Основные измерители лесотранспорта.
1. коэффициент удлинения трассы - отношение действительной длины дороги к длине дороги по воздуху:
1 + m = Lд / Lв
2. Коэффициент развития - относительное увеличение действительной длины против ее длины по воздуху:
m = (Lд – Lв) / Lв
3. Грузооборот дороги - количество лесоматериалов в м3 перевозимых по лесовозной дороге в единицу времени.
Qгод = М / Т
М – общий запас ликвида, м3;
Т – время эксплуатации лесногомассива.
4. Грузовая работа - количество м3, выполненных на данной дороге или по ее участку в единицу времени:
R = ∑ qi Li
5. Среднее расстояние вывозки - отношение грузовой работы дороги к ее грузообороту:
l ср.= R / Qгод
6. Протяженность путей - сумма всех лесотранспортных путей, находящихся в лесном массиве, то есть магистралей, веток и усов:
Lэкс.= Lм.+ Lвет.+ Lус
Lм. - эксплуатационная длина магистрали, км;
Lвет. - эксплуатационная длина веток, км;
Lус – эксплуатационная длина усов, км.
7. Грузонапряженность дороги - грузовая работа, приходящаяся на 1 км длины дороги. Этот показатель служит для сравнительной оценки однотипных дорог (м3 год / км год):
Г=R / Lэкс.
8. Коэффициент пробега - отношение среднего расстояниявывозки к эксплуатационной длине пути:
α = l ср./ Lэкс.
9. Коэффициент разветвленности дорожной сети - отношение эксплуатационной длины дороги к среднему расстоянию вывозки:
β = Lэкс./ l ср.
Протяжение усов и веток.
Lветок = (β ×Qветок) / (100 × Qга × dветок)
Lусов = (β ×Qусов) / (100 × Qга × dусов),
Qусов, Qветок – объём перевозимой древесины по усу и веткам.
Dусов, dветок – расстояние между усами и ветками.
Основы тяговых расчётов.
На автопоезд в движении действуют:
ü Касательная сила тяги:
F к = (M кр. i м η м γβ) / r к = (1000 Ne η м γβ) / υ
M кр. – крутящий момент на валу двигателя, Н · м;
i м - общее передаточное число трансмиссии;
η м - КПД силовой передачи;
γ – коэф-т использования свободной мощности двигателя по условиям (0,8 5 – 0,90);
β – коэф-т отбора мощности двигателя на вспомогательные механизмы;
Ne – мощность двигателя, кВт;
r к – радиус ведущего колеса, м;
υ – скорость движения, м / с.
F к = 1000 Р сц.φ g
Р сц. – сцепная масса тягача, приходящаяся на ведущие колёса, т;
φ – коэф-т продольного сцепления ведущих колёс тягача с путём;
g – ускорение свободного падения, м / с2.
ü Силы сопротивления движению
ω i = I / M = tg α
ω к = 300 / R
ü Вес автопоезда
Qбр = F к / (ω + g i р)
Qпол = Q бр – Р а – Р пр.
Производительность автопоезда за смену.
Псм = (Т – tп.з.) Qпол К в / 120 (lср /υср.техн. + ∑tп)
К в– коэф-т использования времени;
tп.з.= 30 минут;
∑tп – простой под погрузкой, разгрузкой;
υср.техн. = 2 υгр υпор. / υгр + υпор
Уклон виража.
i виража = υ2 / g R – μ
μ – коэф-т поперечного сцепления.
L = В i виража / i отгона.
Основы дорожного дела.
Дорога – это инженерное сооружение, предназначенное для обеспечения безопасного движения с расчётными скоростями транспортных ср-в.
Трассирование дороги на карте - прокладка оси дороги на местности или карте. Перед трассированием разрабатываем схему размещения лесовозных путей в масштабе, выбираем и разбираем нормы проектирования: руководящий уклон, наибольший спуск, шаг проектирования, минимальный радиус в плане.
План дороги - проекция на горизонтальную плоскость.
Продольный профиль дороги - проекция на развернутую вертикальную плоскость по оси дороги.
Поперечный профиль дороги - проекция на вертикальную плоскость перпендикулярна оси дороги. Ось дороги - линия, расположенная по середине вдоль пути.
Трасса дороги - ось дороги, расположенная в пространстве, т. е. гибкая линия, которая имеет повороты в плане и уклоны в продольном профиле.
Типы рельефа местности.
ü Равнинный – колебание отметок не более 30 м на 1 км;
ü Слабохолмистый – 30 – 50 м на 1 км;
ü Холмистый – 50 – 80 м на 1 км;
ü Гористый – 80 – 100 м на 1 км;
ü Горный – более 100 м на 1 км.
Типы хода трассы.
ü Долинный;
ü Водораздельный;
ü Косогорный.
Дорожное грунтоведение.
Грунт – любые горные породы и почвы, кот. изучаются как многокомпонентные системы, изменяющиеся во времени с целью познания их как объекта инженерной деят-сти человека и использ-ся при возведении инженерных объектов в кач-ве основания, среды или материала.
Классификация горных пород.
ü по происхождению делятся:
1. Магматические – образовались в рез-те охлаждения и отвердения магмы;
2. Метаморфические – в рез-те вторичного воздействия температуры и давления на излившиеся горные породы;
3. Осадочные – в рез-те осаждения минеральных частиц из взвесей и растворов.
ü по условиям формирования:
1. континентальные (элювий, делювий, алювий):
· ледниковые (моренные)
· конечные (гравий, галька, песок, валуны);
· основные (супесь, суглинок, глина);
2. морские
· органические отложения;
· речные пески;
· галечник болотный.
ü Как дорожно-строительный материал:
1. Скальный – имеют жёсткие связи (магматические, метаморфические, осадочные);
2. Крупнообломочные – несцементированные грунты, содержащие более 50 % частиц размером более 2 мм (галька, щебень);
3. Песчаные – сыпучие в сухом состоянии грунты, не обладающие св-вом пластичности и содержат менее 50 % частиц крупнее 2 мм (пески крупно- и мелкозернистые);
4. Глинистые – связанные в сухом состоянии тонкозернистые грунты, обладающие пластичностью и большой влагоёмкостью (супесь, суглинок, глина).
Основные минералы:
1. Первичные – кварц, полевой шпат, слюда;
2. Вторичные – глинистые минералы: каолинит, мотморилонит, гидрослюды.
Гранулометрический состав – относительное содержание в грунте частиц различной крупности, выраженное в процентах от общей массы грунта.
Размеры фракций грунтов.
Размеры частиц, мм | Наименование горной породы | |
окатанные | угловые | |
> 200 | Валуны | Крупные камни |
200 – 100 | Булыжник | Камни |
100 – 70 | Галька | Крупный щебень |
70 – 2 | Гравий | Дресва, щебень |
2 – 0,05 | Песок | - |
0,05 – 0,005 | Пыль | - |
< 0,005 | глина | - |
Дорожная классификация
Разновидность грунта | Размер частиц, мм | Содержание, % |
Крупнообломочные | ||
глыбовые | > 200 | > 50 |
Щебёночные | > 10 | > 50 |
Дресвяные | > 2 | >50 |
Песчаные | ||
Гравилистый | > 2 | >25 |
Крупный | > 0,5 | >50 |
Средний | > 0,25 | >50 |
Мелкий | > 0,1 | >70 |
Пылеватый | <0,1 | <70 |
Глинистые | ||
Разновидность грунта | Содержание песчаных частиц размером 0,05–2 мм | Число пластичности |
Супесь | ||
Лёгкая | >50 | 1≤ F ≤ 7 |
Крупная | <50 | |
Лёгкая пылеватая | 20 – 50 | |
Тяжёлая пылеватая | < 20 | |
Суглинок | ||
Лёгкий | > 40 | 7≤ F ≤ 12 |
Лёгкий пылеватый | < 40 | |
Тяжёлый | > 40 | 12≤ F ≤ 17 |
Тяжёлый пылеватый | < 40 | |
Глина | ||
Песчанистая | > 40 | 17≤ F ≤ 27 |
Пылеватая | песч. < пылев. | |
Жирная | - | F > 27 |
Оптимальная смесь – смесь, содержащая песчаных частиц 65 – 82 %, глинистых - 3 – 10 %, пылеватых – 15 – 25 %.
Пластичность – способность грунтов изменять форму под действием внешних сил без разрыва сплошности массы и сохранить форму после прекращения действия внешних сил.
Предел пластичности – переход грунта из одного состояния в другое при вполне определенной влажности.
1.Верхний (предел раскатывания)
2.Нижний (предел текучести).
Супесь: число пластичности 1 – 7
Суглинок: 7 – 17 – 27.