Анализ социальной педагогики как сферы научного знания невозможен без актуализации знаний о науке в целом. Как известно, наука представляет собой форму духовной деятельности людей, направленную на производство знаний о природе, обществе и самом процессе познания. Непосредственная цель науки - постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука - сложная область интеллектуальной деятельности человека, которая исторически возникла позже религии, искусства и образования.
В современном понимании наука имеет два основных аспекта. С одной стороны, это - творческая деятельность по получению нового знания; с другой стороны -результат этой деятельности в форме совокупности знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.
Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, природную или социальную, явления которой могут быть исследованы инструментарием данной науки. Эти явления и составляют объект науки. Как правило, объект науки специфичен и имеет множество сторон, свойств, связей, одна из которых становится предметом науки. Предмет науки рассматривается как главная системно-структурная характеристика целостной картины исследуемой реальности, определенная часть, своеобразный «срез» объекта. Цель науки - описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею закономерностей.
|
|
Профессионализация социальной педагогики является характерным признаком современного общества, показателем его гуманистической ориентации и зрелости.
Возникнув как отклик на социальные процессы и явления, социальная педагогика к настоящему времени превратилась не только в профессиональную деятельность, но и в сферу социально-гуманитарного знания, требующего научного осмысления и научного обоснования. Социальная педагогика как сфера научного знания раскрывает основные пути и технологии гуманизации среды, исследует закономерности совершенствования взаимодействия человека и его социального окружения. Как любая прикладная область научного знания она нацелена на расширение границ и возможностей практики. Как наука социальная педагогика исследует закономерности конкретных социальных процессов и явлений, порождаемых социальными отношениями и непосредственно связанных с жизнедеятельностью личности ребенка, семьи, подростково-молодежной группы, а также детей и подростков, попавших в трудную жизненную или социально опасную ситуацию и нуждающихся в социально-педагогической помощи.
|
|
Анализ концептуальных подходов к теории социальной педагогики свидетельствует о том, что в настоящий момент природа знаний, используемых в теории и практике социально-педагогической деятельности, имеет интегративный, не только педагогический, а обобщенно-социальный и целостно-антропологический смысл, так как использует закономерности, принципы и методы других наук: философии, истории, экономики, социологии, психологии, антропологии, физиологии, медицины, правоведения, демографии и др.
Однако специалисты в сфере теории социальной педагогики называют ее прикладной социальной наукой на основании таких критериев, как:
• наличие специфической, обособленной предметной области;
• сложившийся категориально-понятийный аппарат;
• обоснованность закономерностей и принципов теории социальной педагогики;
• существование системы идей, позволяющих объяснить множество фактов из практического опыта социально-педагогической деятельности.
Объект социальной педагогики как любой социальной науки лежит в сфере социальной реальности. Как отмечает И. А. Липский, основной объект познания в социальной педагогике - «взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах)...» [3, с. 129]. Предмет социальной педагогики в научной литературе, как правило, не определен однозначно и включает весь корпус научных знаний, представленных совокупностью инвариантов социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической социально-педагогической деятельности. Но данная проблемная ситуация вполне объяснима, поскольку предмет развивающейся науки не может быть стабильным, так как находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания истины. Это особенно актуально для социальной педагогики, поскольку она развивается на «стыке» научный дисциплин, благодаря влиянию деятельности ученых из смежных наук. Развитие социальной педагогики как науки связано с развитием методики и методов исследования. В сфере социальной педагогики они междисциплинарны и предполагают адаптацию к предметной области социальной педагогики с целью формирования специальных методов и специфической методики исследования.
Как наука социальная педагогика выполняет ряд важных функций, связанных с процессом исследования:
5) информационную - накапливает и содержит сведения о реальных социальных и социально-педагогических процессах; несет в себе новые знания, новации, которые расширяют представления о той области предметного пространства, которая в социальной педагогике не иесследована или исследована недостаточно;
6) объяснительную - описывает и объясняет причинно-следственные связи, закономерности, тенденции;
7) эвристическую - выявляет существенные необходимые связи, закономерности, принципы и методы преобразования социальной реальности с целью минимизции нарушений нормальной социализации человека;
8) прикладную - служит теоретической основой для совершенствования практики социально-педагогической деятельности; формирует на основе научных знаний новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в микросоциуме.