Причины семейных трудностей

 

 

Глава 15. Семейные конфликты                                                                                         151

 

Концепция А. Н. Харитонова включает три группы причин семейных трудностей.

Несмотря на всю специфичность такого явления как семья, говоря о причинах затруднений, возникающих во взаимоотношениях ее членов, было бы неправиль­но забывать, что составляющие ее члены имеют с одной стороны биологическую природу, что обусловливает первую группу причин.

Основные биофизические причины: а) индивидуально-биофизические — со­матические, нервные болезни, генетическая предрасположенность, физическая несовместимость, дефекты фигуры, лица, отдельных систем организма, органов, органов чувств, неправильный образ жизни и др.; б) природно-биологические — неподходящий климат, неблагоприятная экология, неблагоприятные особенности окружающий среды и др.

Существование в социуме как каждого члена в отдельности, так и семьи в це­лом позволяет выделить еще одну группу причин, которая приводит к тем или иным затруднениям в семьях.

Социальные причины представляют собой подструктуры следующих групп де­терминант: а) социально-экономические; б) идеологические, политические; в) со­циально-правовые; г) социокультурные; д) религиозные; е) этнологические; ж) образовательные, педагогические.

Психологические причины включают следующие компоненты:

• базальные личностные факторы — это психологическая незрелость, эгоцен­тризм супругов, фиксации на фигурах прошлого, на ранних стадиях психо­сексуального развития, неадекватная идентичность, негативные эмоцио­нальные качества личности (недоверие, зависть, вина, ревность, тревога, ненависть и др.), неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, сильный внутренний конфликт, психотравмы раннего детства, подросткового возра­ста, завышенный уровень личных притязаний и др.;

• основными межличностными факторами образования семейных трудно­стей являются рассогласование неосознанных ожиданий о партнере с его реальным поведением; борьба в вопросах главенства; взаимные переносы, несходство характеров; различия желаний, интересов, вкусов; неустойчи­вые, противоречивые стили воспитания в родительских семьях; неполное, полное непринятие партнера, собственного ребенка; интенсивные конф­ликты ранних объектных отношений в родительской семье; дистанцирова­ние, затрудненность в общении; изменения ролевой структуры семьи; низ­кий уровень информированности о браке, семейной жизни; депривация родительской любви, заботы; противоречие между личностным развитием и групповым, семейными нормами; различия взглядов на семью, работу; раз­личные подходы к решению трудных семейных ситуаций и др.;

объективные ситуативно-деятелъностные факторы — это напряженный ха­рактер деятельности, жесткий распорядок, фактор вынужденных разлук с родными, фактор смены работы жен, учебы детей, неблагоприятное мате­риально-бытовое обеспечение семьи и др.

Субъективными ситуативно-деятелъностными факторами являются фактор гомогенного характера коллективов, фактор отношений доминирования — под­чинения, фактор гиперкомпенсации агрессивных чувств на работе и пр.

 

 

152 ____________ Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: