Предмет римского частного права

Римское право - это ряд правовых систем, которые сменяли друг друга на протяжении 13-вековой истории Рима (VIII в. до н.э. - VI в. н.э.). РП имеет своим предметом право Древнего Рима, которое подразделялось на две основные части — публичное и частное. Предметом изучения РЧП является не все римское право, а его часть — частное право.

РП: 1) публичное право jus publicum (Обращено к статусу, к состоянию римского государства, у Цицерона вкл. святыни sacra, служение жрецов sacerdotes, положение магистратов magistrates). К нему относ. нормы: о судопроизводстве, уголовного права, о законах, о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей и т.д. Императивный характер норм. 3 раздела (права и обязанности чиновников, права и обязанности священников, уголовное право); 2)частное право jus privatum – нормы рег. вопросы имущественных и семейных отношений, касающихся интересов отдельных лиц. Делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых) Диспозитивн. 5 разделов (право собственности, договоры и иные обязательства, семейное право, наследование, защита частных прав).

Частное право изначально включало в себя гражданское, а затем и торговое право (постеп. расширение круга S с возн. ius gentium).


 

2. Системы норм римского частного права. Дуализм гражданского права.

Ius Quiritium (квиритское право): dominium ex iure Quiritium — собственность по квир. праву, позднее ius civile – право государства-города civitas. (Законы 12 таблиц, законы рексов, императорские конституции и рескрипты т.д.) Национальный характер. Вкл. законы и комментарии юристов. В эпоху принципата и домината - одно­временно и совок-ть норм действующего права и наукой права;

Ius praetorium или honorarium (преторское право): от слова «honores» — почетная должность. Новые соц.-экон. условия –> необходимость в правовом регулировании иного характера. Судебные магистраты — преторы. Ряд институтов, разраб. преторами путем издания эдиктов и созд. новых средств защиты. Взаимод. с цивильным правом: правила ius civile воспроизводились в эдикте, и наоборот: например, наравне с dominium ex iure Quiritium (квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in bonis esse), наряду с ци­вильным наследником (heres) стал преторский владелец наследства (bonorum possessor ). Сближение между собой еще с класс. периода, хотя формальное про­тивоположение двух систем сохранялось до Юстиниана. Новые нормы и институты в кодификации Юстиниана - результат слияния этих двух систем.

Ius gentium (право народов):. С развитием торгового права (commercium) закрепление за чужаками-купцами (hostes - враги) прав собственности, вступать в договоры, требовать исполнения обяз-ва в суде и т.д., а также закрепление взаимного права вступать в брак (conubium). Пре­тор перегринов фиксировал нормы ius gentium. Иногда нормы ius gentium применялись к спорам между гражданами, если они возникли из коммерческих отношений. Оно менее форм. и более подвижно, чем квиритское. Универсально - применяется ко всем участни­кам торгового оборота, независимо от их гражданства.

Ius aequum (справедливое право, или aequitas): Принцип справедливости, как начало равенства всех свободных и перед законом. В частн. праве – соотв-ие требованиям морали и справедливости. В конце республики право собственности возводили к естественной справедливости (выражение в праве воли собственника, прекарий), несовместимой с тем, чтобы кто-нибудь путем обмана (dolus) извлекал какую-либо выгоду. Противоположность обману - добрая совесть - bona fides. Постановления преторского права часто объясн. принципом справедливости и они часто предпис. судье внести решения исходя из принципа доброй совести.

Ius natnrale (естественное право): Цицерон: требования морали, право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. Ульпиан: считал право собственности в какой-то мере осн. на естественном праве, а также распр. его действие даже на животных. Освобожд. от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и соблюд. всем человечеством, как и право народов.

Дуализм цивильно­го права и права народов -> их взаимное слияние (интерес класса рабовл. в развитии гражд. и торг. оборота, укрепление торговых сношений – необх. унификация права). Преторское право, судебный обычай, деятельность юристов способствовали слиянию. Цив. право долго господствовало в об­ласти семейных и наследственных отношений, хотя, оборот движимостей, договорные отношения развивались под сильным влиянием ius gentium. Созд. новые типы договоров, которые, на основе ПРОСТОГО соглашения сторон, независимо от каких-либо формальностей. Институты права народов были поглощены цивильным правом, и усовершенствованы путем включения старых цивильных норм (стипуляция, письменное обя­з-во и погашение обязательств — acceptilatio стали распространяться перегринов и про­винции).   Цицерон: цивильное право - продукт законодательства,а  ius gentium - порождение естественного разума (ratio naturalis).


 

3. Деление права на неписаное (обычай) и писаное. Закон как источник римского права.

Деление права на fas (божественные предписания, родовые и общинные порядки) и jus (творятся людьми для общественных нужд). Наиболее древние jus - обычаи (mores maiorum, usus, consuetude) - неписаные общие правила поведения, сложившиеся в силу многократной повторяемости и обеспеченные силой государственного принуждения, осущ. sine iure certo. Много позже сложились письменные формы права, такие как законы. Пролема – неизвестность права -> сост. свод законов цивильного права - Законы XII таблиц: закр. обычаев + некот. новые распоряжения.

Обычаи. С усилением законодательной деятельности обычай в значительной мере потерял свое значение, но не перестал быть источником права. Цицерон вел в них отдельный вид действующего права. Стали выполнять новые задачи —функцию отме­ны и преодоления устаревших норм цивильного права (desuetude, обычай имел большое значение для обновления права, так право очищалось, например, от формализма в сделках). Наряду с прежним обычаем появляется судебный, и судебная практика. Юлиан (принципат) призн. обычаем такую же силу и такое же основание, как и за законом, выдел. образующие обычай признаки — дав­нее применение и молчаливое согласие общества. Но в начале домината запрещено действие обычаев, ко­торые отменяют законы: Авторитет обычая и долговременного применения представляется не малым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон. Цель: ограничить местные обы­чаи Египта и др. провинций, а также подчерк. общий смысл и цели закона - его не могут изменять местные пережитки.

Закон. В древнем Риме закон (leges rogatae) - решение комиций (народного собрания по куриям, центуриям, трибам), требовалось содействие: Магистрата (консул, диктатор, претор), кот. должен был сначала выработать пись­менный проект закона; Народа, собранного магистратом в комиций (не обсужд., просто голосование); Сената (auctoritas patrum). Закон сост. из 3 частей: а) praescriptio (имена инициато­ров, народное собрания и обстоятельства); б) rogatio (содержание закона), в) санкция (sanctio).

Виды законов по санкции: leges perfectae, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объ­являвшие его ничтожным, minus quam perfectae боролись с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя их ничтожными, и leges imperfectae воспрещавшие акты, без угрозы невыгодными последствиями.

К концу республики leges rogatae стали противопост. законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae). К концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена.

В период принципата законы стали издаваться сенатом (сенатусконсульты - распоряжения принцепсов). С I до середины III в.в. н.э. сенатусконсульты – осн. форма законодательства. В них давались лишь общие положения, которые развивались преторами - неоформленные законы. Назывались они по имени лиц, их предложивших. Сенат не имел законодательной инициативы - оформления предложений императора, которые он вносил письменно или устно.

В период домината единоличное распоряжение императора стало признаваться законом. Императорские законы носили название конституций и существовали в виде: 1) эдиктов – общие распоряжения, обращенные к населению. 2) рескриптов – распоряжения по отдельным делам. 3) мандатов – инструкции для чиновников. 4) декретов – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам. Мандаты постепенно выходят из употребле­ния; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, а основной формой закона является императорский эдикт. Огромное кол-во конституций необходимо было свести воедино (Кодекс Грегориана – 19 книг, Кодекс Гермогениана – 120 конст. в кот. вход. 69 титулов без деления на книги, Кодекс Феодосия – 16 книг, Кодекс Юстиниана – 4 осн. части: 66 книг и 168 новелл).

 


 

4. Эдикты магистратов как источник права.

Эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции). Термин "эдикт" происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.

 Магистрат изд. эдикт, в котором объяв­лял программу своей деятельности еще при вступлении в должность (постоянный эдикт). Большое значение имели эдикты преторов (усл. судебной защиты), ставшие источником образования особой системы права. Преторы издавали эдикты равные по силе закону, но не были вправе отменить или изменить закон. Однако в своей суд. деятельности  претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Давая средства защиты вопреки цивильному праву (или хотя бы в дополнение цивильного права), преторский эдикт создавал новые нормы права. В эпоху принципат а преторы сохр. право издавать эдик­ты, однако, утратили свою самостоятельность - не могли вступать в конфликт с императорской властью (подчинены сенату, потеряли инициативу). Проводили постановления сенатов, предоставляя специальные иски. Вводилось мало новых положений.

Кодификация преторского права была проведена при Адриане юристом Сальвием Юлианом, хотя edictum perpetuum «Вечный эдикт» не был признан за­коном, но особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым (право вносить поправки ост. за императором). Эдикт имел две части: в главной - отдельные моменты и пункты исков, в дополнительной – типовые формуляры исков. Не систематизирован.

 

 


 

5. Деятельность римских юристов как источник права.

Республиканские юристы.  С развитием экономики и общества в целом появилась необходимость помощи со стороны юристов (закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т. п).

В республиканский период - редактирование формальных актов (cavere), в руководство ведением судебных дел (agere), консультации (respondere), и прежде все­го, в толкование норм права.

Путем толкования XII таблиц были выработаны институты эманципации (освобождения) детей от отцовской власти, наследования по закону и др. Так разви­лась большая часть институтов цивильного права. В древности – строгая словесная форма, подчеркивающая консерватизм методов старого толкования.

Комментарий Элия Пета Ката (II в. до н.э.) в трех частях: объяснения текста законов 12 таблиц, толкования юристов и исковые формулы. Более поздние произведе­ния дают обобщение практики, ряд юридических правил (Марк Порций Катон - отец и сын, II до н. э.). Позже - систематичес­кие комментарии по отдельным системам цивильного и преторского права: Сцевола, Сервий Сульпиций Руф, Марк Манилий, Марк Юний Брут и Цицерон (I в. до н. э.).

Ius respondendi. В республиканский период некоторые наиболее выдающиеся юристы получили ius publice respondendi — право давать официальные консульта­ции по поручению императора. Их Responsa (ответы) имели такую же силу, как и импе­раторские толкования, и были обязательны для судей.

Классические юристы. Расцвет в период принципата (расцвет права частной собственности).

Классовые противоречия, восстания рабов, противоречия среди населения, рост государственной территории, => необходимость соответствующих изменений в праве, с чем юристы преуспели. Устанавливая новые принципы,  часто исп. старые понятия и ссылки на авторитет старых юристов (консерватизм). Классические юристы не отходили от грамматически словесного толкования при отсутствии в словах закона или сделки какой-либо двусмысленности, но в противном случае, вместо словесно-грамматического толкования применялось отыскание воли и цели законодателя или сторон ради достижения справедливости (прогрессивность). Наиболее видные представители: Лабеон - основатель юридической школы прокулианцев. Капитон - основателем сабиньянской школы. Сабин, Ювенций Цельз, Помпоний, Гай, Павел и Ульпиан

Упадок юриспруденции - с середины III в. н.э. Импера­торская власть абсолютна, и воля императора единствен­ный источник права. Юристы выступают в качестве чиновников императорской канцелярии. Но responsa классических юристов сохранили значение источника права: в 426 г. закон «о цитировании юристов», призн. обязатель­ное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина. При разли­чии мнений - перевес большинства, а при равенстве - мнение Папиниана.

Из юристов эпохи домината сколько-нибудь выдающимся можно при­знать Гермогениана (приблизительно IV в.).

Юридическая литература. Это элементарные руководства - институции (insti­tutiones enchiridia), определения (definitiones), правила (regulae), сборники консультаций и казусов - ответы, письма про­блемы и диспугации (responsa, epistolae, quaestiones, disputationes). Более обширные - комментарии к эдикту, книги по цивильному. праву комментарии к Кв. Муцию и М. Сабину. Дигесты рас­сматривали одновременно и преторское и цивильное право. Также комментарии к отдельным законам, сенатусконсультам, монографии по отдельным отраслям права, специальные монографии по законодательст­ву - своду XII таблиц, императорскому законодательству.


 

6. Формы гражданского судопроизводства.

3 формы: 1). Легисакционный 2) Формулярный 3) Экстраординарный. Рег. также нормами частного права (!).

Легисакционный процесс – исторически первый. Стороны польз. устн. формулами, — строго согласо­ванными с текстом законов (legis actio). Такой  процесс отличался строгим формализмом и обеспечивал защиту лишь в пределах узкого круга случаев, подходивших под букву зако­на. Сложилось 2 стадии производства: перед магистратом а, если ответчик не соглашался с претензиями на первой стадии, то дело подвергалось рассмотрению по существу в суде. Судью выбирали стороны из предложенного круга лиц (граждане, с состоянием более 200 000 сестерциев). Решение было безапелляционным

С развитием экономики в практике перегринского претор а стал складываться формулярный порядок производства: от письм. формул, которые претор давал судье в качестве директивы, на основе которой следо­вало вынести решение. Теперь претор не был связан буквой закона, а давал формулу или отказывал в иске, исходя из всех кон­кретных обстоятельств дела, а не слепо следуя закону. Вскоре формулярный процесс совершенно вытесняет легисакционный.

Сохранилось разделение процесса на две фазы: а) перед магистратом — in iure и б)перед судьей (apud iudicem).Судебная функция магистрата in iure сост. в обязанности дать пра­вильную юридическую формулировку спору сторон или же отказать в иске, если требование истца необоснованно или истец признавал возражения ответчика (истец мог обратиться вторично). Еще до вызова к претору истец обязан был ознакомить ответчика со своими претензиями и подготовить данные для формулы, в частности, четко обозначить объект иска. Ответчик обязан был явиться к претору, защищать себя, участвовать в составлении формулы и выборе судьи, оспаривать требования истца, критиковать формулу и настаивать на включении в нее эксцепций. Оконч. редакция формулы зависела ТОЛЬКО от претора, в формулярном процессе он произносил формулу, которая заносилась в протокол, откуда стороны могли получить копии (контестация спора, которая в легисакционном процессе выражалась в приглашении свидетелей. Суть в том, чтобы установить объем обязательств ответчика). После контестации процесс переходил в in iudicium и иск прекращал свое существование (процессуальное погашение, больше обращаться нельзя). Происходит доказывание. Решение судья выносит сам либо по решению присяжных, следуя указанию формулы. Исполнение решения принудительно проводят государственные органы, если в течение 2 мес. ответчик сам его не исполняет. В класс. эпоху если решение незаконно можно требовать у претора реституции, в имперскую – подать апелляцию.

Процесс делился на 2-е стадии:

С 1в. для рассмотрения отдельных споров вводится новая форма процесса: Когниционный э кстроординарный процесс (без передачи решения дела присяжному судье). Отпали формулы и суд. договоры. Суд. ф-ции осущ. чиновниками. Рассмотрение дел утратило публичный характер. Появляются судебные расходы (ранее были штрафы), которые несла проигравшая сторона. Судебное решение приводилось в исполнение органами гос. власти по просьбе истца. (если ответчик не отдавал вещь добровольно в течении 2-х месяцев(по решению суда), она отбиралась у него принудительно). Стала допускаться апелляция.

Наравне с исковым сущ. интердиктное производство по частн. спорам – адм. власть преторов (простые, двусторонние И, запретительные и восстановительные)

7. Формула иска и ее значение в развитии права.

Формула иска. 1. Номинация – указание судье юридического обоснования предоставления защиты (нормы которыми руководствовался претор). 2. Изложение исковых требований – «интенцио»  3. Кондемнация – присуждение. 4. Адъюкация – полномочия судьи установившие новое право (иск о размере общ. собственности). 5. Прескрипция – указание на то, что истец взыскивает лишь часть того, на что имеет право, дается для повторного обращения в суд для довзыскания. 6. Фикция – указание на факт, которого не существует, но на суде говорится, что этот факт имел место. Эксцепция – возражение ответчика на иск.

 

Внешними рамками деятельности судьи во второй стадии процесса всегда оставалась переданная ему от претора сторонами формула, судья обязан принять ее, хотя бы она и заключала в себе какие-либо ошибки. Особенно важно значение ошибок в тре­бовательном пункте формулы (intentio). В интенции фигурировало имя представляемого лица (dominus litis), а в кондемнации — имя процессуального представителя.

Формула присуждения (кондемнации) могла гласить либо: a) сколько эта вещь будет стоить, столько денег присуди, либо б) что по этому делу надлежит исполнить по доброй совести, столько присуди (в данном случае дело не огра­ничивается возмещением только стоимости вещи)

 

Эксцепция представляла ссылку на такое обстоятельство, которое делает неправильным удовлетворение иска, даже если интенция иска основательна. Эксцепция есть ус­ловие, которое или изъемлет ответчика от присуждения или только уменьшает присуждение: направлена на освобождение ответчика от присуждения или на уменьшение этого присуждения. По сути - противопостав­ляемое иску и его проведению юридическое препятствие, важность которого не вытекает сама собой из иска, а потому может быть рассматриваема судьей только в том случае, если на это указывает особая часть формулы. Это защита ответчика, кото­рый не может поколебать intentio формулы, но имеет возражение, которое су­дья примет во внимание, если претор уполномочит его на это. Э. необходима, когда правоот­ношению, указанному в интенции, противопоставлялось какое-нибудь вто­рое правоотношение, о котором присяжный судья не мог судить по одной ин­тенции.

Эксцепции бывают уничтожающие ( перемпторные, постоянно имеют юридическую силу и не м.б. отклонены) и отлагательные (имеют силу до опре­деленного срока).

Иски, формулы которых содержат фикцию, т. е. указание судье присоединить к наличным фактам определенный несуществующий факт или устранить из них какой-либо факт, а весь случай разрешить по образцу другого определен­ного случая, называются фиктивными.

Прескрипции. чтобы из­бежать невыгодных последствий запроса, существовало лишь одно средст­во — ввести в формулу проскрипцию в пользу истца, предупреждающую су­дью о возможности дальнейшего уточнения истцом его требований.

Присяжный судья должен был строго следовать указаниям, данным в формуле, и выразить устно свое суждение — sententia


 

8. Понятие и виды исков. Исковая давность.

Иск - средство защиты нарушенного субъективного права в судебном порядке Actio – в шир. и узком понимании (все действия и действия как достижение S права определ. результата в судебном процессе). Иск давал претор, при формулярн. процессе претор мог дать или не дать иск, не смотря на указания цивильного права.








Виды:

1) По системам права, положенным в осн. исков: цивильные иски (иски строгого права) и иски гоно­рарные (преторские, предост. защиту на осн. расширит. толкования закона по аналогии или в случ. предост. иска с фикцией).

2) O: Вещный иск напр. на призн. права в отношении определенной ве­щи, ответчик - любое третье лицо. Личный иск напр. на выполн. обязательства определенным должником, ответчик – один или несколько должников. Но иногда ответчик по лич­ному иску определялся не прямо (например, иск из сделки, совершенной под влиянием принужде­ния, давался не только против принудившего, но также и против всякого, кто получил выгоду с этого) – смешанные иски. Также существовали иски Статутные напр. на защиту правового положения истца (свободы).

3) По кругу ответчиков: Абсолютные (против всех) иски и относительные (из обязательств, против определ. лиц).

4) По объему и цели (имуще­ственные иски): Реиперсекуторные — иски для восстановления нарушенного со­стояния имущественных прав (напр., виндикац. иски); Пенальныештрафные иски, предмет: взыскание частного штрафа и иногда возмещение убытков. Истреб. не только то, что от­нято или получено, но и возмещение дополнительного ущерба (иск против лица, которое обманом причинило убытки, хотя и не обогатилось от этого). Actio mixtae — возмещение убытков и нака­зание ответчика (за повреждение вещей). Арбитрарные – напр. на установление парва, определ. его объема. Возмещение.

5) Кондикционные иски - упрощ. форма док-ва обосн. тебован. Очевидн. неправ-ть действий ответчика.

6) Популярные иски. Предоставлялись всякому гражда­нину, заметившему угрозу безопасности общ-ва (подвешенное, поставленное);

7) Преторские иски: Фиктивные, иски bonae fidei (из конеценсуальн. контрактов, учитывается не только волеизъявление, но и воля сторон в договоре, не обязательна эксцепция).

Исковая давность - срок, в течении которого управомоченное лицо может требовать рассмотрения его иска. Классич. праву знало только «законные сроки» (независ. от активности лица). Например, в поруч-ве – 2 года. Исковая давность появляется в 5в. При Юстиниане срок исковой давности для всех исков - 30лет. Начало - момент возникновения искового притязания (с момента нару­шения кем-либо господства лица над вещью, когда обязанный субъект совершал действие, противоположное принятой обязанности, когда возникала возможность немедленно требовать исполнения обязанности от обязанного и т.д.). Течение давности может приостанавливаться в виде каких-нибудь обстоятельств, истекш. время учитывалось, или начинаться заново (истекшее время на в счет) - предъявление иска, признание требований обязанным лицом.

По истечении исковой давности ответ­чик имел право противопоставить эксцепцию всякой попытке истца осуще­ствить судебным порядком погашенные давностью притязания. Ног судья не учитывал давности, если этого не требовало обязанное лицо.

По общему правилу, действие исковой давно­сти не распространялось на эксцепции (так.как эксцепцию можно заявить лишь, когда будет предъявлен иск), кроме случаев, когда лицо могло по по­воду своего права предъявить и иск, и эксцепцию и пренебрегло правом предъявления иска.

 

 


 

9. Особые средства преторской защиты.

Реституция (res + status) - возвращение вещи первоначального статуса. Часто использ. для защиты интересов несовершеннолетних граждан (невыгодно), а также когда сделка утрачивала свою силу и призн. недействит. Реституция – основание недействительности сделки на сегодн. день. Исп. для ликвидации последствий сделок, цель в которых недостижима и в случ. недобросовестности сторон при ее заключении. В некоторых случая – средство дополняющее решение по иску.

Интердикт – приказ претора, адресованный конкретному лицу, предпис. воздержаться или совершить какое-л действие в отношении обратившегося за защитой гражданина. Основание для издание: насилие или угроза нас. Доступней, чем исковая защита. Не требовало пристутств. ответчика. Интердикты бывают: простые и двусторонние, запретительные и восстановительные (одностор.,ликвидация последствий насильственных действий по отношению к заявителю), предъявительные (одностор., безотлаг., на глазах у претора, огранич. использование вещи).

Преторская стипуляция – требование претора, обращенное к одной из сторон об обещании сделать что-либо или предоставить другой стороне, как бы устанавливала обязательство перед претором, соверш. в интересах другой стороны. Использовалась для оформления мировых соглашений, закл. в ходе рассмотрения спора в суде. Является не самостоятельным средством защиты, а лишь особым способом оформлением обяз-ва.


 

10. Понятие «persona» и субъект права.

Субъекты прав. Лицами, или субъектами прав, были в Риме как от­дельные люди — физические лица, так и объединения физических лиц (род, цех, корпорация) или независимые от них учреждения — юридические лица.

Термин персона (личность, человек, наделенный правосубъектностью)  введен р. юристами, впоследствии стал отождествляться с понятием субъекта в праве. Подчеркивает, что любой человек в правовой сфере играет строго определенную роль, зависящую от личностных факторов, от его происхождения. Правоспособностью римлянина зависела от его происхождения, положения в обществе, отношения гос-ва к жителям той или иной территории, вход. в состав Рима.

Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний: состояние свободы, состояние гражданства и семейное состояние.

С точки зрения состояния свободы, различались свободные и рабы; с точки зрения состояния гражданства, - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения семейного состояния, - самостоятельные, patresfamilias и подвластные какого-либо paterfamilias. Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски (например, иск о признании лица вольноотпущенником, предъявляемый против того, кто задерживает этого человека как раба, и т.п.).

Постепенно разница сглаживалась (за исключением свободных и рабов) – формальное равенство свободных людей в области частного права (конституция Каракаллы).

 

 


 

11. Правоспособность физических лиц и ее ограничение.

Правоспособность: 1) активная (капут законная возможность обладать правами ), 2) пассивная (возм. распоряжения, извлечения доходов и т.п. при наличии активных прав)

Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значило caput habere. Возн. в момент рождения челове­ка, и прекращ. смертью (зачатый, но не рождённый ребенок также мог быть признан S права, если речь идет о его выгодах - наследование). Правоспособность римлянина зависела от его происхождения, положения в обществе, отношения гос-ва к жителям той или иной территории, вход. в состав Рима.

Полная правоспособность предполагала статус свободы, римское гражданство и не нахождение под властью домовладыки (patria potestas) ( status iibertatis - состояние свободы, status civitatis - состояние гражданства, status familias - семейное состояние).

Ограничение правоспособности: влекло за собою и прекращение, либо изменение объема или содержания правоспособности. Первоначально capitis deminutio рассматривалась как гражданская смерть. Позже рассматр. как перерождение (утра свободы – возрожд. iure naturali; римского гражданства - iure gentium; прежнего семейного состояния - iure civili). Отсюда разные степени.

Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis deminutio. Изменение в status libertatis называлось capitisdeminutio maxima (наивысшее, наиболее существенное); изменение status civitatis называлось capitis deminutio media (среднее); изменение status familias обозначалось как capitis deminutio minima (наименьшее).

Основания: capitis deminutio maxima: плен, рождение от рабыни, обращение в раба; capitis deminutio media – утрата римского гражданства (пленение, добровольный отказ), capitis deminutio minima установление или прекращение новых семейных связей (вступление в брак, узаконение).

Последствия: утрата агнатическогородства с его прежними агнатами, хотя когнатическое родство оставалось в силе. Manus отпадала, но брак продолжал существовать в качестве брака sine manu, но только при capitus deminutio minima. По первоначальной концепции - утрата лицом всего своего имущества, обязанности прекращались (за редким исключением претор давал иски к этим лицам, например кредиторам при усыновлении, будто усыновленному выделилось имущество в виде пекулия), позже минимальное ограничение правоспособности перестало означать перемещение имущест­ва

Ограничения правоспо­собности вследствие умаления гражданской чести. Важнейшими случаями такого ограничения правоспособности были:

1. Intestabilitas. В отнош. свидетеля, который потом отказывался подтверждать то, что видел (лишение права быть свидетелем и прибегать к помо­щи свидетелей при совершении гражданских сделок).

2. Infamia. Лица с плохой репутацией не до­пускалися к осуществлению публичных функций (список сенаторов, всаднических центурий, выступл. на суде, быть опекуном, быть избранным на общественные должности).

3. Turpitudo. умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями (актера и др.).

Ограниченные в правоспособности: 1. свободные, не имеющие статус гражданства (латины, прегрины и др.), 2. жители провинций, завоёванных Римом или присоединенные к нему договором, 3. Граждане других государств, живущие в Риме.

 


 

12. Дееспособность физических лиц и ее ограничение.

Дееспособность зависела от возраста (до 7 лет – полная недееспособность, частично дееспособны мальчики до 14 лет, девочки до 12 лет, совершеннолетие – 25 лет), пола, здоровья, поведения в обществе.

Дееспособность включала в себя возможность вступать в брак и возможность участвовать в сделках.

Частично недееспособны незрелые граждане. Юноши от 14 до 25 лет дееспособны, но состоят под попечением кураторов, и иногда попечителей, сами могут делать завещания и вступать в брак. Женщины хоть и получили право вступать в сделки и были самовластны, но также находились под опекой. Душевнобольные и умалишенные не  являлись полностью недееспособными, их Д. только ограничивалась и им назначался куратор, который следил, чтобы от их имени не совершалось невыгодных сделок. Кроме душевной болезни и умственного расстройства выделялась болезнь воли – неспособность противостоять соблазнам (расточители, алкоголики, игроки). Однажды ограниченные в Д. снова стать полностью Д. не могли. Также дееспособность ограничивалась в силу физических недостатков (глухонемоты, хотя глухонемые состояли под попечительством, а не под опекой, но имуществом их управляли кураторы). Под опекой состояли только дети и женщины, под попечительством – все остальные.

В республиканском римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственни­ка. В конце классического периода было признано, что взрос­лая женщина, не состоящая под властью ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имущест­вом, но не вправе принимать на себя в той или иной форме ответственность по чужим долгам. В праве Юстиниановой эпо­хи ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было

Опека и попечительство призваны компенсировать недостаток их собственной дееспособности, устанавливаются только тогда, когда дееспособность гражданина ограничена не по его вине.

При умалении чести лицо могло лишиться возможности вступать к некоторые правоотношения., утрачивалось право на законный брак, терялась связь с родственниками, невозможность выступать в качестве свидетеля, совершения сделок с их присутствием и т.д.  


 

13. Опека и попечительство.

Различие между опекой и попечи­тельством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия (auctoritatis interpositio) придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель же выражает свое согласие (consensus) неформально, возможно даже неодно­временно со сделкой.

В древнейшие времена опека устанавливалась в интересах не подо­печного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его на­следников. Поэтому порядок призвания к опеке, если опекун не назначен в завещании, совпадал с порядком призвания к наследованию (ближайший агнат).

В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а его право, точнее — власть опекуна над имуществом и личностью подопеч­ного, близкую по содержанию к власти paterfamilias.

Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с после­довательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки, как власти, в понятие опеки, как общественной повинности (munus publicum).

В связи с этим, наряду с двумя указанными выше порядками установле­ния опеки (в силу агнатического родства с подопечным и по завещанию paterfamilias), возникает третий порядок: назначение опекуна государством. Вместе с тем постепенно развился и контроль государством деятельности опекунов. Развивается система исков к опеку­ну (непредост. отчета, растрата, нерадивость). Затем входит в обы­чай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения (satisdatio rem pupilli salvam fore), а в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.


 

14. Правовое положение латинов и перегринов.

Латины. Изначально латины - жители Лациума о. Позже их положение предост. население отдельных италийских общин за пределами Лациума. Также это лица, освобожденные из рабства господином-латином, и лица, освобожденные из рабства, при определенных услови­ях.

Правовое положение latini приобретается: а) рождением, б) присвоением правового положения латина актом государственной власти;  в) добровольным переходом римского гражданина в число latini в целях приобретения земель, раздаваемых населению колонии; г) освобождением из рабства.

В се латины не имели права служить в рим­ских легионах, но при этом пользовались правом голосовать, во время пребывания в Риме, в римских народных собраниях.

Только latini veteres имели как ius conubii, так и ius commercii. Все остальные, не имея ius conubii, имели ius commercii, которое, однако, ограничивалось для latini luniani. Об этой категории латинов говорили: «живут как свободные, умирают как рабы» (не вправе сост. завещаний, не допускалось наследование по закону, все его имущество переходило к господину, освободившему умершего из рабства). Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры рим­ских граждан.

Л атины приобре­тали римское гражданство либо а) в силу общих постановлений, присваивав­ших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство, либо б) в силу специальных актов государства, наделявших пра­вами гражданства отдельных латинов или целые группы их (например latini veteres, переселившимся в Рим). Позже - присвоение рим­ского гражданства всему населению Италии. Latini luniani наделялись правами римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле ох­раны безопасности дорог, поставок римскому государству и т.п.

Перегрины. Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получив­шие ни римской, ни латинской правоспособности.. Основания: а) рождение от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки; б) присуждение уголовным судом в период республики; в) присуж­дение к высылке в период империи. Такие «чу­жаки» в древнейшую эпоху считались бесправными. С раз­витием хозяйственной жизни перегрины были признаны правоспособными по системе ius gentium

Положение перегринов в публичном и в частном праве. Не имели политических прав. В частноправовой сфере были подчинены своим националь­ным системам права (leges provinciae, устан. правовое положение провин­ций). Постепенно вырабатывалось ius gentium.

Приобретение римского гражданства. а) в силу законов, присваивавших римское граждан­ство в награду за различные услуги, оказанные римскому государству, либо б) в силу специальных актов государственной власти, присваивавших отдельным группам перегринов римское гражданство или отдельные из прав граждан (от­сюда cives sine suffragio) по экономическим и политическим соображениям (пополнение легионов, возложение налога).


 

15. Правовое положение вольноотпущенных и колонов.

Освобождение из рабства. До конца республики раб мог быть осво­божден из рабства только по воле господина (manumission), например, п утем включения господином соответствующего распоряжения в завещание manumissio testament. Другим способом освобождения из рабства была manumissio censu: внесение раба в спи­ски граждан с ведома господина. Этот способ осво­бождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза. Третий способ - manumissio vindicta — мнимый про­цесс о свободе, где магистрат объявлял раба свободным, затем был заменен заявлением господина об освобождении раба с занесением в протокол. Во второй половине республики развиваются и новые неформальные спо­собы освобождения из рабства: путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей, путем составления гос­подином отпускного письма. Однако отпущенный таким образом раб не становился свободным iure civili (только претор делал его полностью способным). В таком же положении находились и рабы, отпущенные на свободу не цивильным, а преторским, бонитарным собственником. Принципат, в силу закона освобождаются из рабства раб, открывший убийцу господина, раб, в течение 20 лет живший как свободный человек или больной раб, брошенный господином.

В IV в. н.э. церковная форма освобождения рабов путем соот­ветствующего заявления господина в церкви.

В зависимости от того, кем освобожден раб, он становился либо римским гражданином, либо латином.

Статус вольноотпущенника: Вольноотпущенники, становившиеся римскими гражданами всегда были несколько ограничены: они не служили в легионах, не могли голосовать или становиться сенаторами, но в период империи специальным постановлением императора им могла быть дарована полная политическая правоспособность, при юстиниане подобные ограничения отпали. Отношения патроната между бывшим хозяином и вольноотпущенником (эксплуататорские отношения: домашний суд, личные услуги, материальная помощь, наследование, указание хозяина в имени), господин утрачивал свои права, если отказывает ему в алиментах, возбуждал дело, грозящее казнью, пытался передать права на его услуги возмездно.

Колоны. Термин colonus постепенно изменил свое значе­ние: в период республики и при принципате colonus — это арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, с кото­рым его связывают лишь договорно-обязательственные отношения. В период империи меняет свое значение (сдача землив аренду за натуральный оброк (colonia partiaria), колоны попадают в экономическую зависимость от землевла­дельцев)

С налоговой реформой, к числу доходных статей земли стали относить и живших на ней колонов (оставление земельного уча­стка колоном означало уменьшение ценности участка) -> прямое прикрепления колонов к земле. Законы: Конституция 322 г предписывает принудительно возвращать коло­нов на самовольно оставленные ими земли. В 357 году закон, запрещается продажа земли без живущих на ней колонов. Они не ограничены в правоспособности. Землевладелец не вправе изгнать колона, не вправе продать земли без коло­нов, либо колонов без земли. Основания возникновения колоната: а) рождение от родителей, из которых хотя бы один является колоном; б) согла­шение, в силу которого свободный человек поселяется в качестве колона на чужой земле; в) проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны. Кроме того, превращаются в колонов трудоспособные лица, изобличен­ные землевладельцем в занятии нищенством.

Прекращение колоната: приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка и возве­дение колона в епископский сан.


 

16. Правовое положение рабов. Пекулий.

Объекты прав. В древнейшее время рабство носило патриархальный харак­тер, позднее переросло в эксплуатацию.

Способы установления рабства: 1) п лен, 2) рожде­ние от матери-рабыни, 3) обращение в раба (продажа, присуждение судом)

Личное положение рабов. Не несут они и публичных обязанностей - служба в римских войсках им недоступна; налогов они не платят. Не имели семьи. Раб может быть объектом права соб­ственности, может быть предметом сделок. Если рабу причинено телесное повреждение, над ним учинено насилие, со­ответствующий иск предъявляется не рабом, а господином. Отказ господина от своих прав не делает раба свободным (брошенная вещь). Раб допускался в известной мере к участию в отправлении домашнего культа. Место погребения раба охраня­лось сакральным правом.

запрещено отдавать раба в труппы гладиаторов; господин утрачивает права на раба, которого покинул в старости или болезни. уголовная ответственность за убийство своего ра­ба, как за убийство чужого, и пр.

Имущественное положение рабов: не имели имущества. Но за рабом была признана спо­собность вступать в имущественные сделки ex persona domini, создавая при помощи этих сделок права для господина (претор выработал вид исков к господи­ну).

Уже издревле было установлено, что если раб причинит кому-нибудь имущественный вред, украдет, испортит вещь, то господин обязан либо воз­местить этот вред, либо выдать раба потерпевшему.

Господин часто давал рабу отдельные хозяйственные поручения, а неред­ко назначал раба управляющим каким-нибудь предприятием, капитаном ко­рабля, снаряженного господином для торговли с дальними странами. Догово­ры, заключенные рабом в ходе исполнении хозяйственных заданий господина, стали признаваться основанием преторских исков к господину — actiones adiecticiae qualitatis.

Пекулий: Господин выделял рабу определенные имуществен­ные ценности: земельный участок, скот, даже других рабов (servi vicarii) и предоставлял рабу вести самостоятельную хозяйственную деятельность, лишь внося господину определенную часть доходов. Юридически такое имущество, peculium, принадлежало господину, но фактически раб свободно располагал входившими в состав peculium иму­щественными ценностями. В ходе эксплуатации пекулия претор стал предоставлять иск из сделок, совершенных рабом с пекулием, к господину в пределах стоимости пеку­лия.

Раб постепенно приобрел право обращаться к магистрату для рассмотрения последним личных и имущественных претензий раба к другим лицам. В частно­сти, раб мог потребовать принудительного осу­ществления своей обязанности лицом, которое, получив от раба определен­ную сумму денег, обязалось выкупить раба и затем освободить из рабства.

За государственными рабами прямо признавалось право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия.


 

17. Юридические лица в римском праве.

Римские юристы первыми предположили, что в обороте могут участвовать не только граждане, но и организации, как воображаемые персоны. 2 разновидности обьъединений физ. лиц: тов-ва и корпорации. Отличия корпорации от тов-ва легли в основу определения юридического лица: тов-во всегда выступает как совокупность лиц, без представительства, без разграничения имущественных интересов товарищей, прекращалось со смертью или выходом товарищей, когда корпорация не зависела от персонального состава ее участников, их вступление и выход не прекращал сущ. корпорации. Имущество в тов-ве – общая долевая собственность, каждый мог требовать раздела, у корпорации же имущество обособленное, участники не могли забрать свой вклад и требовать компенсации расходов на общее дело. Корпорация не несет ответственности по долгам своих участников и участники не несут ответственности по долгам корпорации.

В империи – разрешительный порядок создания частных корпораций. Для получения статуса юр лица необходимо предоставить устав, отраж. доли участников, сведения об управлении объединением. Государство могло отказать в ее создании или вообще вынести запрет на существование. Корпорация законна, тольк если ее существование разрешено сенатом (для некоторых, например, похоронных бюро – свобойдный порядок образования).

Существование корпорации прекращалось в случае банкротства, когда долги превышали существующие активы и доходы, а также в случае распада (менее 3 участников – переход в тов-во), самороспуска, истечении срока, на который была создана организация.

К. не могла обладать ни волей, ни дееспособностью, как персона – ее права и обязанности реализовывались через физических лиц. Корпорация зависела только от действий ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ (а не всех участников, как тов-во), хотя интситут прямого представительства в риме отсутствовал.

К. неделиктоспособны (нет воли, нет умысла).

Корпорации участвовали в публичных, коммерческих а также личных неимущественных отношениях (патронат над вольноотпущенниками, опекунство и попечительство, первоначально могли выступать в кач-ве наследников при отсутствии родственников, к концу клас. периода не могли наследовать только им-во бывших подопечных, при Юстиниане приоритет в отношении выморочного имущества своих участников).

В самом конце – появление учреждений (империя при христианских императорах) – церковные учреждения как юр. лица. Обычно они связаны с благотворительностью, имущественно самостоятельны, ряд привилегий. Затем учреждениями становятся больницы, приюты и прочее. Учения об их правоспособности выработано не было.


 

18. Понятие семьи и виды родства. Свойство.

Семья - круг отношений, основанных на власти и подчинении, в который входил paterfamilias, его жена дети и прочие ему подчиненные. Свободный от patria potestas гражданин считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей.

Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое родство - ю ридическое родство, основание права насле­дования и призвания к опеке над недееспособными. Это лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в про­шлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятство­вала смерть paterfamilias. Только по мужской линии.  Когнатическое – родство кровное, например, paterfamilias и его дети.

Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias (сын — агнат от­ца первой степени, внук — агнат деда второй степени).

Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отде­лявших двух данных лиц от общего paterfamilias (братья были агна­тами второй степени (1+1), дядя и племянник — агнатами третьей степени (1+2))

Род (gens) это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые про­должают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию и опеке.

Свойством называют родство через брак.


 

19. Понятие и формы брака. Конкубинат.

Брак изначально - союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом. Позде появился брак sine manu.

1. Брак cum manu, устан. власть, мужа над женой. Capitis deminutio жены.

2. Брак sine manu, не порожд. власти мужа над женой и первоначально не устанавливавший вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребы­вает в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак. Она не участвовала в религи­озном культе этой семьи, не связывали ее с мужем и никакие связи светско­го права. Признание брака sine manu находит выражение уже в законах XII таблиц.

Брак cum manu и брак sine manu резко отличались один от другого и в порядке заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требо­вало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак sine manu было актом неформальным путем простого соглашения.

В браке cum manu развод мог иметь место только по инициативе мужа и был. Брак sine manu мог быть расторгнут по соглашению супругов и односторон­ним волеизъявлением как мужа, так и жены.

Сожи­тельство с намерением установить брачные отношения и если ни одна из сто­рон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматрива­лось как неполноценный брак. Дети от такого сожительства в отличие от других рожденных вне брака детей наделялись некоторыми правами наследования после родителей, был установлен порядок их узаконения и т. п.

Вытеснение древнего брака cum manu.

Заключению брака: предшествовало обручение, которое в древности совершалось без брачующихся, позже – жених и невеста с согласия патерфамилиа в форме 2 стипуляций. Позднее – неформальным соглашением..

Формы совершения брака ( установления manus):

1. Confarreatio (патрицианской форма) не доступна плебеям. Религиозный обряд, соверш. в присутствии жрецов и 10 свидетелей. (исчезает в первоме веку нашей эры). Дети только от такого брака могли стать жрецами.

2. Coemptio (светская, плебей­ская форма) - «воображаемая» покупка жены мужем в форме mancipatio.

3. Usus (приобретательная давность) в области брачных отношений. Исчез раньше всех.

 


 

20. Условия заключения и прекращения брака.

Условия вступления в брак:

1. Достижение брачующимися брачного возраста: 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

2. Согласие на брак. В древнейшее время - только paterfamilias. Позже требовалось согласие брачующихся, pater­familias и старших родственников. Позже право обжаловать магистрату неосновательный отказ paterfamilias в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без согласия paterfamilias, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Редко согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственни­ка, а у родственников по крови.

3. Наличие у брачущихся ius conubii. Препятствия из-за принадл. к различным слоям общества, либо из родственной связи между ними или иногда из других, существовавших меж­ду ними отношений (в древности не до­пускались браки между патрициями и плебеями, не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после закона Юлия — с лицами сенаторского со­словия).

4. Отсутствие родственных связей. Родство (агнатическое, когнатическое), служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях - до 6 степени; до конца республики - между лицами матери которых были сестрами, а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходя­щим первой степени общего для обоих предка.

В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свой­ство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских импе­раторах - и в боковых линиях между зятем и золовкой.

Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, пра­вителем провинции и жительницами последних. Запрещены браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.

Прекращение брака:

Кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:

1. Capitis deminutio maxima одного из супругов, т. е. обращением его в рабство.

2. Capitis deminutio media, т. е. утратой права гражданства, ибо негражда­не, кроме latini veteres, также не имели ius conubii.

3. Capitis deminutio minima, т. е. изменением семейного состояния одно­го из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно.

4. По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu, своершив формальности обратные его заключению; по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu.

Свобода разво­да была – одно из основных начал римского брачного пра­ва.

Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений. Вдова, вступающая в новый брак, обязана соблюсти так называемый тра­урный год.

 


 

21. Личные и имущественные права супругов.

Отношения супругов при браке cum manu. Жена подчинена власти мужа или власти его paterfamilias, которая в принципе не отличается от patna potestas отца над детьми. Муж может истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу. Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имуществен­ных отношений. Все, что ей принадлежало до брака, если она была persona sui iuris становится в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать во все время существования брака, например имущество, по­даренное ей ее отцом, принадлежит мужу. Однако она является наследницей му­жа - одна, если у него нет законного потомства, на равных нача­лах с детьми, если они есть. Она агнатка всех агнатов мужа, и следовательно, наследует в соответствующих случаях и после них.

Почет, связан­ный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

В браке sine manu. Брак sine manu не ме­нял юридического положения, в котором жена была до вступления в брак. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. Она по-прежнему агнатка своих старых агнатов. Если до вступления в брак sine manu жена была persona sui iuris она остается persona sui iuris и после вступления в брак. Имущество, принадлежавшее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает во время брака, принадлежит ей одной. Она вправе вступить с мужем в любую имущественную сдел­ку. Воспрещены были лишь дарения между супругами (для того, чтобы обеспечить полную имущественную независимость супругов одного от другого).

С течением времени было признано, что супруги не вправе предъявлять один к другому инфамирующие (гражд. Честь, сомнительная репутация) иски, в случаях имущественной ответственности одного супруга перед другим он пользуется пра­вом отвечать только в пределах имеющихся у него средств. Претор стал давать мужу интердикт для истребования к себе жены и отказывать в таком же иске отцу, когда тот пытался истребовать свою дочь, состоявшую в браке sine manu. Так постепенно сложилось некоторое общее положение о личных отношени­ях супругов: муж должен охранять жену, жена обязана почитать мужа.

Имуществен­ные отношения супругов: Издержки общей семейной жизни, содержание де­тей и т. п. лежали на муже. Но уже со времени появления брака sine manu во­шло в обычай давать мужу особое приданое, dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов. dos устанавли­валась либо paterfamilias жены, либо самою женой, либо третьим лицом. dos всегда становилась собст­венностью мужа.

Позднее жена и лица, устанавливавшие dos, начали требовать от мужа обещания, в силу которого он обязывался обеспечить воз­вращение dos жене, либо установителю dos, если брак будет прекращен раз­водом или смертью мужа. В случае невозвращения dos, жена или установитель dos могли предъявить иск.

Основные черты правового положения dos сводились к следующему: в случае прекращения брака смертью жены, dos оставалась у мужа или возвращалась еще находившемуся в живых отцу жены. Если брак прекращался смертью мужа, dos возвращалась жене или ей совместно с ее отцом. Dos возвращалась жене и в том случае, когда брак прекращался разводом по почину мужа или по его вине. Наоборот, dos оста­валась у мужа, если жена брала на себя инициативу развода или вызвала раз­вод своим поведением.

Но муж при существовании брака продолжал считаться собственником dos и, следовательно, мог ее за­конно отчуждать. Поэтому воз. необходимость в запрете на отчуждение недвиж. без согласия жены.

Тре­бование жены о возврате ей приданого удовлетворялось уже в классическом праве преимущественно перед требованиями других личных кредиторов му­жа (законная ипотека жены на все имущество мужа). Таким образом, хотя муж еще и в пра­ве Юстиниана признается собственником приданого, однако, оно по сути при­надлежит жене. В сущности муж только пользовался dos во вре­мя брака и оставлял ее у себя в качестве штрафа за ненадлежащее отношение жены к вытекавшим из брака обязанностям.

Donation (как особый брачный дар) - сумма, обыкновенно приблизительно равную сумме dos, которую муж обязывался выплатить жене в случае развода по его инициативе или вине. Та­ким образом жена получала как подлежавшую возвращению dos, так и donatio. В этом заключалось и своеобразие этой по­следней, которая в действительности вовсе не была дарением: она не лишала мужа права собственности на соответствующее имущество в течение брака и не лишала его права собственности вообще, если брак не прекращался раз­водом по почину или по вине жены.


 

22. Отцовская власть: установление и прекращение.

Отцовская власть возникает 1) с рождением сына или дочери, состоящих в законном браке, 2) путем узаконения или 3) усыновления.

Отцовская власть могла быть установлена путем узако­нения детей от конкубины (признание закон­ными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака).

Узаконение могло быть произведено: а) последующим браком родителей внебрачного ребенка; б) путем получения соответствующего императорского рескрипта; в) путем зачис­ления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената.

Усыновление устанавливало отцовскую власть над посто­ронним лицом.

Усыновление различалось двух видов:

*если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью, это называлось arrogatio;

*если же усыновление произ­водилось в отношении лица, находящегося под отцовской вла­стью, оно называлось adoptio.

По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем полу­чения на то императорского рескрипта; adoptio — путем зане­сения в судебный протокол (apud acta) соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.

Необходимые условия усыновления: а) усыновлять мо­жет, как правило, только мужчина (женщина — в виде исклю­чения, именно если она до усыновления имела детей и их потеряла); б) усыновитель не должен быть подвластным (дол­жен быть persona sui iuris); в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на 18 лет.

Прекращение patria potestas: Как уже указано, patria potestas была пожизненной и нормально прекращалась смертью paterfamilias.

При жизни его и независимо от его воли она прекращалась лишь с приоб­ретением сыном высшего жреческого звания, дочерью — звания весталки; в позднейшее императорское время ее пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow