Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы; установить источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными; сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Необходимо кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг).
При возможности выяснить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги). Следует отметить достоинства и недостатки конкурирующих организаций; определить сферу каждого конкурента на рынке; показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная. Желательно провести диагностику конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений.
|
|
Для каждого из целевых рынков надо сравнить транспортные затраты с затратами у конкурентов, качество продуктов и упаковки, сопоставить возможности снижения цен. Также нужно иметь представление о рекламной кампании и имидже фирм.
План маркетинга
Раздел, посвященный маркетингу, считается одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех.
Предприниматель должен не просто представить концепцию, но и «продать» бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами. Помимо этого, содержание раздела должно быть доступно широкому кругу лиц - от менеджеров до членов совета директоров.
В зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на рынке с точки зрения состояния спроса, различают несколько типов маркетинга:
- конверсионный маркетинг. Связан с наличием негативного спроса, т.е. с ситуацией, когда большинство потребителей отвергают данный товар или услугу. Задача в этом случае состоит в разработке такого плана маркетинга, который будет способствовать зарождению спроса на соответствующие товары (услуги);
- стимулирующий маркетинг. Ассоциируется с наличием товаров, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности покупателей. План маркетинга должен определить причины безразличия и наметить пути по его преодолению;
- развивающий маркетинг. Определяется с формирующимся спросом на новые товары. Используется в ситуациях, когда есть потенциальный спрос. Задача маркетинга состоит в превращении потенциального спроса в реальный;
- поддерживающий маркетинг. Используется при соответствии уровня спроса уровню предложения. В этом случае необходимо проводить продуманную политику цен, целенаправленно осуществлять рекламную деятельность и т.п.;
- демаркетинг. Применяется при чрезмерном превышении спроса над предложением. Чтобы у потребителей не создалось негативного представления о возможностях фирмы удовлетворить запросы покупателей, проводится повышение цен, свертывание рекламной деятельности и т.п. Одновременно принимаются меры по увеличению выпуска продукции, пользующейся чрезмерно высоким спросом;
- противодействующий маркетинг. Вводится для снижения спроса, который с точки зрения общества расценивается как иррациональный.
Вот основные проблемы, которые должны быть рассмотрены в данном разделе:
|
|
определение спроса и возможности рынка. В этой части раздела следует обосновать спрос на товар (услугу). Часто полезно начинать анализ рынка с представления общей картины, сложившейся в отрасли.
конкуренция и другие внешние факторы. Практически всегда на работу организации будут оказывать влияние внешние факторы, которые она способна контролировать лишь в незначительной мере либо вообще не способна делать это. Наиболее значительным из них является конкуренция;
степень конкуренции. Цель в данном случае заключается в анализе того, что может составить подлинную конкуренцию и ответную реакцию на нее. будущие источники конкуренции. В то время как некоторые, как правило устаревшие, производства пребывают в состоянии стабильности и развиваются постепенно, имеется множество динамичных рынков, которые находятся в состоянии быстрого и непрерывного изменения. Озабоченность по поводу будущей конкуренции особенно важна при разработке нового продукта или услуги, когда велика вероятность появления конкурентов в новой отрасли;
стратегия маркетинга. Определив соответствующий рынок и его возможности, необходимо остановиться на том, как планируемый бизнес будет использовать эти возможности.
стратегия сбыта и распределения. Необходимо определить, как бизнес намерен довести свои товары и услуги до потребителя. Прибегнет ли он к собственной службе сбыта или же будут использованы дилеры, дистрибьюторы, посредники? При собственной службе сбыта следует указать, требуется ли специальная подготовка для ее работников. Ответ на этот вопрос во многом зависит от специфики товара;
стратегия ценообразования. Одним из важнейших элементов плана маркетинга является ценообразование. Цена связана с такими факторами маркетинга, как характеристика и образ товара и фирмы и др. Цена на товар должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобы цены должным образом отражали уровень качества и имидж фирмы, который она хочет создать для своей продукции. При анализе используемых на фирме способов ценообразования целесообразно исходить из следующих положений.
реклама, связи с общественностью, продвижение товара. Многие начинающие или находящиеся на ранней стадии развития фирмы не обладают значительными средствами для рекламы, если вообще их имеют.
Производственный и организационный планы
Этот раздел готовится только теми предпринимателями, которые занимаются производством товаров. При написании следует ответить на следующие вопросы:
1) где будут изготавливаться товары - на действующем или вновь создаваемом предприятии;
2) насколько удачно выбрано месторасположение фирмы исходя из близости к рынку, поставщикам, доступности рабочей силы, транспорта и т.д.;
|
|
3) какие производственные мощности потребуются и как они будут вводиться год от года;
4) какие основные средства потребуются для организации производства;
5) какова динамика их изменения на перспективу;
6) какие возможны затруднения при организации производства;
7) где, у кого и на каких условиях закупается сырье;
8) какова схема производственных потоков;
9) предусмотрена ли охрана окружающей среды;
10) каковы будут издержки производства;
11) какова динамика их изменений?
Раздел «Организационный план» характеризует уровень управления организацией, квалификацию и опыт работы самого предпринимателя и его сотрудников.
Прежде всего необходимо рассмотреть организационную структуру фирмы, показать связи и разделение ответственности.
Особое внимание нужно уделить проблеме отбора и оценки персонала. Важно подробно объяснить, как будет проводиться набор сотрудников, их подготовка и оплата труда. Как правило, кадровая политика решает следующие вопросы:
- принципы отбора сотрудников; принципы найма;
- создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
- систему продвижения работников по служебной лестнице.
Следует кратко изложить вопрос о технических средствах управления и обработки экономической информации, необходимой для управления организацией.
Финансовый план
- Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств. В данном разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов:
- оперативный план (отчет);
- план (отчет) доходов и расходов;
- план (отчет) движения денежных средств;
- балансовый отчет (план).
Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Разработкой этого документа занимается маркетинговая служба.
План (отчет)о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли организация прибыль от реализации каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой организации по каждому виду товаров.
|
|
План (отчет) о движении денежных средств демонстрирует процесс поступлений и расходования финансовых средств в процессе деятельности организации. Его разрабoткой, как правило, занимается финансовый отдел.
Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансовой деятельности организации за отчетный период. Он обычно разрабатывается бухгалтерией.
В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.
Заключительным документом является балансовый отчет. Он содержит полный перечень активов фирмы и пассивов. Этот документ показывает чистую стоимость и ликвидность организации. Кредиторы, как правило, запрашивают балансовый отчет. Последний также необходим при подаче налоговой декларации.