Государственная и муниципальная собственность в экономике России

В настоящее время государственная собственность законодательно разделена на федеральную и собствен­ность субъектов федерации.

От государственной собственности необходимо отличать особый институттак называемой муниципальной собственности. Впервые в Рос­сии она была выделена в Законе "О собственности в РСФСР", затем вположение о муниципальной собственности, содержавшееся в нем, нашло отражение в Гражданском кодексе. К субъектам права муниципальной собственности Законом РФ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены муниципальные образования: городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией; часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальные предприятия государственными по законодательству - как бы не являются.

В организационно-правовом отношении и по всей своей "экономи­ческой ауре" различия сводятся к нюансам, заложенным в местные нор­мативные документы, по которым действуют муниципальные и "муни­ципальные", а также просто государственные компании. Поэтому мы не будем повторять каждый раз "государственные и муниципальные", а будем вести речь в основном о государственных объектах, постоянно держа в уме и их муниципальных родственников.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РФ, порядок отнесения имущества к разным уровням

В соответствии с Конституцией РФ вопросы разграни­чения государственной собственности относятся к предметам совмест­ного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции. При этом пунктом "д" ст. 71 Конституции определено, что в веде­нии Российской Федерации находится федеральная собственность и уп­равление ею. Это означает, что именно Федерация определяет, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной соб­ственности и как она управляется.

Независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к федеративной собственности отнесены пять видов объектов.

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

1. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.

III. Объекты оборонного производства:

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

3. Предприятия и объекты электроэнергетики.

4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации

5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

V. Прочие объекты:

1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесные фонды, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вторую группу объектов государственной собственности составляют предприятия, относящиеся к федеральной собственности, отдельные объекты из которых могут передаваться в государственную собственность национально- и административно-территориальных об­разований и административное управление которыми до момента их приватизации осуществляет Правительство РФ.

К ним относятся предприятия всех отраслей народного хозяйства, за­нимающие доминирующее положение на российском или местных рын­ках товаров, работ и услуг, крупнейшие предприятия с чис­ленностью занятых более 10 тыс. человек, предприятия атомного и энерге­тического машиностроения, рыбопромысловой промышленности, зверо­совхозы.

В составе таких объектов названы не включаемые в имущество предприятий государственные санаторно-курортные учреждения, на­ходящиеся в ведении центральных органов государственного управ­ления Российской Федерации, объекты гостиничного хозяйства, уч­реждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геоло­го-разведочные и изыскательские организации, научно-производст­венные объединения.

Сюда же относятся предприятия: автомобильного транспорта, по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и соору­жений, телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия и издательства, информационные и телеграфные агентства Минис­терства печати и массовой информации России, общереспубликан­ские предприятия строительства, производство строительных мате­риалов и конструкций.

Средние специальные и профессиональные учебные заведения, име­ющие общереспубликанское значение, базы комплектации, холодиль­ные установки, элеваторное хозяйство, оптовоскладские помещения и предприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций так­же включены в перечень таких объектов.

К муниципальной собствен­ности местных органов самоуправления (Перечень 3) отнесены объекты государст­венной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов район­ного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Со­ветов народных депутатов.

В число таких объектов, находящихся в оперативном управлении местной администрации, входят: жилищный и нежилой фонд, обслужи­вающие их жилищно-эксплуатационные и ремонтные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры, городского пассажирского транс­порта, включая метрополитен, внешнего благоустройства и обслужива­ющие их предприятия и др.

К муниципальной собственности отнесены и такие объекты госу­дарственной собственности, находящиеся в ведении органов государ­ственной власти и управления субъектов федерации, как предприя­тия розничной торговли, общественного питания, бытового обслу­живания населения, оптовоскладские мощности, предприятия и под­разделения производственно-технической комплектации, необходи­мые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных пред­приятий.

В состав муниципальной собственности включены учреждения и объекты здравоохранения, за исключением областных больниц и дис­пансеров; народного образования, кроме спецшкол для детей, страдаю­щих хроническими заболеваниями; культуры и спорта.

В состав муниципальной собственности входят предприятия и объ­екты общественного питания, учреждения народного образования, здра­воохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства России и, за исключением закрытой сети, все пред­приятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслу­живания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Объекты, переданные в государственную собственность субъектов федерации, муниципальную собственность городов и районов, могут быть переданы в муниципальную собственность административно-тер­риториальных образований, входящих в их состав.

Особое значение имеет прямое указание на то, что до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собст­венности.

Таким образом, было законодательно установлено, что до момента определения и соответствующего оформления прав собственности она является федеральной.

Действие постановления не распространяется на землю, ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир, а также на объекты интеллектуальной собственности и объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории России, правовой ре­жим которых определяется другими законодательными актами РФ и международными соглашениями.

 

Лекция 2. Виды публичной собственно­сти как объекты управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: