Взаимосвязь эстетики с другими науками

Эстетика как наука

Эстетика – учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве. Это простейшее определение. Красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество

Весь мир и все происходящие в нем процессы, человек и вся его культура, вся его деятельность и ее продукты, его поступки, его помыслы, его чувства и многое другое – все это сфера интересов эстетики как науки. Эстетика оперирует понятиями, которые кажутся, на первый взгляд, простыми, т.к. человек ими пользуется со дня рождения: красивая игрушка, красивая и удобная одежда, оригинальная прическа, приятная фактура ткани, нежный взгляд, героический поступок, трагические события, успокаивающая цветовая гамма, практичное изделие, содержательное произведение. Этот ряд чувственных восприятий человека можно продолжать до бесконечности, т.к. эстетика более чем другая наука обращена к душе человека. Человек обладает способностью находить и ценить красоту, творить по ее законам, хотя она не всегда ему открывается. Вкус надо воспитывать. Так же, как человека учат пользоваться ножом и вилкой, читать, писать и считать, ему прививают способность видеть и переживать красоту – сопереживать. Современная жизнь довольно рациональна (разумна), отношение ко многому утилитарно (польза, выгода, практичность). Но человеку необходимы и эмоциональные нагрузки, эмоциональная жизнь, способность подняться над повседневностью. Этому может помочь воспитание эстетического чувства.

Умение замечать и переживать красоту называется эстетическим чувством. Эстетика – часть философии, ее цель – дать самый общий взгляд на мир красоты. Решая эту задачу, она способствует развитию искусствознания, литературоведения, художественной критики, а самое главное – прожить человеку жизнь по законам красоты.

Термин «эстетика» происходит от латинского слова “aisthesis” («эстезис») (или от греческого «эстетикоз») – ощущение, чувство, чувственное восприятие.

Понятие «эстетика» было введено немецким философом эпохи Просвещения Александром Баумгартеном в 1754 г. Для обозначения науки о чувственном познании. Под чувственностью он понимал не только ощущения, но и эмоции, память, интуицию, остроумие, воображение. Произведение искусства, по его мнению, должно обладать богатством содержания, величием, истинностью, ясностью, достоверностью и живостью познания. Заслуга Баумгартена не только в том, что он был «крестным отцом» эстетики, дав ей наименование, но и в том, что он выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину, наметив ряд ее важнейших проблем в своих научных работах. С его точки зрения эстетика имеет практическое значение для искусства мышления и для собственно искусства.

Сегодня, после нескольких столетий напряженного изучения мыслителями самых разных ориентаций сферы эстетического опыта и бурного развития искусства как главного феномена эстетического сознания, эстетику как науку можно с некоторой долей условности, характерной вообще для любых дефиниций, определить следующим образом. Это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения (глубинною контакта с ней), в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждения и т.п. полную гармонию своего Я, с Универсумом, свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом.

Термин "эстетика" употребляется в современной научной литературе и в обыденной практике и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей Культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п.

 

Предмет и задачи эстетики

Определение предмета науки - это акт ее самосознания: наука осознает, какие стороны и связи мира и во имя чего ее интересуют; это вглядывание науки в самое себя: она как бы смотрит в зеркало, или, точнее, ее очи как бы обращаются внутрь и глядят не на внешний мир, а на ее внутренний мир, на ее собственные проблемы.

Предмет каждой науки - мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Предмет эстетики –в широком смысле на современном этапе развития истории - весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

Если смотреть более конкретно, то сегодня предметом этой науки являются:

- во-первых, природа эстетического, то есть наиболее общие характеристики, стороны, присущие различным эстетическим объектам действительности;

- во-вторых, природа отражения этих явлений в сознании человека, в эстетических потребностях, восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах и теориях;

- в-третьих, природа эстетической деятельности людей как процесс создания эстетических ценностей.

Основные задачи эстетики:

- Изучение процесса эстетического познания действительности человеком;

- Выработка эстетических оценок различных явлений общественной жизни и поведения человека;

- Познание законов художественного освоения мира человеком; законов художественного творчества;

- Целостное освоение мира, всех форм существования красоты в природе, обществе, искусстве;

- Формирование эстетического сознания человека и общества в целом.

 

Взаимосвязь эстетики с другими науками

Задача эстетики - изучать закономерности эстетических отношений человека к миру. Современная эстетика как наука является связующим звеном между философией и искусствоведческими дисциплинами: киноведением, музыковедением, театроведением, литературоведением. Философскими вопросами эстетики являются вопросы взаимоотношений материального и идеального в эстетической деятельности, субъекта и объекта, объективной основы и структуры эстетического сознания, связи искусства о другими формами общественного сознания и видами общественного производства.

Эстетика является не только основой для различных искусствоведческих наук, но и сама использует огромный материал, собранный ими. Каждая из искусствоведческих дисциплин имеет свои особенности, изучает историю определенного вида искусства и исследует специальные проблемы теории этого искусства.

Эстетика может успешно развиваться лишь в том случае, когда она опирается на богатейший материал, собранный и исследованный в области развития всех видов искусства, на историю искусства, художественную критику и практику.

Функции эстетики

Функции эстетики (от лат. functio – исполнение, осуществление; роль, которую играет эстетика в жизни человека и общества) разнообразны. Некоторые из них совпадают с функциями философии и других наук, отличаясь от них тем самым “углом зрения”, о котором мы уже говорили. Это ценностно-ориентирующая, мировоззренческая, воспитательная функции. Эстетика, как и философия в целом, способствует формированию мировоззрения человека, его целеполагания, восприятия мира в его целостности (эстетической). В процессе социализации личности вырабатывается система взглядов человека на мир, и эстетические взгляды – это неотъемлемая часть его мировоззрения. Эстетика выражает систему эстетических взглядов общества, которые определяют весь облик материальной и духовной деятельности людей. Поэтому эстетически образованный человек адаптируется к современной ему культуре и становится социально активной творческой личностью.

Эстетика выполняет познавательну ю функцию. Зачастую человек не может сказать, откуда он знает какие-то специфические детали исторических событий, обычаи разных народов или даже научные факты. Эти знания он получает не напрямую, а опосредованно, воспринимая произведения искусства разных эпох и народов.

Коммуникативная функция эстетики отражает потребность человека в том, чтобы поделиться своими эстетическими чувствами с окружающими, быть понятым, а значит, адекватно выражать свои мысли, вызванные восприятием художественных объектов. Обмен мнениями после спектакля или фильма дает нам возможность лучше узнать собеседника. Коммуникативным актом является и сам процесс эстетического восприятия. Читая книги, слушая музыку, мы как бы знакомимся с художником – создателем этого произведения, его исполнителем, узнаем немало о нем, его мировоззрении, вкусах, характере. Таким образом, коммуникативная функция эстетики тесно связана с познавательной.

Нельзя недооценивать и гедонистическую функцию эстетики. Последняя не только обостряет эстетические потребности человека, но и способствует их удовлетворению, а значит, получению эстетического наслаждения. Иногда эту функцию называют специфически эстетической, поскольку она не свойственна другим наукам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: