Переодизация развития личности в теории Л. И. Божович

Возрастные стадии / Критерии Младенчество 0 – 1 год Раннее детсво 1 -3 года Дошкольное дество 3 – 7 лет Младший школьный возраст 7 – 12 лет Кризис подросткового возраста    
Социальная ситуация развития Внутренние процессы Беспомощность Самостоятельность   Осознание социального Я Эмансипация от взрослых Определение места в жизни
Внешние условия Деятельность, опосредованная взрослыми Требования взрослых   Новая система требований Переход в среднюю школу    
Новообразования личности Центральное новообразование Аффективные заряженные представления Система Я Внутренняя позиция   Способность к целеполаганию Формирование жизненных планов
Потребность   Самоутверждение В новой жизненной позиции        

 

Младенчество – образование, субъективно выражающееся в эмоционально окрашенном самоощущении. Это – предтеча (предшественник) личности, сознания;
Раннее детство – появление «Я» («Я сам») – системного новообразования конца, раннего детства, зарождение самосознания;
Дошкольник – важнейшее новообразование – соподчинение мотивов и не менее важное – способность воображения как основы творческого отношения к Д., жизни, самому себе;
Младший школьный возраст – произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия собственного поведения, потребность в активной умственной деятельности; контроль и самоконтроль;
Подростковый возраст – сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении;
Ранняя юность или старший школьный возраст, - психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению, включающему:
А) сформированность на высоком уровне психологических структур самосознания школьников;
Б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
В) предпосылки индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, потребностей, способностей.









Внутренняя позиция личности

Понятие внутренней позиции – центральное в теории личности, созданной Л.И. Божович. Генетически понятие восходит к терминам «значащие переживания» (в некоторых работах – «ключевые переживания»), которыми пользовался Л. С. Выготский, объясняя то, почему некоторые воздействия социума на личность влияют на человека, а другие не оказывают влияния.
Анализ работ самой Л.И. Божович позволяет выделить основные аспекты этого личностного образования:
1) рефлексивный: осознание своей позиции в данной социальной ситуации (для 6 – 7-летних детей – «Я – школьник» и т.д.),
2) эмоциональный: наличие внутренней позиции подразумевает отношение к некоторой реальности или явлению,
3) мотивационный: внутренняя позиция задает направление деятельности человека.
Понимаемая таким образом, внутренняя позиция не замкнута в рамках 6 – 7-летнего возраста. Очевидно, речь идет об универсальной характеристике, имеющей различное содержание и различные формы проявления, в зависимости от возраста. Основной функцией внутренней позиции является регуляция взаимодействия личности и социального окружения, принятие или отвержение воздействий социума и т.д. Внутренняя позиция - ключевое внутреннее условие, опосредующее внешние воздействия. Она выступает и как основная детерминанта субъектных характеристик ведущей деятельности – например, определяет особенности учения в младшем школьном возрасте.






Направленность в представлениях Л.И.Божович о структуре личности

Структура личности представляется в виде складывающейся в онтогенезе иерархии мотивов (мотивационной иерархии), стержнем которой является находящийся на вершине этой иерархии мотив, определяющий направленность личности.«...Целостная структура личности, — пишет Л.И. Божович, — определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности, согласно нашей точке зрения, лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности».

Теория Б.Г. Ананьева

По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.
Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидуальных структур.
Человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
Однако, очевидно, что мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому используется понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из трех подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) психики.
Поэтому, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:
1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
3) изучение человека как личности;
4) проблема человечества.
В концептуальной системе Ананьева идея целостности человека приобретает своеобразный антропологический характер. Антропологизм утверждается им как один из основополагающих принципов современного психологического познания. Поэтому психологическую теорию Ананьева можно квалифицировать как своего рода психологическую антропологию, наиболее последовательно реализованную им в структурном и генетическом анализе человека.
Предмет психологии в свете антропологического принципа - это многоуровневая система психических явлений, взятая в связях с разными сторонами организации и бытия человека - структурой, развитием и деятельностью. Всестороннее исследование человека и его отношений с миром служит основой для целостного и объективного изучения и объяснения природы его психики и сознания. В этом аспекте психологическая антропология Ананьева соотносима с философско-психологической антропологией С.Л. Рубинштейна. В принципиальных вопросах, касающихся понимания сущности психического и путей развития человека, взгляды ученых близки.
Психическое развитие человека, по Ананьеву, определяется преобразованием всех сторон его бытия как природного индивида и как социально-исторической личности. Линия развития индивида - собственно онтогенез - и линия биографии личности - ее социально-исторический жизненный путь - рассматриваются им как связанные, но не рядоположные, подчеркивается различие их природы и детерминации. Так, на первый взгляд, в онтогенезе индивида происходят генетически за­программированные и в исходной своей сути родственные онтогенезу высших животных возрастные изменения - созревания, зрелости, старения. Однако эти процессы у человека не осуществляются в животноподобной форме. Они опосредуются в человеческом развитии историей жизни личности в определенном обществе и конкретном историческом времени. Взаимосвязь этих двух линий индивиду­ального развития человека - непреложный закон. Ананьев исследовал формы проявления этого закона на уровне изучения константности восприятия, пространственной ориентации, сенсорной организации человека и чувственного отражения в целом.
Принцип развития, последовательно реализуемый ученым, раскрывает исторический характер детерминации психики и поведения. Внутренние условия, преломляющие внешние воздействия, согласно взглядам Ананьева, сами выступают в качестве динамической, развивающейся системы - созревают, формируются, реконструируются, инволюционируют и т.д. Эти преобразования происходят в процессах функционирования человека - в его поведении, деятельности, жизнедеятельности. Жизненный смысл психики состоит в регуляции деятельности, поведения и жизне­деятельности на основе адекватного отражения и ориентации.
Движущей силой развития являются внутренние противоречия, которые, по Ананьеву, возникают уже потому, что психические структуры неоднородны. Так, в психических процессах сочетаются онтогенетические феномены - психофизиологические функции и органические потребности - и социально детерминированные операции и высшие формы мотивации. К факторам и предпосылкам развития Ананьев относил разнообразные условия среды (социальной, биотической, абиотической), наследственность, обучение и воспитание, сложившуюся к определенному моменту времени структуру личности, индивидуальность. С последней он связывал возможность перехода от воспитания к самовоспитанию. Главный же фактор становления человека как личности и индивидуальности он видел в развитии жизненного пути человека, существенным содержанием которого выступает его деятельность.
В связи с этим важное место в системе взглядов Ананьева играет принцип единства сознания и деятельности. Согласно его представлениям, этот принцип имеет глубокое методологическое значение как определяющий объективную познаваемость субъективного, подчеркивающий принципиальную возможность генетического изучения различных форм отражения в связи с реальным процессом жизни и деятельности. Сознание как отражение объективной действительности и деятельность как ее преобразование являются неотъемлемыми атрибутами субъекта. Ананьев утверждал, что становление сознания человека и его функционирование могут быть исследованы и поняты только как характеристики регулирования деятельности, как результат практического взаимодействия человека с внешним миром. Деятельность, таким образом, рассматривается им как необходимое звено в детерминации психического. Ананьев ввел в психологию представление о трех основных видах деятельности - труде, познании и общении - и предложил трактовку субъекта и его психического развития как эффектов их конвергенции. Труд, познание и общение в индивидуальном развитии соответствуют фундаментальным общественным процессам и поэтому являются основными видами деятельности, сравнительно с которыми игра, учение, спорт и другие формы активности человека выступают в качестве производных. Смысл основных видов деятельности состоит в созидании-преобразовании условий существования человека в процессе его взаимодействия с миром. В трудовой деятельности развитие осуществляется путем объективации сущностных сил человека, его внутреннего мира. В игре и учении преобладает освоение общественного опыта человечества, культуры в широком смысле слова.
В концептуальной системе Б.Г. Ананьева структура личности и деятельность субъекта рассматриваются и как важные детерминанты психического. В формуле детерминизма "сбалансированы" принцип отражения, с одной стороны, и антропологический принцип и принцип деятельности, с другой. На основе процессов отражения объективной действительности возникают устойчивые психические состояния и свойства, формируется психологическая структура личности. Актуальное взаимодействие человека с действительностью развивает и расширяет субъективные потенциалы человека, детерминирующие, в свою очередь, последующие акты его взаимодействия с миром.
Единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства его макрохарактеристик. Человек – не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящей материальные и духовные ценности.
Человек как субъект - носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из тех свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основа предметной деятельности человека - труд и потому он выступает как субъект труда. Основа теоретической или познавательной деятельности - процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. Основа коммуникативной деятельности - общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результат осуществления различных видов деятельности человека как субъекта - достижение им психической зрелости.
Человек предстает в виде целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

По Б. Г. Ананьеву (1967), в структуру личности входят:
• психические процессы;
• психические состояния;
• свойства личности.


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: