Серапион Владимирский. О маловерии

 

Печаль глубокую ношу я в серд­це своем о вас, дети мои! Никак не измените вы дурных своих привы­чек, все богомерзкое творите на погибель души своей. Правду отри­нули, любви не имеете, зависть и лесть процветают в вас, и вознесся разум ваш! Обычай языческий приняли: волхвам веруете, и сжи­гаете огнем невинных людей. Где же вы найдете в писании, что люди властны над урожаем или неуро­жаем, что могут послать дождь или тепло? [...] Уже испытав гнев Бо­жий, все же думаете: если кто ви­сельника или утопленника похоро­нил, надо вырыть, чтобы не по­страдали люди. О безумье злое! О маловерие! Полно мы зла преис­полнены и в том не раскаиваемся! Потоп был при Ное не из-за удав­ленника, не из-за утопленника, но из-за людской неправды, как и все прочие кары неисчислимые. Драч-город сорок лет стоял и морем за­топлен был, ныне в море лежит. В польских землях от обилия дождя 600 человек утонуло, и других 200 в Перемышле утонули, и голод был 4 года. Там все это было в наше вре­мя за грехи наши! О, люди, это ли ваше раскаяние, тем ли вы Бога умилостивите, что утопленника или удавленника выроете? Этим ли Божие наказание хотите смягчить?

Лучше же, братья, отойдем от дурного, оставив все злодеяния, разбой, грабежи, пьянство, прелюбодейство, скупость, лихоимство, обиды, воровство, лжесвидетельст­ва, гнев, ярость, злопамятство, ложь, клевету, ростовщичество. Я, грешный, всегда учу вас, дети мои, велю вам каяться. Вы же не пре­кращаете злых дел. А если какая кара на вас от Бога придет, то еще более гневим Бога, распространяя приметы: из-за этого засуха, из-за этого дождь, из-за того — хлеб не родится. Распоряжаетесь вы Божиим творением, но почему о безу­мии своем не скорбите? Даже язычники, закона Божьего не ве­дая, не убивают единоверцев сво­их, не грабят, не обвиняют напрас­но, не клевещут, не крадут, не за­рятся на чужое; никакой язычник не продаст своего брата, а если ко­го постигнет беда, то искупят его и в нужде его помогут ему, и най­денное на торгу всем покажут. Мы же считаем себя православными, крещены во имя Божие, и заповеди его слышали, но всегда неправды исполнены: и зависть, и немило­сердие. Братьев своих грабим, не­верным их продаем; если б могли, доносами, завистью съели бы друг друга, но Бог нас охраняет. Вель­можа или простой человек — каж­дый добычи желает, ищет, как бы обидеть кого. Окаянный, кого по­едаешь?! Не такого ли человека, как и ты? Не зверь он и не инове­рец! Зачем же плачь и проклятья на себя навлекаешь? Или ты бес­смертен? Или же ждешь Божиего суда и воздаяния каждому по заслугам его? Ото сна пробуждаясь, ведь не на молитву ты мысли на­правляешь, а на то, как бы кого оз­лобить, ложью пересилить кого! Если не оставите это, то еще гор­шие беды ожидают вас! Потому, молясь, вам говорю: примем сер­дечное раскаяние — тогда Бог ос­тавит гнев свой, отвратимся от всех злодеяний - и Господь Бог обра­тится к нам. Ведь знаю я и вам го­ворю, что за мои грехи все несча­стья творятся. Придите же со мной на покаяние, и умолим Бога, ибо знаю я, что если покаемся, то бу­дем помилованы, если же вы не ос­тавите безумия и неправды, то увидите еще худшее после. Богу нашему слава.

1275 г.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси XI - XVII вв. М.,1987.С. 120-122.

 

Раздел 2. Исторические представления древнерусских авторов Московского царства

Основные идеи древнерус­ской литературы конца XV-XVI веков. были связаны с процес­сом образования единого Рос­сийского государства с центром в Москве (Московского царст­ва). Они иллюстрировали вто­рой в отечественной истории ви­ток государственности на рус­ской земле. В новых историче­ских условиях конца XV-XVI веков. древнерусские книжники демонстрировали:

- представления о мировой истории;

- представления   о месте Руси в мировой истории;

- концепцию отечественной истории периода уделов и Мос­ковского царства;

- представления о государ­ственной власти;

- представления о челове­ке, об иерархии ценностей в обществе периода Московского царства.

Данная проблематика сочи­нений конца XV-XVI веков. Мос­ковского периода обнаруживает удивительное сходство с про­блематикой сочинений ХI-XII веков. Киевского периода. Это лишний раз доказывает похо­жесть политических и социокультурных процессов Киев­ской Руси и Московского цар­ства как государственных обра­зований, разделенных хроноло­гически и частично территори­ально. Она свидетельствует о сходстве масштабов и глубины национального самосознания в древнерусский и великороссий­ский периоды отечественной ис­тории.

Основными сочинениями, где указанные идеи нашли яр­кое выражение, являются: па­мятники официального москов­ского летописания - московские своды 1471 и 1470 годов; Вос­кресенская летопись середины XVI века.; Никоновская летопись середины XVI века.; «Царственная книга» Лицевого летописного свода, отредактированная, ве­роятно, лично Иваном IV в конце 70-ых годов XVI века; •«Сказание о князьях Влади­мирских» начала XVI века, автор неизвестен, в основе - сочине­ние начала XVI века тверского инока Спиридона - Саввы; «Книга степенная царского ро­дословия» 1560-1563 годов, авто­ры-кураторы: духовник Ивана IV митрополит Афанасий и ми­трополит Макарий; «Послание старца Елеазарова монастыря Филофея Василию III», 1515-1521 гг.; «Послание Филофея царю Ивану Васильевичу», поз­днее 1547 года; Иосиф Волоцкий «Просветитель», 1494 -1506 годов.; «Слово об осуждении еретиков» с 1505 года до 1515год.; Нил Сорский «Предание ученикам сво­им», «Устав о жительстве скит­ском», до 1507года; Ф.В.Курицын «Повесть о Дракуле», до 1504 года; Ф.Карпов «Послание митрополиту Даниилу», начало XVI века; «Валаамская беседа», 1551года.; А.М.Курбский «История о великом князе Мо­сковском», 1573 года; переписка А.М.Курбского и Ивана IV, 1564-1579 годы; «Повесть о похо­де Ивана IV на Новгород в 1570году», автор неизвестен; Максим Грек «Послание Федору Карпо­ву», диалоги: «Беседа души и ума», «Беседа ума и души», первая половина XVI века; «До­мострой», начало XVI века, автор неизвестен, первая редакция принадлежала Сильвестру; Ермолай-Еразм «Правительница», середина XVI века.

 

I.II Представления о мировой истории,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: