с/х. аграрный вопрос смягчён. Рим завоёвывал территории, забирал 1/3,2/3 завоёванных земель. К середине 2 в. аграрный вопрос опять остро встал, т.к. значительная концентрация земель в руках немногих. В с/х по максимуму используется дешёвый рабский труд, из-за чего хозяйство велось успешно. От успешной внешней политики –большая масса денежного капитала. Этот капитал вкладывался в с/х. Но деньги вкладывались частично. Мало, но стабильно.
Политическое господство нобилитета – слияние верхушки плебеев и патрициев. Они использовали землю в своих интересах. В 367 г. установлен земельный максимум, но де факто не соблюдался. Концентрирование в своих руках большого количества земли.
италийские поместья 2-1 вв.- средние и крупные.
средние: Север. Не зерновой характер (виноград и пастбища).
крупные: Юг. Крупные зерновые хозяйства.
Специфика итальянского производства не чисто римская. Поместье продолжало существовать, но товарного характера не имело. Почва позволяет выращивать виноград, значит ½ под него, остального понемногу, т.е. специализация труда.
Обезземеливание мелких собственников. Причины:
- участки не навсегда прикреплялись к поместьям. Конкуренция между мелкими собственниками и нобилитетом.
- вводился дешёвый хлеб, значит те кто выращивали на своих участках зерновые разоряются;
- активная внешняя политика. Мелкие предприниматели отрывались от своих участков. Войны опустошали, сжигали в т.ч. и сами, чтобы не досталось противнику.
Рост денежного капитала:
Причины:
- успешные войны вели к большим контрибуциям.
- торговля, но пассивный характер.
-военнаядобыча;
- налоги. Откупная система на завоёванных территориях;
римские банки появились из меняльных контор – Арегантории, т.к. серебряные монеты.
В банке была бухгалтерия: вела счёт каждого клиента.
Ремесло:
В основном мелкое. Либо вольноотпущенники, либо рабы, Из-за активной внешней политики нет необходимости в развитии ремесла, промышленность не рентабельна, все необходимое вывозилось с завоёванных территорий.в ремесло деньги не вкладывались.
Римская религия.
христианство – высшая религия.
Язычество – низшая.
Римский миф (с 5-3 вв до н.э.)его суть: представления о Риме, как об избранном богами городе. Уготовленный для великой миссии. Оправданы завоевания Рима.падение царской власти и становление империи - важный момент. Справедливое государство, город.
В римской религии отсутствовал культ героев, т.е. царской власти – это прошлое и отрицательное.
Особенности римской религии:
- проблема источников (они специфичные, пространные; это археологические источники. полная информация с 3 в. до н.э) Их изучение даёт:
1. культ предков (характерно для любой языческой религии). Понятие фамилии (земля + рабы + постройки + имущество). Родовые культы (приобретают позже общее значение). Пенаты – хранители долга (добрые духи – божества, заботящиеся о благополучии семьи) они дома.
Лары – вне дома заботятся, в рамках участка.
Антари – на границе участков.
Им приносили человеческие жертвы. Позже образы заменяют изображениями.
У каждого члена семьи – свой гений – энергия, способности человека – выражение всего существа и одновременно его хранитель. Гений отца семейства особо почётен.
Юнона – гений жены, она облегчает роды.
Янус – бог дверей, охраняет дом.
После смерти человеческий дух в могиле, туда приносили еду. Если о родственниках не заботились, то они мстили – их называли лемуры.
Пантеон.
особенностью римских представлений о богах была абстрактность и безличность. Боги далеки от антропоморф. черты. (богиня растущего хлеба сущ-ет вне этого зерна, они едины). Римская религия противоположна греческой. Обожествление надежды, чести, согласия. Дробность божеств – большое кол-во, они окружают всегда. Обожествление местной природы. Сакральное отношение к текущей воде.нельзя полностью закрывать воду в кране, т.к. энергия воды должна будет идти. Богами были фонтаны и колонки. 13 окт. праздновался фантанолий.
Появилась троица:
- Юпитер (отец богов) = Зевс. «патер», высшее бодество.
- Марс (бог войны, был и аграрным божеством), его щит символ непобедимости Рима.
- Квирин (бог собинян,бог народного собрания и куриального собрания) другая ипостась Марса – мирного
Культ весты – хранительница домашнего очага, школа весталок (девочки от 6 -10 л. служили 30 л. обед безбрачия, если нарушали, то их хоронили заживо). Пользовались большим уважением, право самостоятельного распоряжения имуществом (в отличие от др. девушек Рима). По просьбе весталок могли помиловать приговорённых к смерти.
Венера – обилие, процветание прирды, богиня леса.
Меневра = Афина – покровительница ремёсел.
Сатурн – бог посевов. 1ый даёт римлянам пищу.
Вулкан = Гефест – кузнечное ремесло.
Римский пантеон не замкнутый. Римлянине не отказываются принимать и др. божеств. Многофункциональность божеств, некоторые теряли значение и меняли фу-ии. Во время войны римляне пытались узнать, кому молятся враги, чтобы переманить бога.
Тюхе – справедливая богиня, правосудие (фемида + Деметра).
Сильван – бог лесов, дикой природы, похититель новорожденных. Позже хранитель дома, покровитель соседства и честности.
Обряды.
от этрусков заимствована «дисциплина этрусков». Оказали внимание и греки. Вся религия сводится к обрядности.мелочные подробности, все правила должны быть соблюдены. Даже жрец не знали имени бога, чтобы враги не переманили. «Могущественный Юпитер, или как там тебе больше нравится».
понтифики – главные жрецы.
Во время праздников работать нельзя, только если очень необходимая работа.
Ауспиии – гадание по полёту птиц.
Молчание во время церемонии, желательно даже не думать. Не эмоциональная должна быть молитва. Практицизм римской религии.
Специфика римской религии:
- нет откровения, книг;
- ортопраксия – правильное использование ритуалов, обрядов.
Римская религия – социальная, связана с сообществом.человек – часть сообщества.
Популярны гадания: горуспики – гадатели по внутренностям животных.
авгуры – следили за полётом птиц и разгадывали волю богов. Римская религия – сухая, не удовлетворяет эмоциональные потребности людей, они ищут прибежище в философии.
Кризис римскойреспублии.
194-157 гг. массовая раздача земель.
оптиматы (наилучшие): -защищали интересы сенаторов; - отражади интересы высших слоёв власти.
Популяры (народ) -отражает интересы плепса; - стремление огр-ия аристократической власти; - за распространение прав римского гражданства на союзников. Во главе их братья Гракхи(Тиберий и Гай).
\