В. М. Гессен*
О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
Понятие правового государства
Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы.
Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним.
Современное правовое государство осуществляет двоякого вида функции. С одной стороны, государство законодательствует; государственная власть является творцом положительного права. С другой стороны, то же государство управляет; оно действует, осуществляя свои интересы, в пределах им же самим создаваемого права.
Законодательствуя, государство свободно, оно не связано положительным - обычным и законодательным правом. Нет вечных обычаев и законов. Положительное право не ставит никаких границ законодательному творчеству государства. По самому существу своему, законодательная власть не может быть ограничена законом.
Наоборот, то же государство, в лице своей правительственной власти, - правящее, а не законодательствующее государство, -ограничено действующим положительным правом. Издавая закон, государство связывает и обязывает им не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем, - посредственно и непосредственно, -и самое себя. Закон налагает известные обязанности и на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но в то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя гражданам соответствующие права. Государство. в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый в отдельности гражданин.
Такова сущность правового государства. {...)
Отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной власти, такая подза-конность необходимо предполагает обособление властей - отделение правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой, обособление властей осуществляется в государственном строе конституционных государств. (...)
Обособление законодательной власти от властей подзаконных и господство ее над последними обусловлено, прежде всего, представительным характером ее организации. Парламент в конституционном государстве всегда и необходимо рассматривается - с большим или меньшим основанием, в зависимости от природы действующего избирательного права, - как непосредственный выразитель народной воли. Закон (.,.) господствует над частными волеизъявлениями отдельных органов государственной власти. Закон и правительственное распоряжение - по самому своему происхождению - несоизмеримые величины; различие их источников обусловливает различную степень их значения и силы. Для того, чтобы законодательная власть стояла выше всех других властей государства, необходимо, чтобы орган законодательной власти по своему происхождению и составу, стоял вне бюрократического механизма уравления и над ним. В представительном государстве бюрократия служит народу, а не народ бюрократии. (...)
II. Характеристика правового государства
В абсолютном государстве индивид - объект власти; в государстве конституционном - субъект прав. Там он - подданный;
здесь - гражданин (...); как гражданин, каждый индивид является правовым субъектом, субъектом публичных обязанностей и прав.
Субъективные публичные права индивида современной теорией сводятся к трем категориям.
Прежде всего, так называемые, права свободы. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, -сферу, за пределы которой вмешательство государственной власти не имеет и не может иметь места.
(...) Возникает каталог политических свобод: свобода вероисповедания, печати, свобода личности, союзов и собраний, передвижения, свобода промыслов и занятий и т. д. Каждая такая “свобода” является частичным проявлением, особо гарантированным конституцией, одного и единого права, - права общегражданской свободы.
Вторую категорию субъективных политических прав образуют, так называемые, положительные публичные права индивида. К этой категории относятся все, вообще, права индивида на положительные действия государства в его интересах, - права на услуги государственной власти. Типичным примером подобного права является право на судебную защиту, - право иска административной деятельности государства, в свою очередь, является источником бесконечного множества положительных прав. Укажем для примера право на общественное призрение, где такое призрение обязательно, право на первоначальное обучение, где обучение всеобще, и т. д-
Наконец, к третьей категории субъективных политических прав относятся так называемые политические права, - права на осуществление государственной власти, на участие в образовании государственной воли. Наиболее важным политическим правом является, конечно, избирательное право.-право избирать членов и быть избираемым членом представительных собраний. Само со-
бой понятно, что в абсолютных монархиях избирательное право признается исключительно в области местного самоуправления. В области законодательной избирательное право - важнейшее право гражданина ~ впервые создается конституционным режимом. Наряду с избирательным правом, существуют, конечно, и другие политические права, - напр., наследственное право быть членом палаты депутатов, право быть присяжным заседателем и т.д.(-)