Б-14 Основные требования к оформлению научного исследования

Прежде всего, остановимся на основных требованиях к содержа­нию излагаемого исследовательского материала.По мнению В.И. Загвязинского, к ним относятся: концептуальная направленность, сущностной анализ и обобщение, аспектная определенность, сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным, определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов, четкое выделение нового и авторской позиции, мера в сочетании однозначности и вариативности, конструктивность рекомендаций. Кратко изложим их. Более подробно эти требования раскрыты при изложении вопроса о качественном анализе полученных данных. Концептуальная направленность определяется системой исход­ных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности. Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубо­кое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не оставаться на поверхности явлении, не ограничиваться констатацией, а приходить к выяснению причин, факторов и пер­спектив развития. Аспектная определенность предполагает рассмотрение пробле­мы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с ин­дивидуально-личностным задано в педагогике изначально. Это оп­ределяется пониманием сущности воспитания как единства про­цессов социализации и индивидуализации. Вот почему изолиро­ванное от социальной среды рассмотрение любых объектов и свя­зей в нем неправомерно. Определенность и однозначность употребляемых понятий и тер­минов. Данное требование не является абсолютным, так как в пе­дагогике многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна. Полисемия (многозначность) вообще присуща русскому язы­ку, что имеет для научного изложения как положительные (увели­чиваются выразительные возможности языка), так и отрицатель­ные последствия (неопределенность и многозначность терминов). Однако следует все же стремиться к определенности каждого по­нятия и к однозначности обозначающего это понятие термина. Для чего целесообразно в самом начале изложения привести четкие определение тех терминов, которыми исследователь будет оперировать на протяжении всего изложения материала. Четкое выделение нового, найденного в исследовательском по­иске и авторской позиции. Это не обязательно новые идеи и подхо­ды. Быть может, это формы или организационные структуры, спо­собы адаптации уже найденных подходов в специфических усло­виях или модернизированные методики. Мера в сочетании однозначности и вариативности во многом определяется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых исследователь настаивает, которые в его представлениях однозначно верны (например: человек – главное богатство и са­моцель развития общества; значительная роль среды в формиро­вании личности; суверенность личности; отношения как предмет педагогической деятельности и др.), и положений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и условий воспита­тельной среды, ситуации развития и воспитания, особенностей воспитуемых, способностей воспитателей. Почти никогда нельзя утверждать, что найденное решение или используемый набор средств – самые лучшие и единственно разумные. Чаще всего, как говорят, возможны варианты. Конструктивность рекомендаций. Сейчас почти все сильны в критике недавно ушедших в прошлое и существующих систем и структур, в разоблачении недостатков традиционных подходов. Критика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проекты, советы и рекомендации, лучше всего проверенные опы­том или экспериментом, позволяющие преобразовать, обновить существующие институты, связи, отношения.

Выполнение указанных требований (хотя, может быть, они не являются исчерпывающими) позволяет обеспечить содержатель­ность и глубину изложения. Обоснуем требования к логике и методике изложе­ния исследовательского материала. Когда исследователь начинает писать научную работу (доклад, статью, отчет, курсовую работу, дипломный проект, дис­сертацию и т.п.), он уже знает результат, и этот результат, так или иначе, определяет способ изложения. Поэтому научное изложение, логика которого воспроизводит логику поиска от полученных ре­зультатов, отличается тем, что в нем не воспроизводятся все детали этого поиска. В нем как бы высвечивается самое существен­ное для понимания процесса и результатов поиска.

При изложении результатов научного исследования можно начинать его с теоретических исходных положений (постулатов, ис­ходных единиц и т. д.). Тогда изложение будет нацелено не на изложение хода исследования, а, прежде всего, на воспроизведе­ние истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов. Как правило, принято выделять три основных методических варианта изло­жения содержания научной работы: 1) воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска; 2) воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта; 3) теоретическое воссоздание предмета и объекта исследо­вания.

Рассмотрим кратко основные виды из­ложения результатов исследования.

        Диссертация (лат.– рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация обязательно должна содержать обоснование актуальности темы, характеристику проблемы, объекта и предмета, задач исследования, формулировку гипотезы и выносимые на защиту положения, обоснование и описание методики, хода и результатов научных изысканий. Автор должен также обосновать новизну, теоретическую и практическую значимость результатов исследования. Кандидатская диссертация должна представлять собой оригинальную научную работу, содержащую новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания. Докторская диссертация – решение крупной научной проблемы или разработку нового научного направления. Для ознакомления научной общественности с результатами исследования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат диссертации, содержащий краткое изложение содержания диссертации, объемом 1–2 печатных листа.

       Научный отчет (отчет по НИР). Официальная форма представления результатов научной работы творческого коллектива ученых. Выполняется в виде подробного описания задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Содержит в себе следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы, объекта, предмета, задач и методики исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование результатов работы, их характеристика – научная новизна, теоретическая и практическая значимость; научные выводы и рекомендации; библиография. Стиль изложения строгий, научный.

        Монография научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором более или менее подробно излагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой.

        Курсовые и квалификационные (дипломные) работы формы учебно-исследовательской деятельности студентов. Целью их подготовки являются углубление теоретических знаний обучающихся, формирование и развитие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя работу студенты учатся анализу теории по выбранной проблеме, умениям изучать педагогический опыт, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собственные суждения, делать выводы. Курсовые и дипломные работы подлежат публичной защите.

            Учебное пособие – учебное издание, в котором систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области, предназначенное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием государственного образовательного стандарта, а также программы учебной дисциплины для изучения которой оно подготовлено.

              Тезисы научных докладов, опубликованные в печати, – это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументиро­вано раскрываются, представляя читателю основные направления работы над исследуемой темой.

            Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуаль­ность освещаемых вопросов, подходы других ученых к решению данной научной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исс­ледуемой проблемы.

              Рецензия – критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем.

             Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при решении психолого-педагоги­ческих задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их специфику.

Депонированная научная разработка осуществляется тогда, когда исследователь заинтересован в быстром издании труда. Она освещает важ­ные, но частные вопросы, издание которых большим тиражом нецелесооб­разно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов.

Рецензия – критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведении в свете требований, представ­ляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки об­суждаемых проблем.

Любой вид более или менее развернутого изложения результа­тов работы содержит шесть основных частей: введение, теорети­ческое обоснование, описание опытно-экспериментальной рабо­ты и передового опыта, их анализ и выводы, заключение и биб­лиографию. Нередко справочный материал, таблицы, схемы, гра­фики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и дру­гих источников по интересующей проблеме, изложение теорети­ческих концепций (философских, социологических, педагогичес­ких, психологических, медицинских), составляющих теоретичес­кий базис исследования, анализ существующей практики, а так­же историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска.

Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.

Заключение содержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в тео­рию, практические советы и рекомендации, указываются веду­щие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носите­лях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников. Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источников приводятся по последним изданиям (исключения де­лаются для первоисточников, которые полезно приводить по пер­вому изданию; для других случаев исключения должны быть осо­бо обоснованы) и в соответствии с ГОСТом. Наиболее простой способ обеспечить выполнение требований – посмотреть, как оформлена библиография в последних научных изданиях.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. Название глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разде­лов) должно исчерпывать тему. Те же самые требования относятся к названию и содержанию параграфов внутри каждой главы (если речь идет о книге, диссертации, развернутом отчете).

Иногда текст каждого раздела снабжается подзаголовками, но даже если этого не делается, то для того, чтобы изложение было последовательным и логичным, намечаются рабочий план изло­жения каждого фрагмента или раздела и те вопросы, на которые нужно получить обоснованный ответ. В конце каждого раздела да­ется краткое резюме или выводы, а приводимые в заключении общие выводы не должны быть простым повторением выводов по главам (разделам), а давать новый уровень обобщения и конкре­тизации. Целесообразно не откладывая, сразу уточнить, проверить правильность оформле­ния ссылок, составить список используемой литературы (библиог­рафию).

Очень важно не допускать серьезных отступлений от главной линии изложения и не уходить от предмета исследования. Воз­можные отвлечения должны быть кратковременными и возвра­щать читателя к сквозной линии изложения. По этой же причине многие справочные и информационные материалы лучше указать в приложении.

Несколько слов о самой технологии создания и совершенство­вания текста. Существуют два основных метода написания текста научной работы: конструк­тивно-синтетический и критико-аналитический.

Конструктивно-синтетический метод служит для создания первоначального вари­анта. Когда накоплен материал для написания раздела или фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказа­тельств, важно все это зафиксировать на бумаге, не теряя общей нити изложения, его логики: важно, чтобы перо или компьютер­ный набор поспевали за мыслью, чтобы не упустить основного и не нарушить намеченной последовательности и системы. Вслед за этим применяется критико-аналитический ме­тод, идет уточнение, отделка отдельных частей и фраз, делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается лишнее, в частности то, что служило автору для восполнения пробелов в его образовании. Иными словами, убираются “строительные леса”. На­конец, наступает этап авторского редактирования, когда идет ра­бота над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссылки, составляются справочный аппарат и библиография.

Стиль изложения научной работы может быть различным. Раз­личают стиль научный, отличающийся использованием специаль­ной терминологии, строгостью и деловитостью изложения; стиль учебно-педагогический, в котором особое внимание уделяется сочетанию научности и доступности; и стиль научно-популярный, где весьма существенную роль играют доступность и заниматель­ность изложения. Однако это разделение условно. Нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктив­ность и конкретность установок с популярным раскрытием живо­го опыта. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, добиваться вырази­тельности речевых средств (экспрессии). Необходимо избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение массы ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняет понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным.

Стиль написания работы в зависимости от жанра и содержания излагаемого, его актуальности может быть спокойным или поле­мически заостренным, предельно лаконичным или развернутым. Не следует забывать об авторской скромности: нужно отдать долж­ное предшественникам, учесть все положительное, сделанное ими, и в то же время трезво и достаточно скромно оценить свой вклад в науку и практику. Творческое использование изложенных положений и рекомендаций позволяет полно и ясно изложить результаты проведенного исследования, способствуя тем самым признанию и распространению новых, более эффективных подходов и средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: