Резисторы относятся к распространённым элементам электрических цепей. Резистор является необратимым преобразователем электромагнитной энергии в тепловую.
Все проводящие электрический ток элементы, в том числе и резисторы, обладают электрическим сопротивлением. Электрическое сопротивление характеризует способность элемента поглощать электрическую энергию и преобразовывать ее в другие виды энергии. Для проволочных резисторов сопротивление определяется по формуле
R = pl / S, где
р– удельное сопротивление, Ом· м;
l –длина, м;
S – площадьпоперечного сечения, м2
Наиболее распространенные схемы включения резисторов – последовательное и параллельное их соединение.
При последовательном соединении резисторов единственный ток I протекает через все резисторы R1, R2, R3.
Рис. 1.1 Последовательное соединение резисторов | Согласно второму закону Кирхгофа имеем: U = U1 + U2 + U3 = I R1 + I R2 + I R3, откуда U/ I = R1 + R2 + R3 и наконец Rэкв = R1 + R2 + R3 (эквивалентное сопротивление). Для n последовательно включенных сопротивлений будет: |
При параллельном соединении резисторов е динственное напряжение U приложено ко всем сопротивлениям R 1, R 2, R 3.
|
|
Рис. 1.2 Параллельное соединение резисторов | Согласно первому закону Кирхгофа имеем: I = I1 + I2 + I3 = U/ R1 + U/ R2 + U/ R3, откуда 1/ Rэкв = 1/ R1 +1/ R2 +1/ R3. Введём понятие проводимости – величины, обратной сопротивлению G = 1/Ом. Тогда для n включённых параллельно сопротивлений будет: |
Частный случай:
Если имеем только два включённых параллельно сопротивления R 1 и R 2, то расчет
эквивалентного сопротивления ведем исходя из
1/ Rэкв = 1/ R1 +1/ R2, откуда Rэкв = R1*R2 / (R1 + R2).
В сложных цепях бывает необходимо преобразовать соединение из звезды в треугольник или наоборот.
Рис. 1.3 Соединение резисторов: а – треугольником, б – звездой |
Пересчёт сопротивлений из треугольника в звезду выполняют по формулам:
Из звезды в треугольник:
Закон Ома для цепи постоянного тока при последовательном и параллельном соединении n одинаковых источников ЭДС имеет вид:
Пример расчёта
Рассчитать эквивалентное сопротивление цепи, если R1 = 5Ом; R2 = 7Ом; R3 = 6Ом; R4 = 9Ом; R5 = 3Ом | |||
1. Определяем сопротивление резистора R4,5. Резисторы R4 и R5включены последовательно. R4,5 =R4 + R5= 9 + 3 = 12Ом | |||
2. Определяем сопротивление резистора R2,4,5. Резисторы R2 и R4,5 включены параллельно. | |||
3. Определяем сопротивление резистора R2,3,4,5. Резисторы R3 и R2,4,5 включены последовательно. R2,3,4,5=R3 + R2,4,5 = 6 + 4,42 = 10,42Ом | |||
4. Определяем сопротивление резистора Rэкв. Резисторы R2,3,4,5 и R1 включены параллельно. | |||
Ответ: эквивалентное сопротивление цепи R экв равно 3,38Ом
|
Практическое занятие № Определение эквивалентного сопротивления электрической цепи.
Цель:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Ход работы
Задача 1
Для электрической цепи сопротивления резисторов равны: R 1 = 20 Ом; R 2 = =200 Ом; R з =200 Ом; R 4 = 100 Ом; R 5 = 140 Ом; R 6 =60 Ом. Определить эквивалентное сопротивление и ток цепи при напряжении питания U = 120 В.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задача 2. Как изменится сопротивление проволочного резистора:
а) при увеличении его длины в 2 раза; б) при уменьшении площади поперечного сечения провода в 3 раза; в) при одновременном увеличении длины в 4 раза, а диаметра провода в 2 раза?
__________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задача 3. Для двух резисторов была выбрана проволока одной и той же длины, изготовленная из одного материала. При каком соотношении диаметров проволок сопротивление первого резистора будет: а) в 3 раза меньше; б) в 4 раза больше; в) в 10 раз больше сопротивления другого резистора?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задача 4.
Рассчитать эквивалентное сопротивление цепи, если R1 = 15Ом; R2 = 17Ом; R3 = 16Ом; R4 = 12Ом; R5 = 10Ом. При решении необходимо начертить преобразования схемы. |
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
|
|
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
- От чего зависит сопротивление проволочных резисторов?
- Какие преобразования энергии происходят в резисторах?
- Дайте определение последовательного сопротивления пассивных элементов цепи.
- Какая величина является общей для резисторов, включенных параллельно?
- Как изменится сопротивление цепи, если все резисторы включить последовательно? Параллельно?
- Как изменится ЭДС, если источники энергии включить параллельно? Последовательно?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Обучающийся гр. __________________________________________/___________/