Группа заданий по формулированию цели

 

Одним из главных факторов развития мотивации учебной деятельности является умение учащихся ставить цель своей учебной деятельности, наделять поставленную цель личной значимостью, разбивать поставленную цель на ряд промежуточных. Между целями и мотивами существует определенная связь. Во-первых, формулирование цели, как и мотивы побуждают человека к деятельности. Постановка цели стимулирует прилагать определенные усилия для ее достижения. Чем конкретнее сформулирована цель, тем активнее ученик будет ее реализовывать, так как конкретика делает цель понятной и близкой школьнику. Достижение поставленной цели, в том числе и промежуточной цели, будет вызывать положительные эмоции, создавать ситуацию успеха, что в свою очередь усилит мотивацию к учебной деятельности. Также и чтобы поставить цель необходимо иметь какой-то мотив, при чем, чем больше мотивов будет подкреплять поставленная цель, тем более эффективно будет осуществляться деятельность по ее достижению.

Задания данной группы учитель может предлагать в разных формах. Ниже мы приводим варианты таких заданий.

 

1.Задание на прямое формулирование цели урока

1. Учитель предлагает учащимся сформулировать цель урока при помощи опорных глаголов: изучить, узнать, суметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать.

Например, тема урока: «Водоросли. Их разнообразие и значение в природе». Предполагаемые цели с использованием заданных глаголов, которые могут сформулировать учащиеся: изучить строение водорослей, узнать, как приспособлены водоросли к жизни в воде, разобраться в классификации водорослей, сделать вывод о значении водорослей в природе и жизни человека.

 

2. Учитель озвучивает тему урока и формулирует его цель. Далее учитель просит учащихся дополнить или скорректировать поставленную цель.

Например, на уроке по теме: «Значение бактерий в природе и жизни человека», учитель предлагает учащимся цель урока: «Продолжить знакомство с царством бактерий, показать значение бактерий в природе и жизни человека». Затем учитель просит учащихся дополнить поставленную цель, с учетом их интересов, знаний, связанных с этой темой. Дополнениями может быть:

- узнать, какие заболевания вызывают бактерии;

- рассмотреть заболевания, вызываемые бактериями;

- узнать, как можно уберечься от этих болезней;

- выяснить положительное значение бактерий в природе и жизни человека.

 

3. Учитель озвучивает тему урока и предлагает несколько вариантов задач, которые могут реализовываться через эту тему. Затем просит учащихся выбрать те задачи, которые могут быть актуальны именно на данном уроке. Например, учитель озвучивает тему урока: «Строение и значение цветка в жизни растений», а затем предлагает несколько задач к данной теме и просит выбрать те задачи, которые на их взгляд необходимо изучить на сегодняшнем уроке.

- познакомиться со строением цветка;

- раскрыть биологическое значение частей цветка;

- сформировать представление о соцветиях, как группе цветков;

- дать представление об однополых и обоеполых цветках;

- раскрыть значение опыления для образования семян;

- доказать, что цветок является видоизмененным побегом;

- дать представление о различных видах опыления и приспособлениях к ним.

 

4. Учитель озвучивает тему и сложную по конструкции цель урока, затем просит учащихся разбить эту глобальную цель на ряд узких целей.

Например, на уроке по теме: «Общая характеристика и многообразие шляпочных грибов» учитель формулирует цель урока: «Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности грибов, сравнить грибы с представителями царства растений и животных, познакомиться с характерными представителями царства грибов, раскрыть значение грибов в природе и жизни человека». Далее учитель просит учащихся прочитать цель и сформулировать несколько более конкретных задач по изучению грибов.

 

Примерные задачи:

1.Изучить особенности строения грибов.

2.Найти черты сходства и различия между грибами, растениями и животными.

3.Изучить способы питания, размножения грибов.

4.Узнать способы классификации грибов.

5.Познакомиться с ядовитыми грибами, растущими в нашей местности.

 

5.Учитель озвучивает тему урока и умышленно предлагает учащимся научную, сложную для восприятия цель. Затем предлагает учащимся переформулировать цель таким образом, чтобы она стала понятной для их восприятия.

Например, на уроке по теме «Общая характеристика покрытосеменных растений», учитель озвучивает цель: «Показать господствующее положение покрытосеменных в растительном покрове Земли и установить связи этого положения с особенностями их строения и жизнедеятельности».

Цель может быть переформулирована учащимися следующим образом: «Необходимо выяснить, какие особенности строения, размножения покрытосеменных обеспечили их широкое распространение на Земле».

 

2.Задания по работе с понятиями

 

Конструирование данных заданий предполагает, что учитель организует работу с понятиями и через этот процесс выходить на постановку учебных цели и задач. Понятия могут включаться либо в формулировку темы урока, либо встречаться в тексте или задаваться самим учителем.

Ниже мы приводим варианты заданий для работы с понятиями.

 

Работа с понятиями, входящими в тему урока.

Например, на уроке по теме: «Дыхание и обмен веществ у растений» учитель организует беседу по вопросам.

- Какие слова в формулировке темы вам известны? (дыхание – процесс обмена газов между организмом и окружающей средой, растения – группа живых организмов)

- Какие слова в формулировке темы вам неизвестны или малоизвестны? (обмен веществ)

- Как вы думаете, что может обозначать слово обмен веществ? Выскажите свои версии?

- Как вы думаете, с какими уже имеющимися знаниями можно связать данное понятие? (питание)

- Как вы думаете, для чего вам могут понадобиться знания о сущности обмена веществ?

Разобрав таким образом тему урока можно выйти и на цель урока, которую учащиеся смогут поставить сами.

 

Работа с понятиями, входящими в текст.

Например, в теме урока «Историческое развитие растительного мира» учитель предлагает прочитать текст.

Все многообразие живого мира появилось на Земле постепенно, в течение длительного существования нашей планеты. Этот процесс связан с изменяющимися условиями жизни на нашей планете, в результате которых не имеющие приспособительных свойств живые организмы вымерли, и появились новые, наиболее хорошо приспособленные. Процессы эволюции протекают на Земле и по сей день.

С появлением цианобактерий на Земле связано появление атмосферы. Около 1,3 млрд лет назад от цианобактерий произошли зеленые и золотистые водоросли. С этого времени началась история существования растительного мира. Спустя 600 млн лет в водной среде появились многоклеточные водоросли. С их появлением связывают формирование озонового слоя.

С появлением риниофитов эволюция растительного мира шла по пути усложнения строения и возрастающего приспособления к условиям существования на суше.

Далее учитель просит учащихся выделить понятия в тексте, которые им показались малоизвестными или совсем новыми (эволюция, цианобактерии, риниофиты). После выделения таких понятий можно с учащимися ставить цель урока или отдельных его этапов.

Задания для работы с предложенными понятиями.

После прохождения темы «Строение и развитие побега» учитель предлагает учащимся написанные на карточках понятия.

- стебель;

- почка;

- узел;

- зачаточный стебель;

- междоузлие;

- пазуха листа;

- почечные чешуи;

- зачаточные листья;

- годичный побег.

Часть этих понятий учащимися были пройдены (стебель, узел, междоузлие, пазуха листа, годичный побег), а часть - является для них новыми. После ознакомления с данными понятиями учитель организует беседу по вопросам:

- Какой темой объединены все эти понятия? (темой строение побега)

- Какие из предложенных понятий вам уже знакомы? Дайте им определения.

- Какие из понятий вам еще незнакомы?

После того как учащиеся выделят незнакомые им понятия можно переходить к формулированию цели урока.

3.Задание «Третий лишний».

 

Конструируя подобные задания, учитель подбирает цепочки слов по какой-то теме урока, но в каждый набор слов входит одно лишнее, не связанное с данной темой. Особенность данного задания заключается в том, что ученик не только должен определить это лишнее понятие, но вначале ученику необходимо самому поставить и учебную задачу.

Например: к теме «Грибы» ученикам предлагаются цепочки слов: Груздь, мукор, мухомор.

Опенок, масленок, дрожжи.

Пеницилл, подберезовик, лисичка.

Учитель просит учащихся прочитать и подумать, что необходимо им сделать? Прочитав слова, учащиеся, на основе своих знаний поймут, что есть одно лишнее слово, оно неуместно, они формулируют учебную задачу – выбрать или убрать третье слово.

 

Ниже мы приводим примеры цепочек слов по теме: «Семейства однодольных и двудольных растений», «Плоды», «Жизненная форма растений».

1. Пшеница, капуста, ландыш.

2. Сирень, виноград, астра.

3. Пшеница, рожь, черемуха.

4. Примула, вишня, ландыш.

5. Вишня, морковь, петрушка.

6. Морковь, подсолнечник, астра.

7.Боб, желудь, ягода.

8.Тополь, яблоня, смородина.

 

4.Проектно-исследовательские задания.

 

Проектная и исследовательская деятельность является обязательным видом самостоятельной активности учащихся при реализации стандартов второго поколения. При использовании проектного и исследовательского метода самым главным для учеников является постановка цели своей работы. Учебный предмет «Биология» содержит большой потенциал проектно-исследовательской деятельности. И его необходимо использовать. Ниже мы предлагаем примеры конструирования подобных заданий:

 

1.Выращивание узамбарской фиалки в комнатных условиях.

2.Влияние обработки семян растворами химических веществ на рост и развитие.

3.Вегетативное размножение бегонии королевской.

4.Особенности растений Владимирского края.

5.Влияние органических и минеральных удобрений на повышение урожайности картофеля.

 

Учеников просят сформулировать возможные цели для каждой из предложенных тем.

 

6. К теме «Фотосинтез» учитель проводит демонстрационный эксперимент: берет два листа герани и обесцвечивает их в кипящем спирту. Затем капает на обесцвеченный лист герани йодом. Один из листьев синеет, а другой нет. Учитель организует беседу по результатам эксперимента, по результатам которой выстраивается цель.

 - О чем свидетельствует появление фиолетовой окраски после реакции с йодом? (о том, что в листьях присутствует крахмал)

- Откуда в листьях герани появился крахмал? (образовался в процессе фотосинтеза).

- Почему в одном листе крахмала произошел процесс фотосинтеза, а в другом нет? (вероятно, во втором случае не были соблюдены условия необходимые для процесса фотосинтеза).

- Как можно доказать необходимость определенных условий для протекания процесса фотосинтеза?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: