Понятие универсальные учебные действия и их классификация в соответствии с ФГОС НОО

Курсовая работа

Использование приемов проблемного обучения при изучении исторического материала в курсе окружающий мир как условие развития познавательных УУД младших школьников

 

Ивановой Марины Орестовны

студентки 231 группы

специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»

 

Руководитель

Соловьев Андрей Сергеевич

 

 

Санкт-Петербург

2016

Оглавление

Введение. 3

1. Понятие универсальные учебные действия и их классификация в соответствии с ФГОС НОО... 6

2. Особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте 10

3. Понятие «проблемное обучение» и его особенности. Специфика организации проблемного обучения в начальной школе. 17

4. Основные приемы использования проблемного обучения при изучении исторического материала в курсе «Окружающий мир», направленные на формирование познавательных УУД младших школьников.. 25

Заключение. 30

Список литературы... 33

 

 

Введение

 

Одной из наиболее важных задач современного процесса обучения в школе является развитие познавательной деятельности обучающегося, от успеха которой зависит его дальнейшая жизнь в социуме. Чтобы решить эту проблему ФГОС НОО устанавливает соответствующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Соблюдая эти требования, начальная школа должна всесторонне сформировать личность учащегося, его общую культуру, помочь в процессе социализации и развития интеллекта. 

Основой интеллекта учащегося является его способность правильно и быстро размышлять, а так же уметь грамотно применять полученные знания на практике. Именно интеллект предусматривает совокупность разнообразных умственных операций, которые гарантируют успех не только развития творческого мышления, но и познавательной деятельности человека.

Чтобы обеспечить этот успех педагог должен создавать необходимые условия, применять оптимальные методы и технологии для развития познавательной деятельности учащихся. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения, с помощью которой учитель знакомит учеников с ситуацией, требующей самостоятельного поиска необходимого решения, в результате которого дети получают новые знания, что способствует их умственному развитию.  

Данный метод полезен не только на школьных предметах для поиска и ответа на проблему, заданную учебником или учителем, но так же он подготавливает младших школьников к самостоятельному решению проблем во взрослой жизни и учит детей быть самостоятельными, что является одним из необходимых требований ФГОС НОО. Технологию проблемного обучения можно использовать на многих предметах в школьной программе, но мы рассмотрим её на уроках окружающего мира при изучении исторического материала в начальной школе.

На данный момент, очень важно знакомить ребенка с историей не только своего народа, но и всего мира, так как многие события из жизни всего человечества стали обесцениваться, сделался акцент на информацию и технологию. Необходимо прививать ребенку любовь к земле и к своей родине с малых лет, чтобы он знал, какие поступки являются человечными, а какие – антигуманными, чтобы он стал эмоциональным и чувствительным к себе и к окружающим, и, наконец, воспитать любовь к родине - патриотизм.

История – достаточно трудный предмет, тем он и интересен. Он содержит большое количество дат, фактов и имен, но именно этот предмет учит ребенка задавать вопрос – почему именно так произошло, учит думать, сравнивать, обобщать, делать верные выводы.

Изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир»  формирует у ребенка целостное представление о мире, что наиболее успешно способствует развитию познавательных способностей.

Целью курсовой работы является выявление педагогических условий использования приемов проблемного обучения с целью развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте 

Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи, рассматриваемые в курсовой работе:

1. Определить сущность понятия «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия»

2. Выявить особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте

3. Уточнить сущность понятия «проблемное обучение» и выявить особенности его организации в начальной школе

4. Охарактеризовать основные приемы проблемного обучения и их использование при изучении исторического материала в курсе окружающего мира с целью формирования познавательных УУД младших школьников

По нашему мнению, исследуемая нами проблема имеет теоретическую и практическую значимость и требует дополнительного изучения.

Структура курсовой работы состоит из введения, четырех частей, заключения и списка литературы.

 

 

Понятие универсальные учебные действия и их классификация в соответствии с ФГОС НОО

 

Школа является наиболее важным образовательным учреждением, чудесной кладовой знаний, которые передается молодому поколению, а так же она является фундаментом всего воспитания будущего Человека. Так же школа дает базовый набор знаний, умений и навыков, которые, несомненно, потребуются в жизни каждого. Передачей необходимой информации молодому поколению занимается учитель, непосредственно вовлекая учеников в образовательный и воспитательный процесс, что является одной из важных целей школьного образования. Но такое вовлечение не всегда может быть успешным, так как ребенок, не желающий овладевать школьными знаниями, умениями или навыками, не будет должным образом воспринимать нужную информацию, попросту её не поймет и не запомнит. Многие из учеников к окончанию школы не хотят саморазвиваться, у них отсутствуют всяческие интересы, учащиеся слабы в самостоятельном поиске необходимых источников и нужной информации, у ребят плохо развито умение решать проблемы, они часто не могут выйти из нестандартных ситуаций, которые, порой, с нами часто происходят. Все это часто приводит к тому, что человек становится неуспешным в дальнейшей жизни.

Исходя из этого, наиболее приоритетной на данный момент целью становится: научить ребенка самостоятельно усваивать новые знания, применять их на практике, ставить перед собой учебные цели, обдумывать пути их реализации, здраво оценивать свои достижения, иначе говоря – сформировать у него умения учиться. Умение учиться способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка, тем самым он становится "строителем" образовательного процесса.

В начальных классах, прежде всего, необходимо научить школьника самостоятельно ставить перед собой задачи, видеть способы их решения, анализировать полученную информацию и делать правильные выводы. Достижение этой приоритетной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Рассмотрим, как понятие «универсальные учебные действия» определяется в глоссарии федерального государственного образовательного стандарта.

Универсальные учебные действия понимается как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [11, с.18].

Универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, помогают им развить свой творческий потенциал, порождают мотивацию к обучению, что способствует более успешному восприятию знаний.

Сегодня УУД придается огромное значение в образовательных учреждениях. Каждый урок создается и в дальнейшем проводится с использованием универсальных учебных действий, содержащихся практически в каждом этапе занятия. Они представляются в виде навыков, которые надо формировать из урока в урок для достижения планируемых результатов.

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

· обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [1, с.27].

В зависимости от образовательной ступени УУД отличаются, так как требования, предъявляющиеся к ученикам младших, средних и старших классов разные. Мы остановимся на начальной школе и рассмотрим классификацию УУД в соответствии с ФГОС НОО:

· Личностные;

· Регулятивные;

· Познавательные;

· Коммуникативные

Так как наше исследование связанно с познавательными УУД, остальные мы лишь кратко охарактеризуем:

Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи, планирование действий по ее достижению, прогнозирование результатов, контроль, оценка, рефлексия учебной деятельности).

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1, c.28-30].

Наша исследовательская работа напрямую связана именно с познавательными универсальными учебными действиями.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Учитывая все вышеперечисленное, можно смело заявить, что появление системы универсальных учебных действий благоприятно влияет на всестороннее развитие личности учащегося. Они являются ориентиром для дальнейшего его саморазвития и самосовершенствования на всех этапах обучения и не только. Для учителей система универсальных учебных действий является надежным и проверенным ориентиром для проведения действительно качественных занятий, благодаря которым дети будут иметь более высокие результаты по усвоению новых знаний, умений, навыков, хорошо владеть умственными операциями и так далее. Особенно она важна для учителей начальных классов, так как им надо передать ученикам необходимый багаж знаний, многое от которого будет зависеть в средней школе.

Решая первую задачу, мы рассмотрели характеристику классификации УУД, обратили особое внимание на познавательные универсальные учебные действия и при этом выяснили, что познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

В следующей части нашего исследования мы рассмотрим особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: