Политология: хрестоматия / Сост. проф. М. А. Василик, доц. м.с. Вершинин. -М., 1999. С. 473-484

В. М. Гессен*

О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

Понятие правового государства

Правовым называется государство, которое признает обяза­тельным для себя, как правительства, создаваемые им же, как за­конодателем, юридические нормы.

Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним.

Современное правовое государство осуществляет двоякого вида функции. С одной стороны, государство законодательству­ет; государственная власть является творцом положительного права. С другой стороны, то же государство управляет; оно дейст­вует, осуществляя свои интересы, в пределах им же самим созда­ваемого права.

Законодательствуя, государство свободно, оно не связано по­ложительным - обычным и законодательным правом. Нет вечных обычаев и законов. Положительное право не ставит никаких гра­ниц законодательному творчеству государства. По самому суще­ству своему, законодательная власть не может быть ограничена законом.

 


Наоборот, то же государство, в лице своей правительственной власти, - правящее, а не законодательствующее государство, -ограничено действующим положительным правом. Издавая закон, государство связывает и обязывает им не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем, - посредственно и непосредственно, -и самое себя. Закон налагает известные обязанности и на граж­дан, предоставляя соответственные права правительству; но в то же время закон налагает известные обязанности на правительст­во, предоставляя гражданам соответствующие права. Государст­во. в лице своей правительственной власти, так же подчинено за­кону, как каждый в отдельности гражданин.

Такова сущность правового государства. {...)

Отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной власти, такая подза-конность необходимо предполагает обособление властей - отде­ление правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой, обособление властей осуществляется в государ­ственном строе конституционных государств. (...)

Обособление законодательной власти от властей подзаконных и господство ее над последними обусловлено, прежде всего, пред­ставительным характером ее организации. Парламент в конститу­ционном государстве всегда и необходимо рассматривается - с большим или меньшим основанием, в зависимости от природы действующего избирательного права, - как непосредственный вы­разитель народной воли. Закон (.,.) господствует над частными волеизъявлениями отдельных органов государственной власти. Закон и правительственное распоряжение - по самому своему происхождению - несоизмеримые величины; различие их источни­ков обусловливает различную степень их значения и силы. Для того, чтобы законодательная власть стояла выше всех других вла­стей государства, необходимо, чтобы орган законодательной вла­сти по своему происхождению и составу, стоял вне бюрократиче­ского механизма уравления и над ним. В представительном госу­дарстве бюрократия служит народу, а не народ бюрократии. (...)




II. Характеристика правового государства

В абсолютном государстве индивид - объект власти; в госу­дарстве конституционном - субъект прав. Там он - подданный;

здесь - гражданин (...); как гражданин, каждый индивид является правовым субъектом, субъектом публичных обязанностей и прав.

Субъективные публичные права индивида современной тео­рией сводятся к трем категориям.

Прежде всего, так называемые, права свободы. Правовое го­сударство признает за индивидом определенную сферу свободы, -сферу, за пределы которой вмешательство государственной вла­сти не имеет и не может иметь места.

(...) Возникает каталог политических свобод: свобода вероис­поведания, печати, свобода личности, союзов и собраний, пере­движения, свобода промыслов и занятий и т. д. Каждая такая “свобода” является частичным проявлением, особо гарантиро­ванным конституцией, одного и единого права, - права общеграж­данской свободы.

Вторую категорию субъективных политических прав образуют, так называемые, положительные публичные права индивида. К этой категории относятся все, вообще, права индивида на поло­жительные действия государства в его интересах, - права на услу­ги государственной власти. Типичным примером подобного права является право на судебную защиту, - право иска административ­ной деятельности государства, в свою очередь, является источни­ком бесконечного множества положительных прав. Укажем для примера право на общественное призрение, где такое призрение обязательно, право на первоначальное обучение, где обучение всеобще, и т. д-

Наконец, к третьей категории субъективных политических прав относятся так называемые политические права, - права на осу­ществление государственной власти, на участие в образовании государственной воли. Наиболее важным политическим правом является, конечно, избирательное право.-право избирать членов и быть избираемым членом представительных собраний. Само со­-


бой понятно, что в абсолютных монархиях избирательное право признается исключительно в области местного самоуправления. В области законодательной избирательное право - важнейшее право гражданина ~ впервые создается конституционным режи­мом. Наряду с избирательным правом, существуют, конечно, и другие политические права, - напр., наследственное право быть членом палаты депутатов, право быть присяжным заседателем и т.д.(-)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: