Вопрос A1
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) дОлбит
2) принятА
3) наделИт
4)прИбыл
Вопрос A2
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1)Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.
2)Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.
3)Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.
4)Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.
Вопрос A3
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)по обоим сторонам
2)более пятисот долларов
3) опытные инженеры
4) розовый какаду
Вопрос A4
Дрейфуя уже более месяца в открытом море,
Укажите грамматически правильное продолжение предложения
|
|
1)среди матросов начались волнения.
2)исследователям морского дна улыбнулась удача.
3)морякам наконец удалось отправить радиограмму.
4)команда не утратила оптимизма.
Вопрос A5
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1)По приезду в Петербург наша съёмочная группа сразу приступила к работе над фильмом о восстании декабристов.
2)На рубеже веков Россия находилась в преддверии великих потрясений, и об ожидании перемен одними из первых заговорили герои Чехова.
3)В статье «О назначении поэта» А. Блок писал, что «нельзя сопротивляться гармонии, внесённой в мир поэтом».
4)В договоре князя Игоря с византийцами упомянут особый посол княгини Ольги, занимающий третье место в списке лиц, участвовавших в переговорах
Вопрос A6
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)Существует традиция: альпинисты, которые взошли на вершину, оставляют записку о себе как свидетельство своего достижения.
2)В ней указывают руководителя и участников группы, маршрут, по которому проходил подъем, дату и время.
3)Записку кладут в место, которое защищено от ветра и осадков.
4)На памятнике в честь знаменитого восхождения выбито имя организатора, но при этом был забыт его спутник, который также поднимался на вершину.
Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.
(1)… (2)Тогда почти двумя третями Франции и всей Англией владела династия Плантагенетов. (3) Языком английского королевского двора оказался старофранцузский, на нем и были созданы первые рыцарские романы. (4)Вначале их писали в стихах и хранили в виде богато иллюстрированных манускриптов. (5)Рукописи эти читали вслух в покоях замков: там всегда находился какой-нибудь книжник – как правило, священнослужитель. (6) … и сами хозяева, а особенно хозяйки замков нередко были грамотными.
|
|
Вопрос A7
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1)Классик стихотворного рыцарского романа – Кретьен де Труа.
2)Сохранилось пять романов Кретьена де Труа.
3)Расцвет рыцарского романа приходится на XII столетие.
4)Ученые сочинения в средние века писали на латыни.
Вопрос A8
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1)Поэтому
2) Впрочем,
3)Например,
4) Следовательно,
Вопрос A9
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)их писали и хранили (предложение 4)
2)рукописи читали (предложение 5)
3)рукописи читали (предложение 5)
4)романы были (предложение 3)
Вопрос А10
Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
1)сложное бессоюзное
2) сложноподчинённое
3) простое с однородными членами
4)сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
Вопрос А11
Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.
1)5
2)2
3) 6
4) 3
Вопрос А12
Укажите значение слова ДВОР (ДВОРА) (предложение 3).
1)участок земли между домовыми постройками одного владения
2)крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками
3)большое здание, обычно выделяющееся своей архитектурой
4)монарх и приближенные к нему лица
Вопрос A13
Среди ночи Пират поднялся и медле(1)о вышел из сеней. Он долго стоял на пороге облитый серебря(2)ым лу(3)ым светом и напряже(4)о слушал. Но даже настороже(5)ый волчий слух не мог уловить ни малейшего признака жизни вокруг.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
1)1, 2, 3, 5
2)1, 2, 3, 4
3) 1, 3, 4, 5
4)1, 2, 4, 5
Вопрос A14
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)Д…лина; к…рзина; н…зина
2)Ук…рять; пок…рать; пок…рить
3)Г…ризонтальный; г…ристый; г…релый
4)Реж…ссер; осв…титель; монт…жер
Вопрос A15
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)Непр…клонный; непр…емлемый; непр…ятный
2)О…вязать; о…бросить; по…тянуть
3)И…подлобья; и…подтишка; и…подволь
4)Об…явленный; обез…яний; об…езженный
Вопрос A16
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)Измер…шь; застрел…нный
2)Изуч…шь; знач…мый
3)Умнож…шь; зате…вший
4)Прибав…шь; закупл…нный
Вопрос A17
А) Син…ватый;
Б) Рассе…вал;
В) Настойч…во;
Г) Отыск…вал.
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
1)А, Б, Г
2)Б, В, Г
3) В, Г
4)Б, Г
Вопрос A18
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)(Не)сколькими годами позже в Петербург переехал Виссарион Белинский.
2)Теперь он пришел к убеждению, что изящная словесность должна (не)посредственно способствовать улучшению жизни.
3)А для этого нужно буквально кричать о (не)справедливостях.
4)Критик призывал изображать повседневное существование (не)романтических влюбленных, а обычных людей.
Вопрос A19
В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1)ЧТО(БЫ) читатель не попал (В)ПРОСАК, он должен знать, чем реальный автор отличается от повествователя.
2)Нередко в героическом эпосе речь идет о реальных исторических событиях, (ПРИ)ЧЕМ факты излагаются в соответствии с религиозными представлениями того времени, когда эпос создавался, (ПО)ЭТОМУ там часто действуют боги.
|
|
3)Иногда автор (ПО)РАЗНОМУ определяет жанр своего произведения; так, Тургенев (С)НАЧАЛА назвал «Рудина» повестью, а потом романом.
4)(В)ОБЩЕМ, очень интересно, как автор объясняет, что он имел (В)ВИДУ, называя свое произведение так или иначе.
Вопрос A20
Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая не нужна.
2)Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна.
3)Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая нужна.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая нужна.
Вопрос A21
Дуэль подвергалась критике со стороны мыслителей-демократов (1) видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства (2) и (3) противопоставляющих дворянскую честь человеческой.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1)1,2,3
2) 1,2
3) 1,3
4) 1
Вопрос A22
Импровизатор, не привыкший к северному равнодушию (1) казалось(2) страдал… Она отчаивалась в спасении отечества (3) казалось(4) ей, что Россия быстро приближается к своему падению, всякая реляция усугубляла ее безнадежность, полицейские объявления графа Растопчина выводили ее из терпения.
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
1)1,2,3,4
2)1,3
3) 1
4)1,2,3
Вопрос A23
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью.
2)Гости выпили еще по стакану встали из-за стола и простились с Пугачевым.
3)Где-то слышится пение ранней птицы да шуршание какой-то ветлы.
4)Гром уже грохотал и впереди и справа и слева
Вопрос A24
Дальше большим полукругом расположился на солнцепеке город: разноцветные дома то шли ровными рядами, сопутствуемые круглыми деревьями, то криво сползали по скатам, наступая на собственные тени.
|
|
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части.
4)Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.
Вопрос A25
В романе «Игрок» (1) действие (2) которого (3) разворачивается в Западной Европе (4) исключительно сильны автобиографические мотивы.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
123 12 13 14
Вопрос A26
Туман стал так силен (1) что (2) несмотря на то (3) что рассветало (4) не видно было в десяти шагах перед собою.
(Толстой Л.Н.)
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1)1,4
2)1,2
3)1,2,3,4
4) 1,2,4
Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.
(1)…Его звали Костей. (2) Я не помню, чтобы этот мой первый друг хотя бы когда-нибудь рассердился, – он вечно был весел и всегда улыбался. (3) Милый Костя! (4) Его давно нет на свете, и я вспоминаю о нем с особенной любовью, как о родном и таком близком человеке, которого не можешь отделить от самого себя.
(5) В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (7) Моя встреча с Костей окрасила не только мое детство, но и юность дорогими впечатлениями и первым дорогим опытом. (8) С ним вместе мы начали самостоятельную жизнь… (9) Вместе с Костей же явилась и новая книга.
(10) – У меня отец всё романы читает, – рассказывал Костя, коверкая ударение. – (11) И чем страшнее, тем лучше для него. (12) Хочешь, почитаем вместе? (13) Есть "Черный ящик", "Таинственный монах", "Шапка юродивого, или Трилиственник".
(14) Я, конечно, согласился с величайшим удовольствием.
(15) Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые "романы" по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком…
(16) – Люблю почитать романы, – говорил отец Кости. – (17) Только я по-своему читаю... (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. (19) Я сперва прочитаю конец романа, если все благополучно кончилось, ну, тогда я уж с начала за него примусь. (20) Учен я довольно... (21) Прежде, бывало, читаешь-читаешь, а до конца дочитал, – глядь, либо кого убили, либо кто умер. (22) Нет, покорно благодарю!.. (23) Я и без сочинителя знаю отлично, что все мы помрем. (24) Мало ли горя кругом, а тут еще в книге его вычитывай...
(25) Его звали Романом Родионычем. (26) Это был человек маленького роста, с большой кудрявой головой. (27) Он тоже вечно улыбался, как и Костя, – это была фамильная черта. (28) Роман Родионыч был заводским служащим и занимал должность запасчика, то есть заведовал амбарами с хлебом, овсом и разными другими материалами, как сальные свечи, веревки, кожи и проч. (29) Наш завод хотя и был небольшой, но служащих было достаточно. (30) Они все были из крепостных и образование получили в заводской школе. (31) Дальнейшее образование шло "своим умом" и почерпалось главным образом из случайно попадавшихся под руки книг.
(32) Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет. (33) Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (34) Я сравнил бы эти странствующие книги с перелетными птицами, которые приносят с собой духовную весну. (35) Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея "разумное, доброе, вечное". (36) Да, сейчас легко устроить домашнюю библиотеку из лучших авторов, особенно благодаря иллюстрированным изданиям; но книга пробивала себе дорогу в самую глухую пору, в доброе старое время ассигнаций, сальных свечей и всякого движения родным "гужом". (37) Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. (38) Для нас, детей, его появление в доме являлось настоящим праздником. (39) Он же руководил и выбором книг и давал, в случае нужды, необходимые объяснения.
(40) Один из таких офеней лично мне невольно доставил большое огорчение. (41) Как все дети, я очень любил рисовать, а у него в коробе среди других сокровищ оказался атлас для самообучения рисованию. (42) Вся беда была в том, что он стоил целых два рубля, – сумма, по тогдашнему счету и по нашему бюджету, громадная…
(43)– Нет, не могу, – заявил отец. – (44) Если рубль, то еще можно, а двух рублей нет.
(45) Я отлично понимал, что значит слово "нет", и не настаивал. (46) Так атлас и ушел в коробе офени к другому, более счастливому покупателю, а мне его жаль даже сейчас. (47) Уж очень хотелось учиться рисовать, а учиться было не по чему.
(По Д. Мамину-Сибиряку*)
В1
Из предложений 17–18 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
________________________
В2
Из предложений 30–31 выпишите относительное прилагательное.
_________________________
В8
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.
Рассказы писателей о книгах, которые пробудили страсть к чтению в детские годы и способствовали формированию личности, – особая тема русской мемуарной литературы. Первые книги детства во многом предопределяют жизненный путь человека. Память о них драгоценна, как и память о первых друзьях – товарищах по чтению. В таких рассказах повествование ведется в особом – эмоционально приподнятом – тоне. Достигается это с помощью _______ («служат точно путеводными маяками» – предложение 6, «точно изжеваны теленком» – предложение 15, «как вода» – предложение 37), ________ (предложения 33, 35), ________ (предложения 3, 22). С особым чувством вводятся в повествование «живые» слова о книгах – отклики не искушенных в литературе читателей. _______ («романы», «сперва», «примусь», «бывало», «глядь», «покорно благодарю», «помрем» – предложения 16-24) помогает ярче и точнее изобразить ту социальную среду, которая формировала типичных читателей эпохи.
Список терминов:
- сравнение
- метафора
- гипербола
- просторечная лексика
- восклицательные предложения
- лексический повтор
- противопоставление
- эпитеты
- контекстные синонимы
Ответ (последовательность цифр):_________________