Религия хеттов
Религия у хеттов играла первостепенную роль. В стране было множество
Храмов, в которых отправлялись различные культы многих и многих богов.
Божества хеттов отвечали каждый за свою, вполне определенную сферу
Жизни. Бог Солнца - один бог, ему принадлежало неотъемлемое: он
Сотворил весь этот мир. Богиня Солнца - всем этим миром управляла. Ей
Поклонялись хетты, как главной, не забывая при этом, что главный - Он.
Кроме того, были бог Грозы, бог Луны, богиня Духа пчелиного роя (!),
Божества Страха и Ужаса и так далее. Боги различались по функциям -
Периодически исчезающий бог плодородия Телепинус, женские божества
Хебат и Иштар (да-да, совершенно чужая хеттам Иштар из Ниневии!),
Богиня Престол (престол у хеттов женского рода), боги-злаки,
Богиремесла (Кузнец, Пастух и пр.).
Как католики латынь, а православные церковнославянский язык, так хетты
для ритуалов использовали хурритский, на котором не говорили.
|
|
Хурритская письменность, даже встречающийся на этом языке текст эпоса
о Гильгамеше, - была только для религиозных дел, и ни для каких более.
| |
278 | |
|
Культ хеттов известен по барельефам. Хетты поклонялись богу грома — Тишуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.
|
|
Хеттских богов
Каноническим считалось перечисления «1000 хеттских богов». В этом перечне в разное время существования хеттского государства присутствовали различные божества, исконно хеттские и заимствованные, в том числе божества стихий[1].
[править]Мужские божества
Хетты поклонялись богу грома — Тишуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.
[править]Женские божества
Главное женское божество хеттов вероятно было первообразом малоазиатской «Великой Матери», с именем Ma, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богаз-кёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром 8-угольном головном уборе.
[править]Храмы
Храмы имели сходство с семитическими. В Эюке и Богаз-кёе (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенных барельефами. Последние представляли религиозные сцены: шествия богов, процессии жрецов, мистические церемонии. Псевдо-Лукиан говорит о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшееся завесой святое святых. Медный жертвенник и идол стояли на дворе; здесь же был пруд для священных рыб; у входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия; в самом храме — престол Солнца; были статуи различных божеств; при храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвящённые божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных. В Эюке найдены колоссальные сфинксы. На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла. Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских хеттов; например, в Изили-кая на нём шествуют два божества. При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч.
[править]Культ
Культ имел крайне оргиастический характер (самооскопления, исступленность, ритуальная проституция). Одеяние жрецов было длинное, ассирийского типа; в руках у них были загнутые жезлы. О мифах хеттов нам ничего не известно, кроме сказания об Аттисе, любимце Великой Матери, изувечившем себя. Миф этот — одного порядка с рассказом о Таммузе и Адонисе и имеет в виду юного бога весны.
|
|
[править]Мифы и сказания
[править]Сказание о потопе
Псевдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тождественно с вавилонским и библейским; имя героя — Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа.