Характеристика экономики России

Российская экономика — уникальный формирующийся рынок, в том смысле, что по своей сути является усеченным вариантом экономики сверхдержавы — СССР с одной стороны, а с другой является наследницей плановой экономики с дополнительными аномалиями, приобретенными в 90-е годы. А если взглянуть под другим углом, то с одной стороны экономика основана на экспорте ресурсов и товаров низкого передела, а с другой Россия имеет богатый опыт в технологически сложных отраслях: аэрокосмическая, атомная энергетика, ВПК. Поэтому интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, наравне с экономиками Бразилии, Китая и Индии (BRIC), в мировой рынок в ближайшие десятилетия является важнейшим вопросом будущего характера мирового развития.

После периода экономического упадка 1990-х годов, принимая во внимание темпы и характер роста в начале XXI века, Россию можно отнести к группе стран с развивающейся экономикой. В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

Экономика России — восьмая (по данным Международного валютного фонда) по номинальному объёму ВВП национальная экономика мира по состоянию на 2008 год. Вклад России в мировой ВВП составил в 2007 году 3,18 %. ВВП страны за 2007 год составил 32 987,4 млрд. руб., а рост его за 2007 год оценён ФСГС в 8,1 %. То есть номинальная величина ВВП страны в 2007 году в долларах по среднему номинальному курсу составила 1290,129 млрд. долл.

Объём российского ВВП в 2007 году составил 32 987,4 млрд рублей, что по рыночному курсу составляет более 1280 млрд долларов (10-е место в мире). По ППС ВВП России в 2005 году составлял только 13,7 % от американского (данные глобального раунда сопоставления ВВП), но уже в 2007 году увеличился до 15,2 % (рост ВВП в 2006 году — 7,4 %, в 2007 8,1 %; в США в 2006 — 2,9 %, в 2007 — 2,0 %), а по паритету покупательной способности 2103,3 млрд долларов, на душу населения — 14 800 долларов, паритет покупательной способности — 15,68 рублей за 1 доллар США. По ВВП (ППС) в 2007 российская экономика была на 6-м месте в мире.

Рост ВВП в 2007 году, по данным Росстата, составил 8,1 %, а промышленного производства 6,3 %, инфляция за год — 11,9 %. Внешнеторговый оборот, согласно данным Росстата, в 2007 году составил (в фактически действовавших ценах) 578,2 млрд долларов США (14 791,2 млрд рублей), в том числе экспорт — 355,2 млрд долларов (9085,4 млрд рублей), импорт — 223,1 млрд долларов (5705,8 млрд рублей). Реальное укрепление рубля за 11 месяцев 2007 года составило 4,6 % (к доллару — 14,15 %, к евро — 4,2 %).

С 2008 г. Россия вместе с другими развитыми и ведущими развивающимися странами переживает структурный кризис, постепенно формирующий новые экономические, политические и социальные реалии. При наличии ряда общих характеристик в России он имеет ряд важных экономических и политических особенностей, предполагающих проведение существенно отличной от других стран социально-экономической политики.

С институциональной точки зрения структурный кризис в России был связан с двумя группами обстоятельств: с одной стороны, с логикой глобальных проблем, необходимостью формировать новую модель экономического роста вместо модели, сложившейся после кризиса 1970-х годов, а с другой — со специфическими институциональными проблемами России, в которой к концу 2000-х годов завершился восстановительный процесс: экономика достигла уровня, на котором она находилась к моменту трансформационного спада на рубеже 1980 — 1990-х годов. Тем самым были исчерпаны возможности экстенсивной модели роста, основанной на вовлечении в производство незадействованных мощностей и трудовых ресурсов, а также более быстром росте доходов по сравнению с ростом ВВП и производительности. Это проявилось в снижении структурных темпов роста. Иными словами, переход к новой модели роста диктовался не только глобальными обстоятельствами, но и особенностями институциональной динамики самой России.

В цифровом выражении рост ВВП с 2010г интерпретируется так:

2010 г. 4,504 %
2011 г. 4,264 %
2012 г. 3,507 %
2013 г. 1,279 %
2014 г. 0,747%
2015 г. -3,746 %
2016 г. -1,849 %
2017 г. 0,4 %

 

 

С макроэкономической точки зрения Россия столкнулась с проблемами стагфляции, а не дефляции, то есть должна обеспечивать восстановление роста при подавлении, а не стимулировании, инфляции. Соответственно весьма ограниченную роль здесь могут играть методы денежного и бюджетного стимулирования, несмотря на низкий государственный долг и значительные накопленные резервы.

Свою роль играл и феномен сочетания кризисов (структурного, финансового, внешних шоков), которые требуют различных, нередко разнонаправленных, антикризисных мер — и стимулирующих (в ситуации структурного кризиса), и консолидирующих (при внешних шоках). Это изначально делало антикризисную политику очень сложной и внешне не всегда последовательной, а потому уязвимой для критики.

С политической точки зрения с 2014 г. Россия находится в противостоянии с рядом ведущих стран и, помимо поиска новой экономической модели (и «новой нормальности»), ведет активную работу по политическому перепозиционированию в глобальном пространстве. Финансовые и технологические санкции выступают дополнительным специфическим фактором структурного кризиса. Падение цен на основные товары российского экспорта задало принципиально новые рамки решения назревших экономических проблем, потребовав принятия жестких мер, направленных на адаптацию страны к новым реалиям.

К началу 2017 г. в России практически остановлен экономический спад, а отрасли материального производства (промышленность и сельское хозяйство) и оптовая торговля вышли на положительную динамику уже в 2016 г. Тем самым завершен период антикризисной политики и на первый план выдвигаются задачи обеспечения экономического роста.

В последние годы существенно сократился отток капитала — со 152,1 млрд долл. в 2014 г. до 57,5 млрд в 2015 г. и до 15,4 млрд долл. в 2016 г. (предварительная оценка ЦБ РФ). Отток частного капитала в 2015 — 2016 гг. в большей степени связан с выплатой внешней задолженности банков и корпораций, то есть его нельзя характеризовать как «бегство капитала» в другие юрисдикции. Соответственно снижался совокупный внешний долг страны. В 2015-2016 гг. сокращался внешний долг государственных корпораций. Так, в 2015 г. государственный внешний долг в расширенном определении13 снизился на 12,1%, достигнув 268,1 млрд долл., а внешний долг органов государственного управления сократился на 26,6% — до 30,6 млрд долл. Последнее, впрочем, не однозначно позитивное явление с точки зрения финансирования роста, поскольку стало результатом финансовых санкций. Естественно, что после острого кризиса и девальвации 2014 г. состояние платежного баланса улучшилось и его стабильность повысилась: счет текущих операций оставался положительным, а отток капитала быстро стабилизировался в условиях плавающего валютного курса14.

Формируя институциональную основу будущего экономического роста, Банк России продолжал последовательную и жесткую работу по оздоровлению банковского сектора, по выводу с рынка кредитных организаций, не удовлетворяющих надзорным требованиям регулятора. За 2016 г. было отозвано 97 лицензий на осуществление банковских операций, что несколько больше, чем в предшествующие годы (в 2015 г. было отозвано 93 лицензии, в 2014 г. — 86). Суммарный объем активов кредитных организаций, у которых в 2016 г. была отозвана лицензия, составил 1,2 трлн руб., или 1,4% совокупных активов банковского сектора на начало 2016 г. (в 2015 г. — 1,1 трлн руб., или 1,4%, в 2014 г. — 0,4 трлн руб., или 0,8% соответственно).

На этом фоне произошли позитивные сдвиги в работе банков. После резкого спада прибыли в 2015 г., когда банковский сектор заработал 192 млрд руб., в 2016 г. ее объем начал восстанавливаться: банки получили 930 млрд руб. прибыли. Но рентабельность собственных средств — 11% в годовом выражении в 2016 г. — значительно ниже, чем в 2011-2013 гг. (17-19%).

Важным фактором обеспечения социально-политической стабильности стал низкий уровень безработицы, который на протяжении последних двух лет составлял 5-6% трудоспособного населения. С одной стороны, продолжала сокращаться численность населения в трудоспособном возрасте из-за выхода на пенсию людей достаточно многочисленного поколения. С другой стороны, проявлялась специфика российского рынка труда, в котором уменьшение экономической активности (кризис) сопровождается не снижением занятости, а сокращением рабочего времени и выплат. Оба названных фактора взаимосвязаны, поскольку демографическая ситуация побуждает работодателей сохранять формальную занятость и не рассчитывать на открытый рынок труда.

С наибольшими трудностями при падении цен на нефть столкнулись отрасли, которые больше всего выигрывали от «голландской болезни», — прежде всего услуги (особенно торговля) и строительство. Их адаптация и восстановление начались только в 2016 г., что проявляется в показателях спроса на потребительские и ипотечные кредиты. В этих сферах наблюдается медленная положительная динамика, естественная в условиях сдувания потребительского пузыря, характерного для периода бума рентных доходов.

В прогнозе экономического развития России в 2017-2020 гг.говорится о том, что существует вероятность в ближайшие 3 года появления новой кризисной волны, Внешэкономбанка (ВЭБа). Если читывать циклический характер мировой экономики, в 2018-2019 гг. вероятен новый кризис и он может сопровождаться торможением мировой торговли и новым понижением цен на нефть. Поскольку в настоящее время нельзя отметить явных финансовых пузырей, как в прошлые предкризисные периоды, новая кризисная волна может сдвинуться и на 2020 г., сообщается в прогнозе.
Прогноз подготовила команда экономистов ВЭБа во главе с Андреем Клепачем - заместителем председателя правления, бывшим замминистра экономического развития, который отвечал в 2004-2014 гг.за составление для правительстваэкономических прогнозов.
Базовый сценарий ВЭБа предполагает, наоборот, рост цены нефти с $51/барр. в 2017 и 2018 гг. до $55 и $57 в 2019 и 2020 гг. соответственно; а также ускоренный рост мировой экономики с 3,1% в прошлом году до 3,4% в текущем и 3,7% в среднесрочной перспективе. Данный вариант основан на предположении о выходе стран Латинской Америки и СНГиз рецессии, на ускорении роста экономики США за счет реализации запланированных президентом Дональдом Трампом налоговых реформ, контролируемом плавном замедлении роста экономики Китая и торможении Великобритании по причине негативного влияния Brexit.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: