Сикхский фактор в общественно-политической жизни

По мере формирования самосознания сикхской буржуазии (а этот процесс в Панджабе начался позднее и шел медленнее, чем в других частях страны) появляются ее общественно-политические организации. В 1926 г. на политическую арену Панджаба выходит партия Акали Дал ("Орден Бессмертного"), сформированная по религиозному принципу. Она выступала за равенство мусульман, индусов и сикхов (активно противостояла, в частности, куриальной системе выборов, введенной Законом об управлении Индией 1935 г.). Влияние ее заметно усилилось после раздела Индии в 1947 г. — после миграции мусульман в пакистанский Панджаб, а индусов и сикхов — в индийский.

В жизни независимой Индии сикхский фактор играет важную роль. С середины 50-х годов растут националистические устремления в [92] сикхских кругах. В 50 - 60-е годы развертывается движение за создание на этнолингвистической основе штата Пенджаб, где преобладало бы панджабиязычное население. В 1966 г. такой штат был создан, и большая часть индийских сикхов (около 80%) проживает именно там. Общая численность сикхской общины в 80-е годы составляла около 14 млн. человек, это третья по величине конфессиональная общность Индии (2% населения) после индусов и мусульман. С середины 60-х годов регионалистские сикхские устремления приняли форму борьбы за особым образом понимаемую автономию в рамках единого государства, за создание сикхского государства Халистан. В 80-е годы основной формой проявления сикхского фактора в политической жизни Индии стал коммунализм.

Парсизм

Современные последователи зороастризма - зороастрийцы — бехдины называются в Индии парсами, в Иране - гебрами. Их насчитывается в мире около 130 тыс., причем в Индии - 80 - 100 тыс., в Иране — 12-50 тыс., в Пакистане - 5 - 10 тыс., в англосаксонских странах - около 3 тыс., в Шри-Ланке — 0,5 тыс. человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: