...В каких же функциях и разновидностях организационных структур проявляется главная переменная величина, основная отличительная черта режимов?.,.
В качестве критерия я избираю различия между многопартийностью и однопартийностью.
Коль скоро закон дает право на существование нескольким партиям, они неизбежно соревнуются в борьбе за власть. По определению цель партии - не реализация власти, а участие в реализации. Когда соперничают несколько партий, необходимо установить правила, в соответствии с которыми протекает это соперничество. Таким образом, режим, при котором существуют многочисленные соперничающие между собой партии, носит конституционный характер; всем кандидатам на законную реализацию власти известно, какими средствами они имеют право пользоваться, а какими - нет.
Принцип многопартийности также предполагает законность оппозиции- Если право на существование предоставлено нескольким партиям и не все они вошли в правительство, то волей-неволей некоторые из них оказываются в оппозиции. Возможность на законных основаниях выступать против правителей - относительно редкое явление в истории. Это отличительная черта определенной разновидности режимов - режимов западных стран...
|
|
Так мы приходим к определению режимов, характерных для Запада: это режимы, где Конституция устанавливает мирное соперничество за реализацию власти. Такое устройство вытека-
ет из Конституции, фиксированные или неписаные правила регулируют формы соперничества отдельных лиц и групп...
В мирных условиях соперничество за реализацию власти находит выражение в выборах...
сущность режима не сводится к способу назначения носителей законной власти. Не менее важную роль играет и способ ее реализации...
Как добиться согласия в стране, где партии постоянно спорят?
Возможны два метода. Первый связан с государственными институтами и заключается в том, чтобы определенные функции и лица в государстве стояли над межпартийными спорами. Считается, что в некоторых режимах западного типа* президент республики или монарх стоит над партийной борьбой, не имеет с ней ничего общего. Это попытка сделать одного лидера символом единодушия управляемых, согласия с режимом и отечеством, Монарх или президент республики становятся олицетворением всего сообщества.
Второй метод, куда более мучительный, но зато более действенный, заключается в том, что устанавливаются ограничения
действиям правителей - с тем, чтобы ни одна из групп не поддалась искушению сражаться, а не подчиняться. Говоря отвлеченно, режим, называемый на Западе демократическим, едва ли мыслим без очерченных пределов, в которых правители полномочны принимать решения.
|
|
Оппозиция подчиняется решениям правительства, принятым в соответствии с законами, то есть решениям большинства. Но если эти решения ставят под угрозу ее жизненные интересы, условия ее существования, разве она не попытается оказать сопротивление? Есть обстоятельства, когда меньшинство предпочитает борьбу покорности.
Здесь мы выходим за пределы западного демократического
режима...
Функционирование любого западного режима зависит в основном от намерений противоборствующих партий. Основная проблема западной демократии - сочетание согласия в стране с попытками оспорить само существование данного режима - более или менее разрешима, в зависимости от природы партий, от их целей и воззрений, приверженность к которым они декларируют.,.
Каков принцип плюралистического режима? В плюралистическом режиме принцип - это сочетание двух чувств, которые я назову уважением законов или правил и чувством компромисса...
Соблюдения правил и законов мало. Требуется еще нечто ~ не кодифицируемое и потому не связанное напрямую с соблюдением законов: чувство компромисса. Это трудно уяснимое, двусмысленное понятие. В разных культурах склонность к компромиссу считается то похвальной, то предосудительной. В Германии для обозначения политических компромиссов долгое время применялось неприятное слово: Kuhhande*. что по смыслу соответствует барышничеству. Зато английское “compromise” вызывает скорее одобрительную реакцию. В конце концов, соглашаться на компромисс - значит отчасти признавать справедливость чужих аргументов, находить решение, приемлемое для всех...