Группа дидактических заданий на формирование смыслообразования как учебного действия

Под смыслообразованием мы понимаем установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Мотивация побуждает к действию, управляет поведением человека, определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость. В основе мотивации лежит мотив - побуждение, двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности, отражающее готовность человека к действию и поступку. В основе всех побудителей деятельности лежат потребности.

Под потребностью мы понимаем отраженную в форме переживания нужду индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности. Потребность непосредственно побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней. Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремиться человек, выполняя эту деятельность.

Потребность – мотив – цель.
(хочу)                                               (интересуюсь)                                  (умею)

Одной из задач учителя является задача по созданию условий для формирования смыслообразования как учебного действия у школьников. Для того чтобы у школьника сформировалась смыслообразование он должен уметь:

- уметь понимать цели обучения;

- умение самостоятельно ставить цели обучения;

- уметь определять мотивы для достижения цели;

- уметь наделять содержание образования личностными смыслами;

- уметь видеть смыслы в процессе обучения;

- уметь осознавать потребности, возникающие в образовательном процессе;

- уметь находить средства для удовлетворения образовательных потребностей;

 

Группа заданий на развитие познавательного интереса.

Познавательный интерес является ядром формирования мотивационной сферы учащихся, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, и устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать… Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. 

1.«Проблемные задания».  

Проблемные задания вынуждают учащихся испытывать затруднения, возникающие от нехватки знаний, умений или жизненного опыта, то есть способствует возникновению потребности узнать, научиться.

Для того чтобы проблемное задание работало на формирование мотивации и познавательных интересов оно должно удовлетворять нескольким условиям:

1) проблема не должна иметь готовых ответов, требующих припоминания и воспроизведения уже имеющихся знаний, а выводить учеников за пределы имеющихся у него знаний, то есть должна требовать поиск, активизировать мыслительную деятельность учащихся;

2) проблема должна содержать новые яркие факты оформленные в необычную познавательную задачу, для того чтобы возбуждать у школьников интерес к познавательному поиску.

Проблемные задания можно формулировать в виде вопросов, жизненных ситуаций, фрагментов фильма, опытов, экспериментов.

Например, при изучении темы «Внешнее и внутреннее строение стебля» учащимся  предлагается рассказ «Оладьи через 15 лет».

Жители Новой Гвинеи дороже всех ценят невысокую пальму Метро силон. Пятнадцать лет растет пальма и не цветет. А потом выбрасывает огромную метелку цветов.

Но жители не ждут, пока созреют плоды. «Хлеб» у пальмы внутри ствола. Цветение – сигнал: хлеб созрел. Пальму срубают, раскалывают ствол пополам, добывают оттуда крахмалистую сердцевину и пекут вкуснейшие оладьи.

Островитяне едят оладьи почти каждый день – ведь одна пальма дает почти тонну оладий!

А европейцы из сердцевины пальмы делают крупу саго, за что и пальму называют саговой. Как из такого тоненького стебелька формируется такой мощный ствол?

Таким образом создается проблемный вопрос, ответ на который находится на протяжение урока.

Проблемный вопрос также можно давать учащимся в качестве домашнего задания, который можно оформить в виде поисковой деятельности.

Например, в конце урока предшествующего изучению плесневых грибов  учитель рассказывает ученикам историю: В начале двадцатого века один шотландский фермер возвращался домой и проходил мимо болотистой местности. Вдруг он услышал крики о помощи. Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, которого засасывала в свои жуткие бездны болотная жижа. Мальчик пытался выкарабкаться из страшной массы болотной трясины, но каждое его движение приговаривало его к скорой гибели. Мальчик кричал от отчаяния и страха. Фермер быстро срубил толстый сук, осторожно приблизился и протянул спасительную ветку утопающему. Мальчик выбрался на безопасное место. Его пробивала дрожь, он долго не мог унять слезы, но главное — он был спасен!

— Пойдем ко мне в дом, предложил ему фермер. Тебе надо успокоиться, высушиться и согреться.

— Нет-нет, мальчик покачал головой, меня папа ждет. Он очень волнуется, наверное. С благодарностью посмотрев в глаза своему спасителю, мальчик убежал...
Утром, фермер увидел, что к его дому подъехала богатая карета, запряженная роскошными породистыми скакунами. Из кареты вышел богато одетый джентльмен и спросил:

— Это вы вчера спасли жизнь моему сыну?

— Да, я, — ответил фермер.

— Сколько я вам должен?

— Не обижайте меня, господин. Вы мне ничего не должны, потому что я поступил так, как должен был поступить нормальный человек.
— Нет, я не могу оставить это просто так, потому что мой сын мне очень дорог. Назовите любую сумму, — настаивал посетитель.
— Я больше ничего не хочу говорить на эту тему. До свидания. — Фермер повернулся, чтобы уйти. И тут на крыльцо выскочил его сынишка.
— Это ваш сын? — спросил богатый гость.
— Да, — с гордостью ответил фермер, поглаживая мальчика по головке.
— Давайте сделаем так. Я возьму вашего сына с собой в Лондон и оплачу его образование. Если он так же благороден, как и его отец, то ни вы, ни я не будем жалеть об этом решении.

Прошло несколько лет. Сын фермера закончил школу, потом — медицинский университет. Его звали Александр Флемминг.

Перед самой войной в одну из богатых Лондонских клиник поступил с тяжелейшей формой воспаления легких сын того самого джентльмена. Как вы думаете, что спасло его жизнь в этот раз?
Далее учитель предлагает учащимся в качестве домашнего задания найти ответ на этот вопрос к следующему уроку и как можно подробнее рассказать о чудесном спасении.

Таким образом путем поисковой деятельностью учащиеся выйдут на пенициллин – лекарство, изобретенное Александром Флеммингом, которое успешно борется с болезнями, вызванными бактериями (воспаление легких), а так же смогут найти информацию о других участниках этой истории богатом джентльмене – Рандольфе Черчилле и его сыне – Уинстоне Черчилле (премьер – министре Англии).

 

2.Задание на столкновение различных мнений

В задании «Кто прав?» учитель использует ситуацию, в которой описан диалог или спор двух или нескольких героев, и предлагает учащимся разобраться в ситуации и решить кто прав. Конструируя данное задание, учитель использует столкновение противоположных мнений. Чтобы выбрать то или иное мнение, у ученика должен быть достаточный объем знаний, но их то на данный момент и не хватает. В данной ситуации перед учеником обязательно встанет цель, задача, которая может иметь следующий вид:

«Для того чтобы разрешить спор мне необходимо узнать …».

Например, при изучении темы «Общая характеристика папоротникообразных» можно использовать следующую ситуацию.

На уроке литературы ученики читали произведение Н. В. Гоголя "Вечера накануне Ивана Купала". В повести описывается легенда, связанная с цветением папоротника: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло... Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

На перемене между учениками произошел спор. Одна группа, воодушевленная прочитанным, строила планы по поиску цветка папоротника. Другие ученики считали, что описанные в книге события являются выдуманными автором.

 После прочтения ситуации учитель спрашивает: «А на, чью сторону встанете вы? Аргументируйте свой ответ».

    

3.Интересным для постановки проблемы, на наш взгляд, является задание «Яркое пятно».

  При конструировании заданий подобного рода учитель использует ряд картинок, рисунков, фотографий с изображением предметов, сюжетов, портретов, слов или цифр, при этом умышленно делает ярким, бросающимся в глаза, важный для постановки цели объект. Учитель спрашивает учеников, что из предлагаемого им больше всего бросается в глаза и просит объяснить, почему данный объект учитель выделил. В этом-то и заключается затруднение, которое учащимся необходимо будет решить. Для конструирования подобных заданий можно использовать сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни. Задание «Яркое пятно» порождает у учащихся интерес и к данному объекту, и к решению определившейся проблемы. 

Например, на уроке по теме: «Строение и многообразие лишайников», учитель после объявления темы урока предлагает учащимся ряд фотографий, одна из которых умышленно обведена красной рамкой:

 

Учитель организует беседу по вопросам:

- Какая из представленных фотографий привлекла ваше внимание?

- Как вы думаете, почему именно эта фотография удостоилась такого внимания?

- Что изображено на выделенной фотографии? (сфинкс)

- Кто такие сфинксы? (мифические существа с телом льва, головой человека и крыльями орла)

- Как вы думаете, что изображено на других фотографиях? (лишайники)

- Вас не удивляет, что среди лишайников представлен сфинкс? У вас есть какие-то предположения по данной ситуации?

- А как вам кажется, при каких условиях мы сможем ответить на данный вопрос?

Учащиеся испытывают ситуацию затруднения, что вынуждает их ставить учебные цели по преодолению возникшего затруднения.

 

4.Задания, направленные на раскрытие смыслового значения слова

Учитель дает ученику задание раскрыть смысловое значение слова или названия. Например, на весенней экскурсии в парке, рассказывая о первоцветах, учитель задает вопрос: как вы думаете, почему русский народ дал этому растению такое меткое название мать-и-мачеха? Если ученики затрудняются ответить на данный вопрос, то учитель предлагает осторожно коснуться листьев растения с нижней и верхней стороны листа, после чего учитель задает вопрос: к какой стороне листа вам было более приятно прикасаться к верхней или нижней? Почему? Проведите аналогию с названием растения и вашими ощущениями от прикосновений?

5.Задание «Удивительное рядом»

Учитель предлагает учащимся к каждому уроку соответственно теме подбирать и творчески оформлять небольшой материал (на 3 – 5 минут), рассказывающий об удивительном растении, обитающем на нашей планете. Таким образом к концу года соберется небольшая энциклопедия удивительных растений нашей планеты.

 

6.Творческие задания

Творческие задания всегда вызывают интерес учащихся, поскольку позволяют выразить себя, свой внутренний мир, раскрыть свои способности, не имеют жестких рамок и всегда положительно оцениваются. Творческие задания должны быть сконструированы таким образом, чтобы затрагивать сферу интересов учащихся, учитывать их увлечения и способности. Очень важно, чтобы после выполнения заданий учитель поддерживал учащихся положительной оценкой их деятельности, что, несомненно, вызовет положительные эмоции и желание повторить успех. 

Ниже мы приводим примеры подобных заданий.

· Разделитесь на группы и выберите миф или легенду, рассказывающий о происхождении названия того или иного цветка, поставьте сценку, подготовьте костюмы и разыграйте ее перед ребятами в классе.

· Подготовьте устный журнал на тему: «Дары Старого и Нового Света».

· Сочините несколько сказок на тему защиты окружающей среды, оформите в виде книжки, сделайте иллюстрации к ней и подарите в начальную школу.

Группа дидактических заданий, направленных на развитие умений находить смыслы обучения.

 

Данная группа заданий позволяет формировать внутреннюю, более устойчивую мотивацию за счет того, что направлена на формирование смыслов в процессе обучения, то есть, выполняя данные задания на уроках биологии, ученик отвечает на вопросы:

- для чего мне нужно изучать этот предмет?

- где в жизни мне могут пригодиться полученные знания по той или иной теме?

- где в жизни я могу практически применить полученные мною на этом уроке знания?

Эта группа заданий является ключевой для формирования потребности учиться, поскольку данные задания позволяют учащимся научиться видеть полезность получаемых знаний, которая заключается в их жизненном применении.

 

1.«Прямые задания о смыслах»

Данные задания состоят из вопросов, которые задает учитель и отвечая на которые ученик раскрывает для себя смысл, значимость той или иной темы, понятий или учебной деятельности. Эти вопросы можно включать в любой этап урока. Примерами подобных вопросов являются:

Примерами подобных вопросов являются:

1. Для чего в школе введен предмет биология?

2. Для чего нам предлагают изучить вот эту тему…..?

3. К каким последствиям может привести плохое усвоение темы…. ткани растений?

4. Где нам может пригодиться этот материал?

5. Что хотел автор параграфа донести до читателя?

6. Использовали ли вы в жизни знания биологии? Приведите пример.

7. Смоделируйте жизненную ситуацию, в которой вам могут понадобиться знания о росте и развитии растений?

8. Докажите, что тема: «Строение растительной клетки» не может быть исключена из курса биологии 6 класса.

9. Какой смысл заложен в данный текст?

2.Задания на анализ жизненных ситуаций

При конструировании подобных заданий, учитель подбирает такие жизненные ситуации, при решении которых необходимы биологические знания. Таким образом, выполняя задания данной группы, учащиеся получают возможность увидеть возможность применения знаний в жизненных ситуациях.

Примерами подобных заданий могут быть:

1.Вы решили приобрести аквариум с рыбками. В магазине вам предложили на выбор два аквариума. В обоих одинаковое количество рыбок. Однако, в первом аквариуме большое количество водных растений, а во втором аквариуме водных растений намного меньше. Какой аквариум вы выберете? Обоснуйте свой выбор. Проанализируйте….

Если ученики выбирают аквариум, в котором большое количество растений, то учитель говорит, что ночью в вашем аквариуме погибли все рыбки. Далее просит объяснить, почему это произошло?

 

2.На летней практике в школе вас назначили главным в группе учащихся и поручили посадить морковь. Однако большая часть семян не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать перед посадкой моркови?(на социальную ориентировку)

 

3.Леса называют «легкими планеты». Ученые подсчитали, что при нынешних темпах вырубки к 2015 году леса будут уничтожены на 40 %, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов повлечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

 

4. Брат с сестрой чистили  на ужин картофель. Мама вынула из мойки зеленый картофель. Почему мама так сделала?

Какова будет ваша реакция в данной ситуации? Ответ поясните.

4.Задания - исторические факты

Задания данной группы позволяют показать учащимся важность и ценность биологических знаний для человечества в разные исторические периоды.

Например, при изучении голосеменных растений можно предложить ученикам следующее задание: известно, что во время ВОВ в блокадном Ленинграде из-за катастрофической нехватки продуктов питания население страдало различными степенями дистрофии. Минимальная норма выдаваемого на человека хлеба, не могла обеспечить нормальную жизнедеятельность организма. Из-за нехватки витамина С населению помимо голода стала угрожать цинга. Перед учеными Ленинградского НИИ встала проблема обеспечения населения витамином С. Как вы думаете, какие знания помогли ученым избежать эпидемии цинги?

При изучении семейств двудольных растений учитель дает учащимся задание подобрать из истории факты, в которых биологическое невежество сыграло плачевную роль в судьбах людей.

При изучении темы: «Общая характеристика и значение отдела моховидных» учитель говорит о том, что знания о некоторых свойствах сфагнума было наиболее актуальным в период первой мировой и Великой Отечественной Войны. А затем просит учащихся внимательно отнестись к данной теме и в течение урока попробовать выяснить, какие именно свойства сфагнума были наиболее актуальны в этот период времени и почему? Объясните? На знаниях чего он основан? В конце урока учитель возвращается к этому вопросу и просит учеников высказать свои гипотезы по данной теме. В процессе беседы выясняется, что во время войны наиболее ценными оказались знания о том, что бактерицидными свойствами и способен впитывать огромное количество влаги, и прекрасно решил проблему недостатка перевязочных средств. Далее учитель проводит беседу по вопросам:

- как вы думаете, актуальны ли в наше время эти знания о свойствах сфагнума?

- в какой ситуации современный человек может применить эти знания?

- какие еще способы применения мхов вам известны?

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: