Рынки сбыта товаров и услуг

Тема 7.2 Бизнес - план предприятия

План занятия

1. Цель занятия:

1.1 Ознакомиться с типами бизнес – планов.

1.2 Получить представление о структуре бизнес – плана.

2. Организационный момент.

3. Тематический план:

3.1 Типы бизнес – планов.

3.2 Структура бизнес – плана.

3.2.1 Характеристика фирмы.

3.2.2 Виды товаров и услуг.

3.2.3 Рынки сбыта товаров и услуг.

3.2.4 Конкуренция на рынках сбыта.

3.2.5 План маркетинга.

3.2.6 Производственный и организационный планы.

3.2.7 Финансовый план.

 

Литература: Л.Н. Чечевицына Экономика предприятия стр. 326-332

 

Типы бизнес – планов

 

Бизнес–план - это один из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Он показывает, что должен сделать руководитель для эффективной работы организации.

Бизнес-план помогает решать ряд задач:

ü обоснование экономической целесообразности приоритетных направлений развития фирмы;

ü расчет ожидаемых финансовых результатов: объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

ü определение потенциального источника финансирования;

ü подбор специалистов, необходимых для реализации данного плана.

Практика планирования выделяет несколько типов бизнес – планов. Каждый тип бизнес – плана имеет свои особенности.

 

В России выделяют 4 типа бизнес – планов:

1. Внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования.

2. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств.

3. Инвестиционный бизнес-план.

4. Бизнес-план финансового оздоровления (санации).

Внутренний бизнес-план не имеет особых внешних требований. Он должен быть приспособлен, адаптирован к внутренней системе учета и планирования. Системность планирования предусматривает охват всего цикла заготовки материальных ресурсов, производства, реализации продукции. Объем бизнес-плана не должен превышать 25 страниц текста. Это объективное требование принято во многих странах мира.

 В бизнес-плане для получения кредитов необходимо максимально сократить использование информации, составляющую коммерческую тайну субъекта хозяйствования. Отсутствие осторожности иногда приводит к краже коммерческих тайн, технологических секретов. В то же время, информация должна быть сбалансирована. Стратегически важно в бизнес-плане учесть интересы конкретных инвесторов – обеспечить возвратность кредита и своевременную уплату процентов за пользование кредитом. Любой кредитор руководствуется, прежде всего, не гуманными соображениями, а принципами коммерческой выгоды. Лучше сосредоточиться на обеспечении выполнения условий кредитного договора.

Инвестиционный бизнес – план должен предусматривать: строительство, производство, реализацию продукции. Объем реализованной продукции должен дать такую массу чистой прибыли, которая обеспечит возврат кредита.

Бизнес-план финансового оздоровления (санации) имеет особый статус. Он заполняется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности. Данный план предполагает финансовое оздоровление предприятия, его санацию.

 

Структура бизнес-плана

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

  • характеристика фирмы (резюме);
  • виды товаров (услуг);
  • рынки сбыта товаров (услуг);
  • конкуренция на рынках сбыта;
  • план маркетинга;
  • производственный план;
  • организационный план;
  • правовое обеспечение деятельности фирмы; оценка риска и страхования;
  • финансовый план;
  • стратегия финансирования.

 

2.1 Характеристика фирмы.

 Объем данного раздела не дол­жен превышать нескольких страниц. Изложение должно быть простым и понятным. Желательно сократить до мини­мума использование специальных терминов. Подготовка этого раздела играет большую роль, поскольку, если он не произведет благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, дальнейшее рассмотрение плана может ока­заться под вопросом.

В целом резюме предписано дать ответы будущим инве­сторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционе­рам) на вопросы: «Что они получат при успешной реализа­ции данного плана?» и «Каков риск потери ими денег?».

Этот раздел разрабатывается на самом завершающем этапе составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.

В данном разделе определяются в приоритетном порядке все направления деятельности организации, целевые рынки по каждому направлению и место организации на этих рын­ках. По каждому из направлений намечаются цели, к которым стремится организация, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каж­дой стратегии назначаются ответственные лица.

В целом в этом разделе помещается информация, да­ющая представление о фирме, в том числе все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

Оценка риска. В разделе бизнес-плана следует изложить вопросы о возникновении прогнозируемых рисков, указать внешние и внутренние факторы их появления, последствия рисков, выбрать пути их минимизации. Целесообразно пред­ложить мероприятия по управлению предпринимательскими рисками. Желательно, чтобы предприниматель создал де­нежные резервные фонды в целях минимизации убытков.

Виды товаров и услуг

Данный раздел бизнес-плана содержит характеристику всех товаров и услуг, которые производит или оказывает организация. Написанию раздела предшествует большая предварительная работа по выбору товаров или услуг, кото­рые должны стать основой бизнеса фирмы. В нем необходи­мо дать описание всех существующих и новых товаров и ус­луг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:

1) какие товары (услуги) предлагаются фирмой (дать их описание);

2) каково наглядное изображение товара (это может быть фотография или рисунок);

3) каково название товара;

4) какие потребности (настоящие и потенциальные) при­званы удовлетворять предлагаемые товары, услуги;

5) насколько изменчив спрос на данные товары (услуги);

6) дорогие ли эти товары (услуги);

7) насколько данные товары (услуги) отвечают требова­ниям законодательства;

8) на каких рынках и каким образом они продаются;

9) почему потребители отдают предпочтение данным то­варам (услугам) фирмы: что составляет их основное пре­имущество; в чем их недостатки;

10) какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления;

11) каковы цены, по которым продаются товары (услу­ги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги);

12) каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг);

13) имеет ли данный товар фирменную марку;

14) как организовано послепродажное обслуживание дан­ных товаров, если это технические изделия и т.д.

Рынки сбыта товаров и услуг

Этот раздел направлен на изучение рынков и позволя­ет предпринимателю четко представить, кто будет поку­пать его товар и где его ниша на рынке. Прежде всего предпринимателю необходимо найти ответ на следу­ющие вопросы:

1) на каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой;

2) какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги);

3) что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каж­дом из этих сегментов;

4) каковы перспективы изменения потребностей покупа­телей в каждом из сегментов рынков;

5) как предполагается реагировать на эти изменения;

6) каким образом происходит изучение потребностей и спроса;

7) какова общая. и импортная емкости каждого нацио­нального рынка и используемого сегмента по всем товарам(услугам) фирмы;

8) каковы прогнозы развития емкости сегментов на каж­дом из рынков;

9) какова реакция рынка на новые товары (услуги);

10) проводятся ли тестирование рынка и пробные про­дажи?

После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес­ плана необходимо представить:

  • оценку потенциальной емкости рынка;
  • оценку потенциального объема продаж;
  • оценку реального объема продаж.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: