Экономика Рима 2-1 вв

 

с/х. аграрный вопрос смягчён. Рим завоёвывал территории, забирал 1/3,2/3 завоёванных земель. К середине 2 в. аграрный вопрос опять остро встал, т.к. значительная концентрация земель в руках немногих. В с/х по максимуму используется дешёвый рабский труд, из-за чего хозяйство велось успешно. От успешной внешней политики –большая масса денежного капитала. Этот капитал вкладывался в с/х. Но деньги вкладывались частично. Мало, но стабильно. 

Политическое господство нобилитета – слияние верхушки плебеев и патрициев. Они использовали землю в своих интересах. В 367 г. установлен земельный максимум, но де факто не соблюдался. Концентрирование в своих руках большого количества земли.

италийские поместья 2-1 вв.- средние и крупные.

средние: Север. Не зерновой характер (виноград и пастбища).

крупные: Юг. Крупные зерновые хозяйства.

Специфика итальянского производства не чисто римская. Поместье продолжало существовать, но товарного характера не имело. Почва позволяет выращивать виноград, значит ½ под него, остального понемногу, т.е. специализация труда.

Обезземеливание мелких собственников. Причины:

- участки не навсегда прикреплялись к поместьям. Конкуренция между мелкими собственниками и нобилитетом.

- вводился дешёвый хлеб, значит те кто выращивали на своих участках зерновые разоряются;

- активная внешняя политика. Мелкие предприниматели отрывались от своих участков. Войны опустошали, сжигали в т.ч. и сами, чтобы не досталось противнику.

Рост денежного капитала:

Причины:

- успешные войны вели к большим контрибуциям.

- торговля, но пассивный характер.

-военнаядобыча;         
- налоги. Откупная система на завоёванных территориях;

римские банки появились из меняльных контор – Арегантории, т.к. серебряные монеты.

В банке была бухгалтерия: вела счёт каждого клиента.

Ремесло:

В основном мелкое. Либо вольноотпущенники, либо рабы, Из-за активной внешней политики нет необходимости в развитии ремесла, промышленность не рентабельна, все необходимое вывозилось с завоёванных территорий.в ремесло деньги не вкладывались.

 

 


Римская религия.

христианство – высшая религия.

Язычество – низшая.

Римский миф (с 5-3 вв до н.э.)его суть: представления о Риме, как об избранном богами городе. Уготовленный для великой миссии. Оправданы завоевания Рима.падение царской власти и становление империи - важный момент. Справедливое государство, город.

В римской религии отсутствовал культ героев, т.е. царской власти – это прошлое и отрицательное.

Особенности римской религии:

- проблема источников (они специфичные, пространные; это археологические источники. полная информация с 3 в. до н.э) Их изучение даёт:

1. культ предков (характерно для любой языческой религии). Понятие фамилии (земля + рабы + постройки + имущество). Родовые культы (приобретают позже общее значение). Пенаты – хранители долга (добрые духи – божества, заботящиеся о благополучии семьи) они дома.

Лары – вне дома заботятся, в рамках участка.

Антари – на границе участков.

Им приносили человеческие жертвы. Позже образы заменяют изображениями.

У каждого члена семьи – свой гений – энергия, способности человека – выражение всего существа и одновременно его хранитель. Гений отца семейства особо почётен.

Юнона – гений жены, она облегчает роды.

Янус – бог дверей, охраняет дом.

После смерти человеческий дух в могиле, туда приносили еду. Если о родственниках не заботились, то они мстили – их называли лемуры.

Пантеон.

особенностью римских представлений о богах была абстрактность и безличность. Боги далеки от антропоморф. черты. (богиня растущего хлеба сущ-ет вне этого зерна, они едины). Римская религия противоположна греческой. Обожествление надежды, чести, согласия. Дробность божеств – большое кол-во, они окружают всегда. Обожествление местной природы. Сакральное отношение к текущей воде.нельзя полностью закрывать воду в кране, т.к. энергия воды должна будет идти. Богами были фонтаны и колонки. 13 окт. праздновался фантанолий.

Появилась троица:

- Юпитер (отец богов) = Зевс. «патер», высшее бодество.

- Марс (бог войны, был и аграрным божеством), его щит символ непобедимости Рима.

- Квирин (бог собинян,бог народного собрания и куриального собрания) другая ипостась Марса – мирного

Культ весты – хранительница домашнего очага, школа весталок (девочки от 6 -10 л. служили 30 л. обед безбрачия, если нарушали, то их хоронили заживо). Пользовались большим уважением, право самостоятельного распоряжения имуществом (в отличие от др. девушек Рима). По просьбе весталок могли помиловать приговорённых к смерти.  

Венера – обилие, процветание прирды, богиня леса.

Меневра = Афина – покровительница ремёсел.

Сатурн – бог посевов. 1ый даёт римлянам пищу.

Вулкан = Гефест – кузнечное ремесло.

Римский пантеон не замкнутый. Римлянине не отказываются принимать и др. божеств. Многофункциональность божеств, некоторые теряли значение и меняли фу-ии. Во время войны римляне пытались узнать, кому молятся враги, чтобы переманить бога.

Тюхе – справедливая богиня, правосудие (фемида + Деметра).

Сильван – бог лесов, дикой природы, похититель новорожденных. Позже хранитель дома, покровитель соседства и честности.

Обряды.

от этрусков заимствована «дисциплина этрусков». Оказали внимание и греки. Вся религия сводится к обрядности.мелочные подробности, все правила должны быть соблюдены. Даже жрец не знали имени бога, чтобы враги не переманили. «Могущественный Юпитер, или как там тебе больше нравится».

понтифики – главные жрецы.

Во время праздников работать нельзя, только если очень необходимая работа.

Ауспиии – гадание по полёту птиц.

Молчание во время церемонии, желательно даже не думать. Не эмоциональная должна быть молитва. Практицизм римской религии.

Специфика римской религии:

- нет откровения, книг;

- ортопраксия – правильное использование ритуалов, обрядов.

Римская религия – социальная, связана с сообществом.человек – часть сообщества.

Популярны гадания: горуспики – гадатели по внутренностям животных.

авгуры – следили за полётом птиц и разгадывали волю богов. Римская религия – сухая, не удовлетворяет эмоциональные потребности людей, они ищут прибежище в философии.

 

Кризис римскойреспублии.

194-157 гг. массовая раздача земель.

 оптиматы (наилучшие): -защищали интересы сенаторов; - отражади интересы высших слоёв власти.

Популяры (народ) -отражает интересы плепса; - стремление огр-ия аристократической власти; - за распространение прав римского гражданства на союзников. Во главе их братья Гракхи(Тиберий и Гай).

\

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: