Классификация конфликтов (по С. М. Емельянову)

Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
Сферы проявления конфликта Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые В основе лежат экономические противоречия. В основе лежат противоречия во взглядах. В основе лежат противоречия социальной сферы. В основе лежат противоречия семейных отношений
Степень длительности и напряжен­ности конфликта Бурные быстротекущие конфликты   Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих. Возникают при наличии глубоких противоречий.   Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон. Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер
Субъекты конфликтного взаимодей­ствия Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность-группа» Межгрупповые конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности. Субъектами конфликта выступают две личности. Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой группа (микрогруппа). Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы
Социальные последствия Конструктивные конфликты   Деструктивные конфликты В основе лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы. В основе, как правило, лежат субъективные причины. Создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы
Предмет конфликта Реалистичные (пред­метные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты Имеют четкий предмет   Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно сажным для одного или обоих субъектов конфликта

 

Глава 9. Классификация конфликтов                                                                                    93

 

Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности челове­ка, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребно­сти можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасности и защищенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. В случае не­удовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. Можно использовать более обобщенную градацию блокированных потребно­стей — материальные, социальные и духовные.

В зависимости от типа противоречия конфликты можно делить на возникшие как результат антагонистического противоречия и вследствие неантагонистиче­ского противоречия.

Важной характеристикой конфликта является острота противодействия уча­ствующих в нем сторон. В западной конфликтологии эта характеристика называ­ется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделяют конфликты низ­кой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности — спор между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физиче­ским уничтожением одной из сторон.

В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, поли­тические и др.

Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приво­дящей к качественным различиям, выступает их длительность.

Конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах их делят на конструктивные, имеющие позитивные и негативные последствия одновремен­но, и деструктивные.

Американские конфликтологи (Р.Даль и др.) классифицируют социальные конфликты в обществе по количеству сторон, участвующих в конфликте, и их по­следствиям.

Конфликты можно классифицировать по степени разработанности норматив­ных способов их разрешения.

Существуют конфликты, для разрешения которых не разработано никаких нормативных механизмов. Примером такого конфликта может быть ссора двух пассажиров в общественном транспорте.

Можно выделить полностью институционализированные конфликты, напри­мер дуэль.

Между этими крайними полюсами существует много видов конфликтов, нор­мативное урегулирование которых осуществляется частично.

Помимо общих классификаций существуют частные типологии. Они охваты­вают часть объектного поля конфликтологии, связанную с одним из типов конф­ликтов. Например, это могут быть причинно-мотивационные связи. Н. В. Гриши­на в результате изучения производственных конфликтов выделила конфликты как реакцию на: препятствие к достижению основных целей трудовой деятельно­сти; препятствие к достижению вторичных целей, имеющих личный характер; по­ведение, не соответствующее принятым нормам отношений, и поведение людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающее их ожиданиям; личные конф­ликты, возникающие в силу личных особенностей членов коллектива.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: