Тема 10. Институционализм.
Практическое занятие № 8
Форма проведения – практическое занятие
Методы проведения – конспектирование, упражнения, ситуационный анализ
Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе институционализма в развитие экономической теории.
Основные понятия: институционализм, трансакционные издержки, неоинституцианализм, теория прав собственности
Вопросы к теме:
1. Основные черты институционализма. Три течения: технократический вариант Т. Веблена; юридический – Дж. Коммонза; статистический – У. Митчелла. Дж. Гэлбрэйт.
2. Новый институционализм. Теория прав собственности и теорема Р. Коуза. Теории трансакционных издержек. Д. Норт.
3. Эволюционный институционализм
4. Новый французский институционализм.
Задания для самостоятельной работы:
1. Найти отличия институционального направления от неоклассического и описать в тетради по самостоятельно выбранным критериям в таблице.
2. Перечислить экономические институты, которые исследовали институционалисты
3. * Прочитать Т. Веблена «Теория праздного класса» проанализировать учебную деятельность, опираясь на инстинкты, которые выделил автор
Литература
Основная
Автономов, В.С. Американский институционализм / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Гл.19.– С. 312-329.
Дополнительная
1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.
3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..
4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.
5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.
6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.
7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.
8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.
9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.
- Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.
- Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987
Тема 12. Кейнсианство и становление современной макроэкономики
Практическое занятие № 8
Форма проведения – практическое занятие
Методы проведения – конспектирование, упражнения, ситуационный анализ
Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе кейнсианства в развитие экономической теории.
Основные понятия кейнсианство, совокупный спрос, мультипликатор, неокейнсианство, посткейнсианство, статика, динамика.
Вопросы к теме:
1. Экономическое учение Дж. М. Кейнса. «Общая теория занятости, процента и денег».
2. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики: особенности неокейсианства в США (Э. Хансен, Дж. М. Кларк); во Франции (Ф. Перру)
3. Теории экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод). Посткейнсианские теории роста (Дж. Робинсон, Р.Солоу)
Задания для самостоятельной работы:
1. Ответить письменно в тетрадях на вопрос: в чем состоит революционность «кейнсианской революции»?
2. * Составить таблицу на тему «Как изменялась концепция государственного вмешательства в экономику в истории экономической мысли»
Литература:
Основная
Автономов, В.С. Начало истории современной экономической мысли: маржинализм / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Гл.29.– С. 479-512.
Дополнительная
1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.
3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..
4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.
5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.
6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.
7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.
8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.
9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.
10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.
11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ
12. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979.
14. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987.
Тема 13. Неолиберализм
Практическое занятие № 9
Форма проведения – практическое занятие
Методы проведения – конспектирование, упражнения, ситуационный анализ
Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе неолиберадизма в развитие экономической теории.
Основные понятия: неолиберализм, монетеризм, экономика предложения, школа рациональных ожиданий
Вопросы к теме:
1. Фрайбургская школа (В. Ойкен, Л. Эрхард). Сущность социального рыночного хозяйства. Реформы Л. Эрхарда в Германии.
2. Лондонская школа (Л. Мизес, Ф. Хайек, Л. Роббинс);
3. Чикагская монетарная школа (М. Фридмэн). Монетаризм М. Фридмэна и его практическое воплощение.
Задания для самостоятельной работы:
1. Что такое «…путь к рабству» (Ф. фон Хайек) и почему?
2. Я придерживаюсь мнения, что также как и судья на поле не имеет права участвовать в игре, государство не должно участвовать в игре». Объясните смысл утверждения Людвига Эрхарда
3. *Сравните неолиберализм с традиционным либерализмом в экономической сфере общественной жизни письменно в тетради.
Литература
Основная
Автономов, В.С. История экономических учений / В.С. Автономова.– М., 2000.
Дополнительная
1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.
3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..
4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.
5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.
6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.
7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.
8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.
9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.
10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.
11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ
12. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979.
13. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987