Культурная терпимость

Одной из важнейших черт рассматриваемого аспекта политической культуры можно назвать уже упомянутую политическую неактуализованность национальной проблематики во внутренней политике страны. Имеется в виду отсутствие в национальном сознании русских проблемы отношений с другими нациями как проблемы политической, что определило относительную национальную нейтральность российской государственности. Другая особенность — широкая веротерпимость и спокойное отношение к иным культурам, признание законности существования разнообразных социокультурных групп. В таких условиях главным критерием «принятия» в систему российской государственности является соблюдение социокультурной группой правил функционирования политической системы.

В качестве объяснения указанных особенностей культуры России, как правило, используются три главных фактора: религиозный, психологический и исторический. В. Соловьев дал наиболее развернутое описание важнейшего принципа православия — идеи соборности, т. е. самоценности как каждой индивидуальности, так и всего сообщества. Данная черта религиозной культуры России и ее отличие от западного христианства действительно могут быть признаны фактором, формирующим культурную терпимость православного сообщества. Косвенным подтверждением этого служит факт выдвижения православными мыслителями Н.Я. Данилевским и К.Н. Леонтьевым идеи самостоятельных и самоценных культурных типов.

При объяснении феномена национальной терпимости в российском обществе часто ссылаются также на психологию русского человека — миролюбивого, уверенного в своей национальной независимости, а потому открытого чужим культурам. Ильин характеризовал это свойство как способность «удивляться» другим народам и «созерцать» происходящее. Удивление ведет к заинтересованному созерцанию, и этим своим свойством российская культура отличается от западной, которая не созерцает, а стремится воздействовать и приспособить окружающее к себе самой. Многие исследователи объясняли дружелюбное отношение к чужим культурам в России огромными размерами территории и значительным числом населения, которые, с одной стороны, давали человеку уверенность в национальных силах, а с другой — не заставляли беспокоиться о конкуренции иноплеменников.

Исторический фактор национальной терпимости российского общества состоит в вековой необходимости славянских, угорских, туранских и других народов жить в тесном соседстве, развиваться во взаимодействии и противоборстве, что вело к органической взаимосвязи между этими народами. Таким образом, в сознании народа складывалось исторически обусловленное представление о многообразии жизненных принципов и бытового уклада.

Мессианство

Терпимость к инородным группам в российском сообществе во внешнеполитических отношениях России сменяется мессианским и манихейским мироощущением. По-видимому, здесь нет противоречия: национальное измерение по-прежнему не является главным политическим фактором. Противостояние в международной политике идет по политическим и идеологическим основаниям, национальный момент выступает лишь в качестве «оформления» идеологической борьбы.

Характерным признаком российской внешней политики является ее идеологическая нагруженность. В терминах западной политической науки, в России не произошла секуляризация культуры и политики. Холодный политический расчет не встречает широкой поддержки у населения, например, столь катастрофическое для населения событие, как война, никогда не получала в России «популярности», имея в своей основе чисто политические условия (стратегические интересы, захват территории и т. д.): будь то расчленение Польши, советско-финская война или чеченская кампания. Иной оттенок приобретает война с идейным антагонистом и захватчиком: с Ордой — за христианский мир; с Турцией — за балканские народы; с Наполеоном — за православную веру; с императорской Германией (на первоначальном этапе) — за европейских союзников, прежде всего за Сербию; с фашистской Германией — за социалистическое отечество.

Перечисленные особенности политической культуры российского общества, реализовавшиеся в истории России, проявляются и в современной политике. Многие исторические тенденции искажаются, видоизменяются или вообще исчезают. Однако характерные составляющие национальной политической культуры реализуют исторические тенденции в современной политике. Культурные модели поведения и восприятия воплощаются в электоральном поведении избирателей, которое является важнейшим элементом политического поведения основной массы российских граждан.[…]

Лояльность верховной власти

Комплекс установок россиян в отношении властных структур, прежде всего, характеризуется лояльностью верховной власти, признанием крайней важности и ответственности управленческой деятельности. В поведении это выражается высокой активностью рядовых граждан при решении вопроса о распределении верховной власти. И теперь, и в советское время подавляющая масса избирателей участвует в общенациональном голосовании. В этих условиях есть основание рассматривать большинство случаев абсентеизма как протест против системы легитимации власти.

Голосование протеста

Российский избиратель привык к принципиальному осуждению государственной власти. Здесь проявляется народное представление о греховности власти, ее исторической временности и обреченности Сказанное предполагает проявление феномена «голосования протеста» в тех случаях, когда «правительственная партия» прямо или косвенно принимает участие в выборах.

Идеализация лидера

В то же время в отношении верховного руководителя народу свойственно иметь положительное мнение. Как уже отмечалось, это ведет к противопоставлению в народном сознании высшего руководителя и его окружения по принципу: «Царь — хороший, бояре — плохие». Этим можно объяснить поддержку избирателями Президента на выборах 1996 г. при фактическом осуждении подконтрольного ему правительства на парламентских выборах 1995 г.

Идеализация политики

Отмеченная индифферентность большинства населения к «технологической» стороне политики, к правилам политической игры ведет к тому, что в сознании российских избирателей не находят адекватного отражения институты политической системы. Для русского политического сознания характерно восприятие борьбы политических групп, с одной стороны, через активность их лидеров, а с другой — через столкновение идеологий, проповедуемых политиками. Зачастую избиратель не видит за деятельностью лидера работы партийного механизма, а за политическими конфликтами — борьбы групповых интересов политиков. Поэтому голосование за партии для избирателя — значит голосование за лидера или за идею.[…]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: