Нач.2 вв. н. э – «серебряный век» римской л-ры

Литература периода гражданских войн.

Рим становится крупнейшим рабовладельческим государством Средиземноморья. Полисная форма (полис - город–микрогосударство) уже не соответствует потребностям громадной державы, возникшей в результате завоеваний. Это несоответствие ведёт к гражданским войнам, к диктатуре сменявших друг друга Мария, Суллы, Цезаря. Литература актуализируется, политизируется, перестаёт ощущать себя чужеродным ростком, переживает новый подъём. (Этот период и время начала империи считают «золотым веком» латыни, временем создания классического латинского языка). Тит Лукреций Кар – автор философской эпической поэмы «De rerum natura». Это памятник античной материалистической мысли, он о вечности материи и даже смерть - лишь растворение в вечном бытии. Совершенствуется проза. Марк Туллий Цицерон – оратор, политик; осуществил синтез греческой и римской культур, создал философскую терминологию на латинском языке. Даже греки признавали его заслуги. Блестящий стилист, теоретик красноречия (см. «Оратор», «Об ораторе», «Тускуланские беседы», «Об обязанностях»). Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.) – политик, писатель, полководец, автор историко-мемуарной прозы - «Записок о Галльской войне» и «Записок о гражданской войне». Его жизнь и деятельность причастны к романизации (распространению римского влияния) Европейского Запада и к исторической необходимости внутреннего преобразования республиканского строя; после него – торжество империи. (Убит заговорщиками-республиканцами в мартовские иды, но его смерть не могла остановить преобразование римской государственности).

Что касается поэзии, то в политизированном Риме скандально аполитичен Гай Валерий Катулл, поэт- неотерик. Неотерики (Катулл, Лициний Кальв, Гельвий Цинна, позже Азиний Поллион, Корнелий Галл, Варий Руф) – новаторы, вначале как ироническое прозвище, затем термин. Стремились оживить поэтические архаизмы языком образованного общества, ориентировались на греческую поэзию последней перед ними, т.е. александрийской эпохи. Их установка - осознанное владение художественным наследием предыдущих веков, игра темной ученостью и элегантной простотой, ироническая многозначность, холодное совершенство на безличном материале. Жанры – маленькая мифологическая поэма (эпиллий), большая любовная элегия, мелкое стихотворение «на случай». Катулл - создатель сборника из 116 стихотворений - «Книга Катулла Веронского»; здесь Катулл – 1)автор учёной поэзии, 2)обличитель («бранный» Катулл) и 3)страстный возлюбленный Лесбии (историческая Клодия Пульхра – блестящая и беспутная патрицианка, первая красавица Рима). История любви, взлётов и разочарований, мучительное открытие любви–служения, жертвенной, непохожей на прежнее мужское понимание любви-досуга – в лирике Катулла. Катуллу принадлежит открытие парадоксов «odi et amo»(«ненавижу и люблю»), «nec possum tecum vivere nec sine te» («не могу жить ни с тобой, ни без тебя») и др. Кроме Катулла влюбленного, в сборнике представлен Катулл ученый (здесь поэт явственно следует за традицией александрийских филологов) – звучит апология просвещенного досуга, столичного «вежества», а также Катулл «бранный» (М.Гаспаров), ополчающийся на некоторых современников и соотечественников. 

Литература периода империи

Наследники, преемники Цезаря – Октавиан и Антоний. К 30 г. до н.э. – Октавиан – единовластный правитель (31 г. – битва пир Акциуме, победа Октавиана над Антонием). Переход от республики к империи осуществился через принципат. «Принцепс» - первый в сенате; так называли Октавиана. Империя поначалу явилась в убранстве прежнего, республиканского строя (сенат, консулы, другие старинные должности; на монетах этого времени – надпись «Res publica restitutа»). Но римская республика из небольшой гражданской общины выросла к этому времени в громадную мировую державу и не могла управляться по-прежнему. Эпоха, когда политика была долгом каждого гражданина, закончилась: отныне политика была сосредоточена в мысли и воле одного человека – принцепса. Уже в 27 г. Октавиан принял титул «augustus» - священный, божественный, и вошёл в историю как основатель империи. Его правление (умер в 14 г. н.э.) – «золотой век» римской литературы. Август умиротворил Рим, вёл крупное строительство («Я принял Рим глиняным, оставляю мраморным»); в области идеологии ратовал за староримские добродетели, восстановление старинных культов, празднеств; отстаивал простоту обычаев, семейные устои. Религиозное освящение империи как необходимого этапа, заключительного в истории развития римского общества вылилось в культ императоров с приобщением их после смерти к числу богов; обожествление императоров, цезарей (наследников Цезаря) – одна из идеологических основ империи (цезаризм).

Август возвысил литературу как главного носителя идеологии. Интерес к литературе возрастает в аристократических кругах, отныне отстраненных от активной политической деятельности. Сподвижник Августа – Гай Цильний Меценат (его имя стало нарицательным для покровителя искусств). Выдающиеся поэты «века Августа» (seculum Augustum) - Вергилий, Гораций (оба близки к официальной идеологии принципата), Овидий (оказался в стороне от нее).О Вергилии и Горации говорят, что они не только первые поэты империи, но и последние поэты республики.

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н.э.) – автор сборника «Буколики» - т.е. пастушеские стихотворения (=пастораль). (Различают эклоги – «выборки», избранные стихотворения, а также идиллии – «картинки»; это жанры пастушеской поэзии). Исследователи подчеркивают ориентацию римской пасторали на греков, на Феокрита. При всем сходстве мотивов эмоциональный мир Вергилия особый. Это 10 стихотворений, нечетные – в диалогической форме, четные – в повествовательной. Место действия – Аркадия в глуши греческого Пелопоннеса, ставшая символическим обозначением идиллического локуса. Самобытна и особенно знаменита IV эклога из «Буколик» Вергилия – пророчество о рождении чудесного мальчика; чувство, ее животворящее – вселенская любовь (христиане полагали, что речь идёт о Христе; по М.Гаспарову, Вергилий, хотя и не мог знать о рождении Христа, все же объективно возвестил наступление новой, постязыческой эры. Вся неясная нам конкретика этого текста отступает перед мощной идеей обновления времен.). Поэма Вергилия «Георгики» - о земледелии, слово «георгики» означает «земледельческие стихи»; жанр «Георгик» - дидактическая поэма (см. у греков поэма Гесиода «Труды и дни»); апология труда на земле актуальна в условиях «августова мира». Кроме того, «Георгики» - не агрономическая, а философская поэма. Человек в ней – частица огромного природного мира, круг вечного – в череде земледельческих работ. В отличие от Гесиода, Вергилий выходит за рамки дидактики, обращаясь к философии природы и сельского труда: «Счастлив тот, кто смог познать причины вещей и поверг к ногам все страхи и неумолимый рок, но и тот осчастливлен судьбою, кто узнал сельских богов: Пана, старца Сильвана и сестер нимф». Намек на Лукреция и его поэму «De rerum natura», но счастье Лукреция доступно лишь мыслителю, а счастье Вергилия – всякому, кто честно делает свою работу на земле. Социальный запрос в «Георгиках» удачно совпал с личными склонностями поэта, как и в третьем, самом знаменитом произведении Вергилия. «Энеида» - поэма о римском предназначении, национальная эпопея римлян. Ориентация на Гомера, но у Вергилия – миф и история во взаимодействии. У Вергилия – большая психологическая напряженность повествования – так, падение Трои – эпический материал, но он представлен через восприятие одного лица – Энея со всей глубиной личностного переживания этого события (хотя и в «Одиссее» главный герой не удерживает слез, слушая песнь Демодока о гибели соратников). Эта поэма Вергилия - об истоках римлян, об их судьбах, испытаниях и славе. Эней – прародитель, он соединит Рим с историей Трои, а значит, римляне такой же древний и авторитетный народ, как и греки. Империя Августа – необходимый, освящённый богами этап римского пути. Еще в античности Вергилий стал легендой, его творчество - предмет сознательных мистификаций – создавались псевдовергилиевы стихотворения (а также известны sortes Virgilianes – гадания по «Энеиде»). Овидий о его творчестве: «Титир, земные плоды и Энеевы брани». (См. также эпитафию – «воспел пастбища, села, вождей»).

Из «Буколик»: «Все покоряет любовь, и мы покоримся любви»(«Omnia vincit amor et nos cedamus amori»). «Мальчик, начни в улыбке узнавать свою мать! Ведь кого обошли улыбкою мать и отец, того ни бог не допустит к трапезе, ни богиня к ложу».

Об «Энеиде»: даже Августу поэт прочел лишь 3 книги – 2-ю, 4-ю и 6-ю. Умирая, попросил друзей подать ему рукопись: те отказались, понимая, что он бросит ее в огонь.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.) – поэт, теоретик литературы. Сын вольноотпущенника, т.е. сын бывшего раба, но никогда не стыдился своего неаристократического происхождения («Крылья свои распростер по сравненью с гнездом непомерно»). В молодости сражался в рядах республиканцев Брута, затем пережил разгром, амнистию, конфискацию имущества. В зрелые годы – выразитель официальной идеологии, обязан Меценату материальной независимостью (Меценат подарил поэту Сабинское поместье). Начинал с гражданственной тематики – cборник «Эподы» (эпод – двустишие) (знаменитое «In quo discordia misit cives miseros»), но такая поэзия не могла не задохнуться в атмосфере цезаризма. Отсюда в дальнейшем – сосредоточенность на сфере частного поведения. Создал поэзию мысли (см. «Сатиры» - морально-философская проблематика, три сатиры посвящены литературным проблемам; «Оды» - «Carmina» - песни-стихотворения, чаще в форме обращения к кому-либо – ода дружеская, любовная, пиршественная, «на случай», политическая, медитативная, по кругу тем соприкасающаяся с диатрибой; «Послания» - что касается посланий, то именно Гораций сделал письмо, послание (epistola) литературным жанром, где предстаёт эпикурейцем (ценит сельское уединение, золотую середину, довольство малым, внутреннюю независимость; наслаждается сегодняшним днём, поднимает проблему индивидуального счастья, предпочитает дружбу любви (женские имена в его лирике – греческие, эфемерные, с явным отсутствием конкретной особы), господство над страстями и др.). В поэзии Горация – философско-этическое обоснование линии своего жизненного поведения как следствие развития индивидуалистических тенденций в римском обществе. Знаменита горацианская мудрость – «aurea mediocritas», «carpe diem», «nulla dies sine linea», «dulce et decorum est pro patria mori», «nihil admirari», «dulce utili miscere» и др. Человеческая привлекательность Горация – он изображает себя не каким-либо совершенным мудрецом, а человеком, только стремящимся к совершенству, однако знающим путь, по которому следует идти. Гораций – наставник частной жизни, проповедует умеренность в благополучии и твердость, стойкость в сложных ситуациях (Стремление к богатству, почестям неоправданно - «Чаще треплет вихрь великаны сосны/Тяжелее обвал всех высоких башен/И громады гор привлекают чаще молний удары»). (Промемтикон – напутствие в дорогу, параклауситирон – песнь перед закрытой дверью, серенада).

Прославил нетленность поэтического труда (знаменитая ода 30-я – «Памятник» - «Exegi monument(um)…» - «Я воздвиг памятник прочнее меди…»). Актуализировал предшествующую поэтическую традицию (Архилох, древнегреческая мелика – Алкей, Анакреонт, Сапфо, поэзия александрийцев, Луцилий, неотерики), создав ее подлинный культ. («Первый паросские ямбы Лацию я показал», «первый свел эолийскую песнь на италийские лады»). Наряду с Аристотелем, пользуется заслуженной репутацией теоретика литературы. Сформулировал в «Науке поэзии» (другое название - «Послание к Пизонам» - Пизоны – римское аристократическое семейство) основные положения римского классицизма: содержательность, формальное совершенство, ориентация на образец, норму. Классицизм эпохи Августа – это и стремление к целостному и завершенному мировоззрению. Новый стиль состоял в соединении более углубленного субъективного самосознания со стремлением осмыслить объективный мир, соединить утонченное искусство эллинизма с крупными и четкими формами классических образцов греческой литературы.

В «Науке поэзии»(«Ars poetica») отчетливо структурированы проблемы: 1)поэзия вообще; 2)поэтическое произведение; 3)поэт. Гораций, рассуждая о поэзии вообще, настаивает на основополагающем значении содержания, философской основе, тщательной формальной отделке – «Лет девять хранить без показу» (еще в «Сатирах» сказано: «стиль оборачивай чаще»; «не желай удивленья толпы, а пиши для немногих»), необходимости соединить приятное с полезным («dulce utili miscere»). Произведение предполагает простоту – целостность – гармоничность (без описательности, манерности). Это даст красоту, но ее необходимо одушевить эмоциями. В основе произведения – культ образца, разработка старых тем и сюжетов более значительна(традиционализм), чем новый материал. Здесь же у Горация возникает учение о драме – о трагедии (единственный затронутый им жанр) классицистского толка – 5 актов, статичность, не столько само действие, сколько рассказ о нем («речистым доверь очевидцам»). Замечания о поэте направлены против посредственности и в пользу строгой критики. Когда сравнивают античные поэтики, то подчеркивают, что Аристотеля отличает жанровый императив (жанровая доминанта), а горацианская филология выдвигает преимущественно стилевые классификации.

В 17 г. до н.э. именно Горацию поручено написать юбилейный гимн для официальных празднеств, «Гимн столетия» - это означало признание его поэтом № 1 в Риме (Вергилий умер в 19 г. до н.э.). Но популярность Вергилия всегда была выше, он ближе читателю, Гораций – для утонченного знатока. В преддверии новой, христианской эпохи Гораций остается на почве античного материализма, сохраняет оптимистичное посюстороннее мировоззрение.

Публий Овидий Назон (43 г. – 18 г. н. э) – великолепно образован, обучен риторике и юриспруденции, но все, за что он брался, превращалось, по его собственному признанию, в стихи. В своем творчестве аккумулирует духовную атмосферу Рима, предающегося благам цивилизации, утонченному общению, легкому флирту. Если Вергилий и Гораций – представители литературного классицизма, то Овидий - в числе продолжателей традиций неотериков. Их основной жанр – любовная элегия, которую создавали и старшие современники Овидия - Тибулл, Проперций. Римская любовная элегия – один из источников всей европейской любовной лирики. Овидию принадлежит сборник из 49 элегий «Любовные элегии» («Amores») – своего рода энциклопедия эротической культуры эпохи. Здесь нет подлинного чувства, поэт любит не какую-то определенную женщину (хотя и адресуется к некой Коринне), но скорее саму любовь. Овидием написана также «Наука любви» («Искусство любви») - руководство в стихах, как найти объект страсти, как его добиться, как удержать.(«Amores» - история любви, «Ars amandi» - теория, аналитика). В том же духе выдержано и сочинение «Лекарства от любви» - иронические советы расстающимся любовникам. Как пишет С.Шервинский, любовь в «Amores» - это не чувство, а поэтическая тема, Овидий – не лирик (нет моральных обязательств поэта-лирика по отношению к собственным переживаниям). Он эпик любовной темы, никогда не теряющий объективности повествователя. (Эти элегии родственны будущей эротической новелле). Сам Овидий в 1-й элегии 3-й книги говорит о соперничестве Элегии и Трагедии, тянущих к себе Поэта. Поэт просит Трагедию подождать. Список действующих лиц, положений и конфликтов освящен традицией: обманутый муж, зловещая сводня, ловкая служанка; хитрости любви, свидания, сближения и разрывы. Все оттенки признаний, просьб о взаимности, гимны женской красоте, стенания перед закрытой дверью. Живость сцен, кипение молодости, аромат римской повседневности; страдание – скорее литературное. Использован принцип риторического стиля – множество вариаций темы. При этом чувственность, переключенная в эстетический план, теряет приметы низменности.

В поисках подлинного и единственного чувства, которого поэт не видел в современности, он обращается к мифам, к поэзии на учено-мифологические темы. Таков сборник «Героини» («Героиды») - послания мифологических героинь, находящихся в разлуке с возлюбленными (Пенелопа, Федра, Медея, Дидона, Брисеида). Овидий создает знаменитые «Метаморфозы» - поэму в гекзаметрах, в 15 книгах, где миф становится уже не миросозерцанием, но эстетической категорией. В поэме собраны более 200 превращений, своеобразный каталог – от превращения Хаоса в Космос – до превращения Юлия Цезаря в комету (убит Цезарь в 44 г. до н.э., в 43 – появление кометы, якобы дух Цезаря). Римским мифам посвящен сборник элегий «Фасты»(«Месяцеслов») – благочестивый и патриотический - толкование римского календаря, обряды, празднества, исторические легенды. Произведение не было завершено.

Независимая жизнь богатого человека, обретавшегося в атмосфере блистательного Рима, не знавшего недовольства современностью, прервалась внезапно. До той роковой ночи поэт мог считаться баловнем судьбы. Внезапно по приказу Августа Овидий был сослан в провинцию Дакия (8 г.н.э.) и в оставшиеся ему десять лет жизни так и не смог вернуться в Рим. Причины опалы точно неизвестны. Сам поэт пишет, что это его стихи и его проступок (не уточняя, какой). Оправдывается (как и Катулл) – стихи могут быть безнравственны, лишь бы сам поэт был нравственным человеком. Поэзия периода изгнания – «Скорбные элегии»(«Tristia») – по сути, история жизни поэта; «Послания с Понта» (Понт Эвксинский – Черное море). Овидий умер в ссылке на берегу Черного моря, в бедном полуварварском поселении Томы, современная Констанца в Румынии.

Из Овидия, «Amores»

 «Не хочу в свои лучшие годы / В войске служить, не ищу пыльных наград боевых»

«Мне ли законов твердить многословье/ На неблагодарном Форуме, стыд позабыв, речи свои продавать»

«Эти не вечны дела, а я себе славы/Желаю непреходящей, чтоб мир песни мои повторял» «Уходите, строгие жены, нет, не для ваших ушей нежные эти стихи» «Кто над виновной красою ищет кровавых побед» Боги не карают изменницу – красота, значит, сама божество. «Женщину я похвалю – ты волосы рвешь мне ногтями;/Стану хулить, говоришь: я заметаю следы»«Если свеж я на вид, так значит, к тебе равнодушен /Если не свеж, так зачах, значит, томясь по другой» «Снова знакомой стрелой целит румяный Амур»

«Как по приказу, в меня попадают без промаха стрелы/Стал я привычней для них, чем их привычный колчан» «За спину руки загнув, повлекут за собой Благонравье, Скромность и всех, кто ведет с войском Амура борьбу» «Эта красивее той, а та красивее этой» «Casta, ut nemo rogavit» «Я победил! И триумфатором звать должно меня одного/…Я Коринну держу крепко в объятьях своих» «И о котурнах забыл: правил триумф свой Амур /Делаю то, что могу: обучаю науке любовной /Горе! Я сам удручен преподаваньем моим» «Если жену сторожить ты, дурень, считаешь излишним,/Хоть для меня сторожи, чтобы я жарче пылал» «Недостаточно он с нравами Рима знаком,/Ведь при начале его – незаконные Марсовы дети»

«Ты хороша, от тебя я не требую жизни невинной,/Жажду я в горе моем только не знать ничего». О смерти поэта Тибулла: «Если уносит судьба наилучших – простите мне дерзость,/Я усомниться готов в существованье богов»; «Пламя костра не тебя ль унесло, песнопевец священный, /Не устрашился огонь плотью питаться твоей» Элегия о себе: «Бога игривого мать без меня грубовата была бы, /Я родилась, чтобы ей верною спутницей быть». Про Элегию: «Даже уродство ноги лишь украшало ее». «Торопитесь, любовные песни! Есть еще время – а там труд величавее ждет». «Кроткий элегии стих! Игривая Муза, прощайте!/ После кончины моей труд мой останется жить»

нач.2 вв. н. э – «серебряный век» римской л-ры.

Период от смерти Августа до смерти Траяна (14-117 гг. н.э.) Императорская власть ничем не ограничена. После смерти Августа правит династия Юлиев-Клавдиев: Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон. Новая династия Флавиев приходит к власти после гражданских распрей 68-69 гг.н.э. (Историк Тацит: «Оказывается, императором можно стать не только в Риме, но и где-нибудь в другом месте»). Старая сенатская аристократия уходит во внутреннюю оппозицию, распространяется философия стоицизма – уход от перипетий внешней жизни в духовное противостояние. Расцвет риторики – искусства изящно излагать банальные мысли, небогатый запас идей для бессодержательной и поверхностной культуры господствующих классов.

Поэт нероновских времен – Лукан, автор «Фарсалии» - эпической поэмы о войне Цезаря с Помпеем.

Известна политическая, философская, драматургическая деятельность Луция Аннея Сенеки, воспитателя Нерона. Сенека – философ-стоик («Нравственные письма к Луцилию», «О стойкости мудреца» - о выдержке и умеренности, презрению к богатству и смерти). «Новый стиль» - отличный от цицероновского. Сенека пишет трагедии на мифологические сюжеты греков – своего рода ученая стилизация для чтения, не для сцены (см. «Федра», «Медея»). Исследователи его творчества отмечают выбор жестоких сюжетов, экзальтированность, отсутствие катарсиса, готовность не изменив фактам изменить концепцию. «Октавия» - историческая трагедия на римский сюжет (события 62 г.н.э.) – мифологизация реальных событий - возможно, Сенеке не принадлежит. Намеки на современность, холодное поучение подчиниться судьбе преобладают в пьесах Сенеки. Нет катарсиса.

 Сатирическая, критическая направленность доминирует в творчестве Петрония, прозванного при дворе Нерона «arbiter elegantiae» (автор бытописательно-авантюрного романа «Сатирикон» из жизни деклассированных низов, где изображен кризис всех тогдашних устоев (знаменитые эпизоды – «Эфесская матрона», «Пир Тримальхиона»); использована «мениппова сатира» - смесь стихов и прозы; «Сатирикон» - источник европейской сатирико-реалистической прозы), а также в творчестве Марциала (автор сборника сатирических эпиграмм).Марциал внес резкую инновацию в стареющую эпиграмматическую культуру - сделал эпиграмму насмешкой, краткой и меткой, великолепным документом бытового содержания своей эпохи. «Не найдешь у меня ни кентавров, ни гарпий, здесь всюду разит человеком». Но самый знаменитый римский сатирик – Ювенал («Ювеналов бич» - талант сатирика), создатель 16 сатир, запечатлевших упадок языческих нравов, пороки высшего римского общества (шестеро несут на шее одного - так передвигались на носилках богачи – и этот человек - подделыватель подписей), льстивое угодничество приближенных к власть имущим. Пушкин просит музу пламенной сатиры вручить ему Ювеналов бич.

Серебряный век – это и творчество Федра, баснописца; это книги историка Тацита «История» (события 68-96 гг.) и «Анналы» (события 14-68гг.), написанные «без гнева и пристрастия».

Поздняя империя. Творчество историка Светония, автора книги «Жизнь 12 цезарей» (от Юлия Цезаря до Домициана).

Последнее яркое произведение, завершающая страница античной литературы – (период поздней империи) – роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» – мистико-эротико-авантюрное повествование – срез нравов общества, неумолимо движущегося к концу. Распространение веры в колдовство, сверхприродное, мистика, вытесняющая философию – приметы времени, уже не надеющегося на рациональное решение проблем. (Пушкин в «Евгении Онегине»: «В те дни, когда в садах Лицея/ Я безмятежно расцветал/ Читал охотно Апулея/ А Цицерона на читал»). Юноша Луций увлечен магией, попадает к женщине-колдунье, служанка по ошибке превращает его не в птицу, а в осла. Свидетель, о котором не подозревают – прием изображения жизни во всей ее неприкрашенности. Образ осла и его злоключения скрепляют прихотливую сюжетную линию, в которой 12 вставных новелл, в т.ч. знаменитая сказка про Амура и Психею. Отчетлив религиозный синкретизм эпохи (Исида – Деметра, Кибела – Рея). Сама Исида говорит: «Иные называют меня Беллоной, иные…». Таким образом, сквозь множество имен проглядывает облик единого божества – своеобразное приближение монотеизма. (При этом сами приверженцы христианства изображены в романе как грязная секта). Но вместе с тем объективно идейная концепция романа – очищение, приближение к совершенству через страдания, мытарства, прозрение низости и греховности (Луций – юноша в образе осла – вернет свой человеческий облик, став жрецом Изиды) - своеобразно приближает языческую культуру к эпохе христианства.

 

               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: