Людовик, милостью божьей король Франции и Наварры, возлюбленным и верным нашим – господину Saince de Chaumont и господину Nicole de Braye – привет и изъявление расположения. Так как по естественному праву каждый должен родиться свободным, но по некоторым обычаям и кутюмам с незапамятных пор установленным и доселе в нашем королевстве хранимым, а также случайно за проступки предков множество нашего простого народа (commun peuple) впало в крепостную зависимость (servitudes) и разные [другие зависимые] состояния, что весьма нам не нравится. И мы, принимая во внимание, что королевство наше названо и слывет королевством франков, и желая, чтобы действительное положение вещей соответствовало [этому] названию и чтобы положение народа было исправлено нами с начала нашего нового царствования, по обсуждении с нашим великим Советом повелели и повелеваем, чтобы повсюду в королевстве нашем, поскольку это в нашей власти и власти преемников наших, такие состояния несвободы приведены были к свободе (franchises) и чтобы всем тем, кои либо по происхождению, либо по давности, либо вновь в силу браков или в силу проживания на несвободной земле впали в крепостную зависимость, дана была на добрых и приличных условиях свобода. И ради того, чтобы простой народ наш не терпел более обид, ни вреда от сборщиков налогов и от других служащих которых прежде посылали по делу о мэнмортах и формарьяжах, как это было до сих пор и что вёсьма нам не нравится, а также ради того, чтобы и другие сеньоры, владеющие лично зависимыми людьми, по примеру нашему привели их к свободному состоянию, мы, вполне полагаясь на верность и испытанную мудрость вашу, настоящей грамотой поручаем и приказываем вам отправиться в Санлисский бальяж и его ведомство, а также во все местечки, города, общины и к отдельным лицам, кои будут требовать у вас вышеназванной свободы, с тем чтобы договариваться и условливаться с ними относительно известных выкупов, которыми мы были бы достаточно вознаграждены за выгоды, кои с названного крепостного состояния могли поступить нам и преемникам нашим, и давать им, насколько это касается нас и преемников наших, общую и постоянную свободу, как выше сказано и как более подробно мы вам о том устно говорили, объявляли и поручали. И даем по совести обещание за нас и за преемников наших, что утвердим, одобрим, соблюдем и повелим соблюсти и оградить все, что вы сделаете и обещаете в названных случаях, и грамоты, кои выдадите по делу о договорах, выкупах и о даровании свободы городам, общинам, местечкам или отдельным лицам, мы тотчас же утвердим и будем выдавать наше на то [разрешение] всякий раз, как будут они о том просить нас...
|
|
Дано в Париже, в третий день июля, в год от воплощения господа 1315.
|
|
«Французская деревня XII-XIV вв. и Жакерия», Сборник документов. Под ред. Н.П. Грацианского, М. – Л., 1935, с.56-57.
Серваж в XIV в. в районе Бордо (1344 г.)
Да будет известно, что Фор Жан, а также Арио Жан и Фор Жан, его сыновья, прихожане Мули и Медока, по своей доброй воле... не побуждаемые ни силой, ни страхом, ни обманом, ни принуждением, признали, что они и их наследники являются и будут, так же как их предки с незапамятных времен, людьми, подчиненными произвольной талье от госпожи Моримонды де Поденсак, жены благородного барона Бернара д’Ескуссана, владельца и сеньора Ланыоарана (Langoiran), которая, как и ее предки и потомки, располагает правом господства над ними (per los cors), над их землями (виноградником, домами и жилищами) и над всем остальным имуществом, которое они держат от вышеупомянутой госпожи в приходе Мули и Медоке...
Boutruche R. La crise d’une societe, Seigneurs et paysans du Bordelais pendant la Guerre de Cent Ans, Paris, 1947, p.455-456.
Отмена права «мертвой руки» в сеньории Монбуасье 1403 г., 3 апреля – 5 мая
Да будет известно, что недавно произошла тяжба между знатным сеньором и доблестным рыцарем Луи де Монбуасье, владельцем замков Монбуасье, Обюссон, Монтейль, Буассо-нель и Во-мо, находящихся в диоцезе Клермона, сенешаль-ство Овернь, с одной стороны, и его людьми, эмфитевтами1 и цензитариями, которые живут в округах, прилегающих к этим пяти замкам, и подсудны его сеньоральному суду, с другой стороны.
Упомянутый сеньор Луи утверждал, что он имел привилегию мертвой руки в вышеописанных округах на своих эмфи-тевтов и цензитариев, или, другими словами, что после их смерти сеньор наследовал имущество покойного, а не кровные родственники умершего, за исключением тех случаев, когда сын умершего не достиг совершеннолетия или когда имущество покойного находилось в нераздельном владении с его братьями и сестрами. Но упомянутые люди утверждали обратное... сеньор даровал и уступил от своего имени и от имени своих потомков право наследства для своих людей, эмфитевтов и цензитариев, и засвидетельствовал, что они свободны и не подвластны праву мертвой руки и, в каком бы отдаленном родстве ни находились с ними их родственники по восходящей и нисходящей линии, они могут после смерти вышеупомянутых лиц наследовать все добро их в городе и деревне – права, дела, право взимать долги и другое имущество (движимое и недвижимое) без завещания, а также по воле умершего, указанной в завещании, и будет так теперь и в будущие времена, согласно обычаям Оверни и общему праву. Но если умерший не имеет родственников, упомянутый сеньор сохраняет для себя и для своих потомков полное право наследования имущества этого покойного.
1 Эмфитевт – держатель эмфитевзиса, т, е. наследственной аренды.
«Histoire de l’Auvergne. Chois de documents, concernant la Basse – Auvergne et Puy-de-Dome», t. I, Clermont-Ferrand – Paris, 1959, p. 151-152.
НАДЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В XII в. И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ СЕВООБОРОТ