В конституционном развитии Англии XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров

Хабеас корпус акт 1679 г.

 

Хабеас корпус акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями) был принят 26 мая 1679 г.

Он содержит

- гарантию от бессудных арестов,

- гарантирует независимость депутатов,

- горизонтальную структуру парламента.

Появился Хабеас Корпус Акт по инициативе партии Вигов как гарантия для оппозиции, провозгласив неприкосновенность личности.

Арестованное лицо вправе обратиться с просьбой выдать приказ Хабеас корпус доставить тело арестованного к лорду-канцлеру или судьям. За отказ – штраф для судьи (в сумме 500 фунтов) в пользу потерпевшего и отстранение от должности.

Акт давал гарантию от судебных преследований.

34 Развитие конституционной монархии в Англии. Формирование парламентарной монархии.

В конституционном развитии Англии XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

Парламент. Как и прежде, парламент Англии был двухпалат­ным. Верхняя палата (палата лордов) состояла из лиц, занимаю­щих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля.

Нижняя палата (палата общин) формировалась на основе избирательного права. Обе политические партии (тори и виги) стре­мились ограничить круг избирателей, однако виги отстаивали иму­щественный ценз вообще, а тори — ценз земельный.

В 1710 г. был издан закон, установивший высокий имущественный ценз. Господство аристократии в парламенте обеспечивали высокий имущественный ценз и старая средневеко­вая избирательная система.

С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, тем самым передав парламенту всю полноту законодатель­ной власти.

В 1716 г. был принят Семилетний акт, продлевающий срок полномочий парламента до семи лет. Это сделало его еще более независимым от короны, как, впрочем, и от избирателей. Заседа­ния парламента проходили тайно, лица, разглашавшие суть парла­ментских прений, подвергались преследованию. Парламент прочно занял свое место в системе государственной власти.

Кабинет министров. В XVIII в. в Англии был создан кабинет министров — орган, занимающий особое место в государственном строе.

Лишив короля законодательной власти, парламент стремился ограничить его деятельность в исполнительной области, оттеснив монарха от управления делами кабинета и поставив деятельность кабинета под свой контроль. Это вполне успешно было достигнуто с помощью конституционного прецедента.

Согласно одному из первых неписаных правил, обеспечивающих самостоятельность кабинета министров, кабинет заседает без короля. Утверждался принцип неответственности монарха лишал его реальной власти. Ни одну из многочисленных прерогатив ко­роль не мог осуществить самостоятельно.

В течение XVIII в. продолжает развиваться важнейшая функ­ция парламента — финансовая. Был установлен прямой контроль над всеми государственными финансами, что безусловно способст­вовало усилению могущества парламента.

Конституционная монархия переросла в парламент­скую, отличительной чертой которой является существование от­ветственного правительства. Такое правительство формируется из лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и коллективно ответственно перед палатой общин.

 

35 Избирательные реформы 1832, 1867, 1884 - 1885 гг. в Англии.

Закон 1832 года лишил 56 «гнилых местечек» права представительства в парламенте, а 30 «гнилых местечек» могли впредь посылать в парламент по одному депутату вместо двух. Крупные промышленные города получили право парламентского представительства. Таким образом, в результате реформы мандаты были перераспределены.

Закон о реформе предоставил избирательное право мужчинам, достигшим 21 года, уплачивающим налог на бедных и имеющим недвижимость (в графствах — землю, в городах — строение), дающую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. В результате реформы право голоса получили земельные арендаторы (до того времени лишенные избирательного права), имею­щие годовую ренту не менее 50 фунтов стерлингов. Установлен был и ценз оседлости — 6 месяцев.

В результате реформы число избирателей увеличилось до 652 тыс. Однако рабочие и мелкая буржуазия, так упорно боров­шиеся за избирательные права, не получили их. Не было ликвидировано неравенство избирательных округов, и сохранялось открытое голосование. Парламентская реформа 1832 г. обеспечила представительство в парламенте промышленной буржуазии. Эта реформа явилась результатом компромисса землевладельческой аристократии и промышленной буржуазии.

Реформа 1867 г. предусматривала новое перераспределение депутатских мест: 11 «местечек» были совсем лишены права выбора депутатов в палату общин, а 35 «местечек» сохранили право выбора лишь одного депутата. Освободившиеся мандаты были переданы крупнейшим промышленным городам и графствам.

Новый закон значительно изменил избирательное право жителей городов: оно предоставлялось всем владельцам или съемщикам домов, уплачивающим налог в пользу бедных, и квартиронанимателям, уплачивающим в год не меньше 10 фунтов стерлингов арендной платы (при цензе оседлости один год).

В графствах право голоса получили землевладельцы, имеющие с менее 5 фунтов стерлингов годового дохода, а также наниматели или владельцы помещений с доходностью не ниже 12 фунтов стерлингов.

В результате реформы 1867 г. общее число избирателей увеличилось больше чем на миллион. Однако 2/3 мужского населения Англии (основная масса рабочих, не говоря о женщинах) по-прежнему были лишены избирательных прав. До 1872 г. сохранялось открытое голосование. Сохранялось и старое, неравно­мерное распределение избирательных округов.

Законом 1884 г. в городах отменялся имущественный ценз, а в графствах право голоса получили мелкие арендаторы на условиях, предъявляемых городским жителям реформой 1867 г. В результате этой реформы число избирателей было увеличено вдвое.

Закон 1885 г. произвел новое перераспределение мест: 105 «местечек», имевших менее 16 тыс. жителей, лишились самостоятельного представительства; города с населением менее 57 тыс. жителей получили по одному месту; более крупным городам число мандатов было увеличено. Города и графства были разделены на округа (округ охватывал 50—54 тыс. жителей), выбиравшие по одному депутату.

36 Образование США.Декларация независимости 1776г. Статьи конфедерации 1781г.

На протяжении 17-18 вв на побережье Атлантического океана образ-сь 13 колонии Англии.Они имели разл.статус.Там были: корол.колонии во гл. с губернат., частновладельческие колонии и т.д.НО! Общ. Было:наличие общего права; наличие выборного законодательства.На протяжении 18в. м/у колониями и метрополией обостряются противоречия.

Причина обострения противоречий:

Стремление метрополии превратить колонии в аграрно-сырьевой придаток. Америк.буржуазия не выдерживала конкурен.с англ.буржуазией.

Принцип Англии: «Ни одного гвоздя не будет произведено в колонии» Противоречия носили эк-кий хар-р.

Война за независимость 1774-83гг

С целью усиления колонистов созыв.континент.конгресс. И с 3 конт.конгресса — Декларация Независимости (1776г).Колонисты объявляют всему миру свои цели и задачи.

Осн.идеи декларации:

1)Идея естественных прав человека, все люди сотворены равными...Жизнь, свобода и стремление к счастью.

2)Идея общ-го договора. Для обеспеч.прав учреждены спец.Согласие подвластных.И если прав-во нарушает эти права, то подвластные получают право на восстание.

3)В случае нарушения прав — подвластные получают право на восстание.Колонисты объявляют разрыв с метрополией.

Далее, колонисты излагают обширный перечень обид,претеснений,ущемлений прав.

Завершается декларация (3 часть)провозглашением отделения 13 независимых гос-в(штатов) от Англии. В ходе войны возникла необходимость объедин.ресурсов штатов для успешного отражения англ.войск -->Создается конфедерация 1781.

Отриц.достоинства конфедерации:

1.Конфедерация США — это не союзное гос-во, а союз самост-х кос-в

2.Статьи конф-ции — это не основной закон гос-ва, а разновид-ть м/ународного договора.

3.Внешний орган крнф-ции — Конгресс(собрание дипломюагентов) — а это не парламент

«-» конф-ции:

1.Узость полномочий конгресса (внеш.политика, торговля и война)

2.Организационное бессилие

3.Отсутствовала единая финансовая система

4.Не было властной вертикали, все решения конгресса исполнялись исполнительными органами штатов.

Конгресс состоял из делигатов из 13 штатов в кол-ве 2-7 человек.Для принятия важных решений требовалось 9 голосов из 13. Закономерно то, что конф-ция начала разваливаться после победы в войне за независимость. Конф-ция была «верёвкой из песка»

 

37 Конституция США 1787 г. Американский билль о правах.

Конституция 1787 г. В 1787 г. в Филадельфии собрался Кон­ституционный конвент, на который 12 штатов прислали 55 делегатов. Конституция 1787 г. в главных положениях функ­ционирует и ныне. Одним из определяющих начал, положенных и основу этого документа, явилось разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть вручалась Конгрессу, состоящему из двух палат — сената и палаты представителей. Его важнейшей прерогативой было законодательство, прежде всего финансовое (бюджет, налоги и т. д.). В этой области обе палаты наделялись равными правами за некоторым исключением: законопроекты от­носительно налогов должны были исходить от палаты представи­телей, сенат мог предлагать поправки. Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней (по истечении этого срока законо­проект считался принятым). Если президент отклонял законопро­ект, Конгресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 2/з голосов в обеих палатах, т. е. предусматривалось отлагатель­ное вето президента.

Исполнительную власть возглавлял президент, который наделялся правомочиями главы государства и главы правительст­ва. Как глава государства он был главнокомандующим, имел пра­во помилования и отсрочки исполнения приговоров, «по согласию и совету» сената назначал послов и других высших должностных лиц, созывал палаты Конгресса в экстренных случаях, а также осуществлял некоторые другие полномочия. Как глава правитель­ства президент руководил текущим управлением страной с помо­щью подчиненного ему государственного аппарата, издавал адми­нистративные распоряжения, которые не должны, однако, выхо­дить за рамки законов.

Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: