Личность: актуальные проблемы системного подхода. (Б. Б. Коссов)

РАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТНЫХ ТЕОРИЙ

1. Один из таких признаков - разные позиции авторов о включении в структуру личности генетических и средовых факторов. Однако, с одной стороны, генетические особенности человека социально обусловлены хотя бы потому, что так или иначе могут осознаваться и поэтому детерминироваться человеком как социальным существом.

2. Степень сочетания внимания к теории личности и диагностике личности.

3. Соотношение номотетического и идеографического (с акцентом на уникальность каждой личности) подходов в изучении личности.

4. Уровень системности в изучении личности. Включая в рассмотрение личностные свойства и их разнообразных "носителей" - конкретных людей (родных, друзей и прочих) варианты данного метода все же не охватывают условий проявления свойств в широкой жизнедеятельности.

5. Степень формализации личностных моделей. Чисто описательным моделям-теориям, которые в психологии явно преобладают, противостоят утрированно формализованные модели, в которых акцент в способе добывания новой информации о личности перенесен с содержательного анализа реальных личностей на факторный и прочие способы математического анализа достаточно случайных опросных данных.

6. Разная степень внимания к развитию личности.

Как правило, недостаточное внимание развитию личности уделяют специалисты в области ее диагностики

7. Соотношение личностных и ситуативных факторов в детерминации поведения.

СИСТЕМНО-СТИЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Одно из исходных положений этой концепции состоит в утверждении, что личность человека - наиболее обобщенная психическая система его жизнедеятельности.

Понимание личностных свойств как жизненных обобщений и главного потенциала личности означает понимание самой личности через индивидуальное распределение ее потенциала по видам жизнедеятельности, условиям его проявления.

Личность является многомерной и многоуровневой системой. Это вытекает уже из того, что она включает не только множество свойств, что делает ее многомерной, но из того, что и каждое свойство-обобщение связано с иерархизированной подсистемой относящихся к нему ситуаций, видов жизнедеятельности (или проще - видов занятий, жизненных задач), в которых свойство проявляется.

Однако помимо реальной личности человек обладает собственным субъективным представлением о своей личности, своим представлением об идеале личности и т.д. Поэтому кроме указанной выше базовой модели к ней надстраиваются производные уровни, связанные с иными формами проявления личности.

Личность - развивающаяся и динамичная (изменяющаяся) система. Ее развитие определяется обобщениями всей жизнедеятельности. Эти обобщения выражаются в личностных свойствах и происходят на протяжении всей жизни человека.

В период становления личности и с расширением сферы активной жизнедеятельности возрастает количество измерений и уровней личностной структуры.

Гетерохронность развития тех или иных свойств, сфер личности возникает вследствие ограниченности сфер активности человека, дающих пищу для обобщений.

Гармоничность иногда понимается как отсутствие гетерохронности (синхронность), что практически невозможно.

Периодизация развития личности, опираясь на типологические возрастные данные о развитии личности, должна учитывать те центральные тенденции соотношения видов активности, деятельностей, которые определяют последовательность структурно-функциональных изменений личности, возникновения и соотношения ее свойств.

Реализация системного подхода в диагностике личности требует ряда общих комментариев в связи с предлагаемой здесь концепцией.

Системно-стилевой метод в диагностике личности имеет важное отличие от преобладающей тенденции в психодиагностике.

Системно-стилевой метод диагностики, в принципе, может быть использован не только для сбора полезной информации в разных сферах практики, но и для разработки теории развития личности.

Практическая полезность системно-стилевого метода диагностики личности зависит от нахождения все более адекватных методов его математического моделирования и компьютеризации.

Важным компонентом информации о личности как сложной системе для научного и практического использования может послужить представление информации в образной (наглядной) форме.

Системно-стилевой метод диагностики личности подтвердил свою полезность для типологизации по признакам возраста, учебной и трудовой успешности, творческому потенциалу, половых различий, способностей к работе в различных экстремальных условиях и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: