(32) Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет. (33) Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (34) Я сравнил бы эти странствующие книги с перелетными птицами, которые приносят с собой духовную весну. (35) Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея "разумное, доброе, вечное". (36) Да, сейчас легко устроить домашнюю библиотеку из лучших авторов, особенно благодаря иллюстрированным изданиям; но книга пробивала себе дорогу в самую глухую пору, в доброе старое время ассигнаций, сальных свечей и всякого движения родным "гужом". (37) Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. (38) Для нас, детей, его появление в доме являлось настоящим праздником. (39) Он же руководил и выбором книг и давал, в случае нужды, необходимые объяснения.
(40) Один из таких офеней лично мне невольно доставил большое огорчение. (41) Как все дети, я очень любил рисовать, а у него в коробе среди других сокровищ оказался атлас для самообучения рисованию. (42) Вся беда была в том, что он стоил целых два рубля, – сумма, по тогдашнему счету и по нашему бюджету, громадная…
(43)– Нет, не могу, – заявил отец. – (44) Если рубль, то еще можно, а двух рублей нет.
(45) Я отлично понимал, что значит слово "нет", и не настаивал. (46) Так атлас и ушел в коробе офени к другому, более счастливому покупателю, а мне его жаль даже сейчас. (47) Уж очень хотелось учиться рисовать, а учиться было не по чему.

(По Д. Мамину-Сибиряку*)

 

В1

Из предложений 17–18 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

­­­­­­­­­­________________________

В2

Из предложений 30–31 выпишите относительное прилагательное.

_________________________

В8

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.

Рассказы писателей о книгах, которые пробудили страсть к чтению в детские годы и способствовали формированию личности, – особая тема русской мемуарной литературы. Первые книги детства во многом предопределяют жизненный путь человека. Память о них драгоценна, как и память о первых друзьях – товарищах по чтению. В таких рассказах повествование ведется в особом – эмоционально приподнятом – тоне. Достигается это с помощью _______ («служат точно путеводными маяками» – предложение 6, «точно изжеваны теленком» – предложение 15, «как вода» – предложение 37), ________ (предложения 33, 35), ________ (предложения 3, 22). С особым чувством вводятся в повествование «живые» слова о книгах – отклики не искушенных в литературе читателей. _______ («романы», «сперва», «примусь», «бывало», «глядь», «покорно благодарю», «помрем» – предложения 16-24) помогает ярче и точнее изобразить ту социальную среду, которая формировала типичных читателей эпохи.


Список терминов:

  1. сравнение
  2. метафора
  3. гипербола
  4. просторечная лексика
  5. восклицательные предложения
  6. лексический повтор
  7. противопоставление
  8. эпитеты
  9. контекстные синонимы

Ответ (последовательность цифр):_________________

 

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: