Тема 7.2 Бизнес - план предприятия
План занятия
1. Цель занятия:
1.1 Ознакомиться с типами бизнес – планов.
1.2 Получить представление о структуре бизнес – плана.
2. Организационный момент.
3. Тематический план:
3.1 Типы бизнес – планов.
3.2 Структура бизнес – плана.
3.2.1 Характеристика фирмы.
3.2.2 Виды товаров и услуг.
3.2.3 Рынки сбыта товаров и услуг.
3.2.4 Конкуренция на рынках сбыта.
3.2.5 План маркетинга.
3.2.6 Производственный и организационный планы.
3.2.7 Финансовый план.
Литература: Л.Н. Чечевицына Экономика предприятия стр. 326-332
Типы бизнес – планов
Бизнес–план - это один из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Он показывает, что должен сделать руководитель для эффективной работы организации.
Бизнес-план помогает решать ряд задач:
ü обоснование экономической целесообразности приоритетных направлений развития фирмы;
ü расчет ожидаемых финансовых результатов: объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
ü определение потенциального источника финансирования;
|
|
ü подбор специалистов, необходимых для реализации данного плана.
Практика планирования выделяет несколько типов бизнес – планов. Каждый тип бизнес – плана имеет свои особенности.
В России выделяют 4 типа бизнес – планов:
1. Внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования.
2. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств.
3. Инвестиционный бизнес-план.
4. Бизнес-план финансового оздоровления (санации).
Внутренний бизнес-план не имеет особых внешних требований. Он должен быть приспособлен, адаптирован к внутренней системе учета и планирования. Системность планирования предусматривает охват всего цикла заготовки материальных ресурсов, производства, реализации продукции. Объем бизнес-плана не должен превышать 25 страниц текста. Это объективное требование принято во многих странах мира.
В бизнес-плане для получения кредитов необходимо максимально сократить использование информации, составляющую коммерческую тайну субъекта хозяйствования. Отсутствие осторожности иногда приводит к краже коммерческих тайн, технологических секретов. В то же время, информация должна быть сбалансирована. Стратегически важно в бизнес-плане учесть интересы конкретных инвесторов – обеспечить возвратность кредита и своевременную уплату процентов за пользование кредитом. Любой кредитор руководствуется, прежде всего, не гуманными соображениями, а принципами коммерческой выгоды. Лучше сосредоточиться на обеспечении выполнения условий кредитного договора.
Инвестиционный бизнес – план должен предусматривать: строительство, производство, реализацию продукции. Объем реализованной продукции должен дать такую массу чистой прибыли, которая обеспечит возврат кредита.
|
|
Бизнес-план финансового оздоровления (санации) имеет особый статус. Он заполняется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности. Данный план предполагает финансовое оздоровление предприятия, его санацию.
Структура бизнес-плана
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
- характеристика фирмы (резюме);
- виды товаров (услуг);
- рынки сбыта товаров (услуг);
- конкуренция на рынках сбыта;
- план маркетинга;
- производственный план;
- организационный план;
- правовое обеспечение деятельности фирмы; оценка риска и страхования;
- финансовый план;
- стратегия финансирования.
2.1 Характеристика фирмы.
Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Изложение должно быть простым и понятным. Желательно сократить до минимума использование специальных терминов. Подготовка этого раздела играет большую роль, поскольку, если он не произведет благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, дальнейшее рассмотрение плана может оказаться под вопросом.
В целом резюме предписано дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на вопросы: «Что они получат при успешной реализации данного плана?» и «Каков риск потери ими денег?».
Этот раздел разрабатывается на самом завершающем этапе составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.
В данном разделе определяются в приоритетном порядке все направления деятельности организации, целевые рынки по каждому направлению и место организации на этих рынках. По каждому из направлений намечаются цели, к которым стремится организация, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии назначаются ответственные лица.
В целом в этом разделе помещается информация, дающая представление о фирме, в том числе все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
Оценка риска. В разделе бизнес-плана следует изложить вопросы о возникновении прогнозируемых рисков, указать внешние и внутренние факторы их появления, последствия рисков, выбрать пути их минимизации. Целесообразно предложить мероприятия по управлению предпринимательскими рисками. Желательно, чтобы предприниматель создал денежные резервные фонды в целях минимизации убытков.
Виды товаров и услуг
Данный раздел бизнес-плана содержит характеристику всех товаров и услуг, которые производит или оказывает организация. Написанию раздела предшествует большая предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы. В нем необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:
1) какие товары (услуги) предлагаются фирмой (дать их описание);
2) каково наглядное изображение товара (это может быть фотография или рисунок);
3) каково название товара;
4) какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги;
5) насколько изменчив спрос на данные товары (услуги);
6) дорогие ли эти товары (услуги);
7) насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства;
8) на каких рынках и каким образом они продаются;
9) почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы: что составляет их основное преимущество; в чем их недостатки;
10) какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления;
|
|
11) каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги);
12) каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг);
13) имеет ли данный товар фирменную марку;
14) как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия и т.д.
Рынки сбыта товаров и услуг
Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке. Прежде всего предпринимателю необходимо найти ответ на следующие вопросы:
1) на каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой;
2) какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги);
3) что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов;
4) каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков;
5) как предполагается реагировать на эти изменения;
6) каким образом происходит изучение потребностей и спроса;
7) какова общая. и импортная емкости каждого национального рынка и используемого сегмента по всем товарам(услугам) фирмы;
8) каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков;
9) какова реакция рынка на новые товары (услуги);
10) проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?
После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес плана необходимо представить:
- оценку потенциальной емкости рынка;
- оценку потенциального объема продаж;
- оценку реального объема продаж.