Раздел III. Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений

Тема 10. Институционализм.

Практическое занятие № 8

Форма проведения – практическое занятие

Методы проведения – конспектирование, упражнения, ситуационный анализ

Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе институционализма в развитие экономической теории.

Основные понятия: институционализм, трансакционные издержки, неоинституцианализм, теория прав собственности

Вопросы к теме:

1. Основные черты институционализма. Три течения: технократический вариант Т. Веблена; юридический – Дж. Коммонза; статистический – У. Митчелла. Дж. Гэлбрэйт.

2. Новый институционализм. Теория прав собственности и теорема Р. Коуза. Теории трансакционных издержек. Д. Норт.

3. Эволюционный институционализм

4. Новый французский институционализм.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти отличия институционального направления от неоклассического и описать в тетради по самостоятельно выбранным критериям в таблице.

2.  Перечислить экономические институты, которые исследовали институционалисты

3. * Прочитать Т. Веблена «Теория праздного класса» проанализировать учебную деятельность, опираясь на инстинкты, которые выделил автор

 

Литература

Основная

Автономов, В.С. Американский институционализм / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Гл.19.– С. 312-329.

 

Дополнительная

1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.

3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..

4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.

5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.

6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.

7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.

8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.

9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.

  1. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.
  2. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ
  3. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979.
  4. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987

 

 

Тема 12. Кейнсианство и становление современной макроэкономики

Практическое занятие № 8

Форма проведения – практическое занятие

Методы проведения – конспектирование, упражнения, ситуационный анализ

Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе кейнсианства в развитие экономической теории.

Основные понятия кейнсианство, совокупный спрос, мультипликатор, неокейнсианство, посткейнсианство, статика, динамика.

Вопросы к теме:

1. Экономическое учение Дж. М. Кейнса. «Общая теория занятости, процента и денег».

2. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики: особенности неокейсианства в США (Э. Хансен, Дж. М. Кларк); во Франции (Ф. Перру)

3. Теории экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод). Посткейнсианские теории роста (Дж. Робинсон, Р.Солоу)

Задания для самостоятельной работы:

1. Ответить письменно в тетрадях на вопрос: в чем состоит революционность «кейнсианской революции»?

2. * Составить таблицу на тему «Как изменялась концепция государственного вмешательства в экономику в истории экономической мысли»

 

 

Литература:

Основная

 

Автономов, В.С. Начало истории современной экономической мысли: маржинализм / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Гл.29.– С. 479-512.

Дополнительная

1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.

3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..

4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.

5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.

6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.

7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.

8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.

9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.

10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.

11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ

12. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979.

14. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987.

 

 

Тема 13. Неолиберализм

Практическое занятие № 9

Форма проведения – практическое занятие

Методы проведения – конспектирование, упражнения, ситуационный анализ

Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе неолиберадизма в развитие экономической теории.

Основные понятия: неолиберализм, монетеризм, экономика предложения, школа рациональных ожиданий

Вопросы к теме:

1. Фрайбургская школа (В. Ойкен, Л. Эрхард). Сущность социального рыночного хозяйства. Реформы Л. Эрхарда в Германии.

2. Лондонская школа (Л. Мизес, Ф. Хайек, Л. Роббинс);

3. Чикагская монетарная школа (М. Фридмэн). Монетаризм М. Фридмэна и его практическое воплощение.

 Задания для самостоятельной работы:

1. Что такое «…путь к рабству» (Ф. фон Хайек) и почему?

2. Я придерживаюсь мнения, что также как и судья на поле не имеет права участвовать в игре, государство не должно участвовать в игре». Объясните смысл утверждения Людвига Эрхарда

3. *Сравните неолиберализм с традиционным либерализмом в экономической сфере общественной жизни письменно в тетради.

Литература

Основная

Автономов, В.С. История экономических учений / В.С. Автономова.– М., 2000.

Дополнительная

1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.

3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..

4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.

5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.

6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.

7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.

8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.

9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.

10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.

11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ

12. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979.

13. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: