Легитимность политической власти в современной России

Легитимность власти – это социокультурная (относящейся к культуре общества, культура будет определять мотивы для добровольного подчинения) характеристика власти, которая означает признание правомерности существующей власти обществом или международным сообществом.

Легальность власти – это правовая характеристика власти, которая показывает соответствие этой власти букве конституции.

Концепции власти:

1. Атрибутивно-субстанциональные концепции трактуют власть как неотъемлемое сущностное свойство индивидов или групп индивидов. Макс Вебер трактует власть – любая возможность проводить внутри социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, на чем бы такая возможность не основывалась

2. Реляционные концепции трактуют власть как форму социальных отношений

Е. Вятр указывал, что всякое определение власти должно включать в себя следующие 4 элемента:

1. Наличие не менее двух партнеров в отношении власти

2. Приказ, осуществляющего власть по отношению к тому над кем эта власть осуществляется. Это выражение собственной воли

3. Подчинение, выраженное в приказе

4. Наличие общественных норм, которые устанавливают, что отдающий приказ имеет на это право, а объект этого приказа должен выполнить этот приказ

Наличие всех четырех элементов необходимо для возникновения общественных отношений имя, которому власть.

Власть – субъектно - объектные социальные отношения на основе навязывания воли одних другим.

Три типа господства по веберу:

1. Традиционное господство. Предполагает опору власти на традиции. Легитимная власть по традиционному господству - Признание правомерности или законности этой власти, потому что она основана на традициях. Характерна для отсталых, примитивных общества, для средних веков – престолонаследие. Право наследовать престол в соответствии с этим правилом, нужно было еще соответствовать традиционным представлениям о власти, если этого не было, власть ставилась под сомнение. Например, смута 1598 года.

2. Харизматическое господство. Термин взят из раннего христианства. Харизма в переводе с греческого означает дар Духа Святого/божественного дара. Вебер использовал не религиозный смысл. Это экстраординарный дар руководителя, лидера. Он состоит в умении внушать окружению, людям веру в свою избранность, в свою способность решать те острые проблемы, которые сейчас стоят перед обществом. В этой связи традиции предполагают тягу ко всему этому. Харизма предполагает разрыв со стабильностью, вечным, тягу к чему то новому, доселе невиданному. Задача харизматического лидера сфокусировать на себе ожидания этой новизны. Харизма с течением времени может угасать, если ее не продлевать вовремя. Если вы не доказываете своими делами свою харизму то вера уйдет. (харизма основана на вере).

3. Легальное господство. Либерально демократический тип легитимности власти/ правовая легитимность. Власть признается обществом, потому что она формируется в соответствии с конституцией, далее действует в соответствии с буквой конституции и закона. Люди признают правомерность власти пока власть действует в соответствии с законом. Если общество признает правомерность власти, оно будет добровольно исполнять приказы. Даже если мы в силу каких то причин не захотим исполнять приказы, власть имеет возможность принудить к действию. Это может на время помочь властвующему субъекту, но если власть опирается только на насилие, то вынуждает силой подчиняться себе. Эта власть долго не протянет в исторической перспективе. В любом случае она не прочна, а приказы ее не будут эффективны, до тех пор пока люди считают эту власть нелигитимной. (соответствие закону).

Веберовская классификация одна из первых. Современные классификации более развернуты.

Легитимность политической власти в России

Считается, что в российской истории гос власть являлась доминантной формой социальной интеграции. Гос власть задавала единый нормативный ценностный порядок. Власть стремилась создать в массовом сознании представления, которые бы оправдывали ее деятельность. Для российской политической характерно, для отношений общества к власти, восприятия этой власти этатизм и патернализм. Российская государственность начиная со времен создания русского централизованного государства строилась на основе соединения разнородных традиций и культур и всегда возникала необходимость сохранять политическое единство, общественный порядок, не допустить сепаратизма, хаоса. Этому может помочь сильная государствернная власть которая со всем этим убдет справляться. Отсюда три рода конфликтов в общественном бытие россии:

1. Конфликт между государство взятым в целом и религионализмами

2. Между государством и национальными культурными традициями

3. Меджу государственностью и социальными общностями

Начиная с петра первого в россии складывался тип государства характерной особенностью было бюрократическое попечительство в том числе царя, государства о благе народа и личной пользе подданных (одно из определение патернализма). Со времен московского царства сложилось представление о том, что вся страна является собственностью государя, эта страна, которая перестраивалась по воле государя и только он один мог централизованно распределять и перераспределять имеющееся богатства. Все московиты это государевы слуги а потому они не могут претендовать на собственность, какие то личные права в западном их понимании. Со времен феодальной эпохи складывалось представление, о том что власть рождает собственность. Московские князья присваивали себе неограниченное право распоряжаться ресурсами общества, общество нередко переводилось в мобилизационное состояние. Необходимость этого состояния нередко оправдывалось внешними угрозами, которые реально существовали. Были внеэкономиеские факторы государственного хозяйствования, экстенсивное использование природных ресурсов, ставка на принудительный труд, внешняя политическая экспансия и народная колонизация. Все это произошло на рубеже того что принято назвать началом нового времени 16-17 века. В это же время в Европе начинается буржуазная революция.1640 – английская революция. Европа сменила эволюционный путь развития на инновационный, а Россия перешла на мобилизационный путь развития. Суть мобилизационного – систематическое обращение к чрезвычайным мерам (в условиях кризиса для достижения экстраординарных целей, например, выживание общества, выживание институтов государства).

В истории России постоянно возникала угроза с запада, а иногда и с востока à непрерывная потребность России в обороне в какой то степени должна была способствовать мобилизационному развитию. Московское государство формировалось как военно-национальное. Довольно часто страна превращалась в подобие военизированного лагеря, где постоянно воспроизводились те институты, те характеристики, которые характеризовались именно мобилизационным типом развития.

1. Жесткая централизация

2. Бюрократизация управления

3. Строгая социальная иерархия, строгая дисциплина

4. Контроль за различными сферами жизни и деятельностью людей

5. «Государственное» единомыслие. Часто государство принуждало население соглашаться с любыми лишениями для решения задач мобилизационного развития. При этом государство могло опираться на аппарат принуждения (армия, полиция) и проявляло при этом деспотичные черты своей натуры. Необходимость догнать Америку приводило к тому что управляющая система ставила цели которые могли опережать возможности страны, для того, чтобы наверстать. Иногда эти цели не вырастали органическим образом из внутренних тенденций развития, поэтому государство прибегало к «насаждению сверху» новых соц – экономических укладов, прибегало к методам форсированного развития экономического и военного потенциала страны.

6. Двойственность власти. С одной стороны государственная власть своими усилиями превратила Россию в Великую державу в Новое время. С другой стороны Россия периодически прибегала к негуманным средствам управления которые нередко приводили к гибелям тысяч или даже миллионов. людей собственных. Гос власть становилась причиной кризиса государственности, а то и развала государства как такового. Выделяют три катастрофы- первая смута, «вторая смута» 1917-1922, «третья смута» 1988-1991.

 Державность à ставка на силу и экспансию à превышение реальных возможностей государства à подрыв сил нации à кризис государственности.

7. Отчужденность общества и государственной власти. Она достигает как правило предела накануне кризиса государственной власти. В силу этого российское общества с равнодушием воспринимало потом падение политических режимов. Как показывает историч опыт там где государство контролируется гражданским обществом полит режимы оказывались более стабильнее ибо при всех кризисах, гос власть могла опереться на институты гражд общества для сохранения целостности страны, режима и т.д.

8. Периодические попытки реформировать Россию сверху («теория догоняющего развития»). Идеалы и ориентиры задавались ушедшими вперелд в технологическом отношении странами запада. В этой связи идеально конструировались модели желаемого устройства российского общества и тут возникало противоречие ибо попытки реформировать экономич соц и полит основы россии предпринимались без основательного изменения культуры, образа жизни, жизнедеятельности подавляющего большинства населения, отсюда социо-культурное отторжение реформ для реформаторской элиты был характерен инновационный тип культуры (целее - рациональный тип мышления, технократизм мышления, целенаправленность), а это приводило нередко к тому что целями движения были озабочены больше нежели ценностными ориентациями людей. Отсюда ошибочная установка- достаточно поставить людей в новые организационные условия и они изменят свои жизненные установки и будут решать новые задачи. У большинства населения не инновационный тип а ценностно-рациональный стиль мышления и поведения, в этой связи важны не только цели, реформы и их результаты сколько смысл преобразований. В системе ценности ведущее место отводилось справедливости, нередко трактуемой в нравственно-уравнительном смысле, спокойной совести, душевной гармонии, свобода, но как возможность быть хозяином самому себе и ценность труда, правда для некоторых труд занимал далеко не первое место и часто рассматривался не сколько ценностью сколько обязанностью. В этой связи технократ – профессионал в своем деле, то есть он владеет конкретными технологиями в своей сфере деятельности.

Реформы сверху à социо-культурное отторжение реформ à кризис государственной власти à контрреформы сверху à(стрелочка от кризиса тоже) революция снизу à контрреволюция (Сталин и его репрессии).

Для успешного проведения реформ они должны:

1. Соответствовать менталитету различных социальных групп. Если нет, тогда у части населения как минимум возникнет желание вернуться назад или разрушить все до основания

2. Проводиться легитимной властью. Потому что легитимная власть может согласовать ценностные ориентации различных социальных групп по поводу целей и средств преобразований. И не допустить перерастание социокультурных противоречий в социально политический раскол и дезорганизацию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: