Глава 15. Семейные конфликты 151
Концепция А. Н. Харитонова включает три группы причин семейных трудностей.
Несмотря на всю специфичность такого явления как семья, говоря о причинах затруднений, возникающих во взаимоотношениях ее членов, было бы неправильно забывать, что составляющие ее члены имеют с одной стороны биологическую природу, что обусловливает первую группу причин.
Основные биофизические причины: а) индивидуально-биофизические — соматические, нервные болезни, генетическая предрасположенность, физическая несовместимость, дефекты фигуры, лица, отдельных систем организма, органов, органов чувств, неправильный образ жизни и др.; б) природно-биологические — неподходящий климат, неблагоприятная экология, неблагоприятные особенности окружающий среды и др.
Существование в социуме как каждого члена в отдельности, так и семьи в целом позволяет выделить еще одну группу причин, которая приводит к тем или иным затруднениям в семьях.
|
|
Социальные причины представляют собой подструктуры следующих групп детерминант: а) социально-экономические; б) идеологические, политические; в) социально-правовые; г) социокультурные; д) религиозные; е) этнологические; ж) образовательные, педагогические.
Психологические причины включают следующие компоненты:
• базальные личностные факторы — это психологическая незрелость, эгоцентризм супругов, фиксации на фигурах прошлого, на ранних стадиях психосексуального развития, неадекватная идентичность, негативные эмоциональные качества личности (недоверие, зависть, вина, ревность, тревога, ненависть и др.), неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, сильный внутренний конфликт, психотравмы раннего детства, подросткового возраста, завышенный уровень личных притязаний и др.;
• основными межличностными факторами образования семейных трудностей являются рассогласование неосознанных ожиданий о партнере с его реальным поведением; борьба в вопросах главенства; взаимные переносы, несходство характеров; различия желаний, интересов, вкусов; неустойчивые, противоречивые стили воспитания в родительских семьях; неполное, полное непринятие партнера, собственного ребенка; интенсивные конфликты ранних объектных отношений в родительской семье; дистанцирование, затрудненность в общении; изменения ролевой структуры семьи; низкий уровень информированности о браке, семейной жизни; депривация родительской любви, заботы; противоречие между личностным развитием и групповым, семейными нормами; различия взглядов на семью, работу; различные подходы к решению трудных семейных ситуаций и др.;
|
|
• объективные ситуативно-деятелъностные факторы — это напряженный характер деятельности, жесткий распорядок, фактор вынужденных разлук с родными, фактор смены работы жен, учебы детей, неблагоприятное материально-бытовое обеспечение семьи и др.
Субъективными ситуативно-деятелъностными факторами являются фактор гомогенного характера коллективов, фактор отношений доминирования — подчинения, фактор гиперкомпенсации агрессивных чувств на работе и пр.
152 ____________ Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия