Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIX-начале XX веков. Деятельность правительства С.Ю.Витте

К концу 19 века Россия была самой крупной из развитых стран, она занимала 1/6 часть суши, простираясь от Германии до Аляски, от Афганистана до Заполярья.

 

социальное развитие

Российское общество все еще делилось на сословия: высшим сословием оставалось дворянство (1,5%), по 0,5 % составляли купцы и духовенство, 2,5% казаки, 11% мещане и 77% крестьяне.

Крестьянское сословие было самым неполноправным, не могли свободно распоряжаться землей, были связаны властью общины, лишены свободы передвижения (паспортная система), подвергались телесным наказаниям, в земства допускались крайне редко. Однако позже были приняты следующие указы: 1901 – указ о разрешении переселения крестьян из густонаселенных районов в Сибирь, 1903 – в общине отменена круговая порука, 1904 – отмена телесных наказаний.

 К началу 20 века сословная система уже не показывала социальной структуры общества. Разлагавшееся крестьянство и мещанство выделяли из своей среды буржуазию и пролетариат.

 

Появление буржуазии в России историки датируют по-разному. Но бурный процесс ее роста и формирования относят к этапу промышленного переворота второй половины 19 века. Все исследователи подчеркивают значительную роль государства, особенно политики протекционизма и меркантилизма в рождении и укреплении позиций буржуазии От опеки государства зависела прежде всего крупная промышленная буржуазия. Мелкой же буржуазии удалось сосредоточить в своих руках производство и торговлю предметами постоянного спроса, продуктами питании, она же содержала лесопилки, баржи, трактиры.

Российский пролетариат был тесно связан с деревней, часть фабрик размещалась в селах, рабочие имели приусадебные хозяйства, занимались сельскохозяйственным трудом. Пролетариат пополнялся за счет выходцев из деревни. Стоит отметить его сильную концентрацию в Центральном промышленном районе. Этот фактор служил подспорьем в деле ликвидации технической отсталости страны, для чего требовалось большое число рабочих. Экономический спад начала века вызвал повышение уровня эксплуатации рабочих, расширяется стачечное движение, правительство регулировало отношения рабочих с фабрикантами(1903-закон о социальном страховании).

 В отношении дворянства стоит сказать, что оно еще не восстановилось после кризиса, охватившего дворянские гнезда в конце 19 века. Ухудшилось экономическое положение дворян, т.к. сословие на 2/3 было безземельным, помещики не могли приспособиться к новым капиталистическим условиям.

В начале века особенно ярко выделяется бюрократия, как широкий социальный страт. Чиновничество превращалось в самодовлеющую силу, оторванную от широких народных масс.

 

экономика

В результате реформ начался сначала медленный, а потом более быстрый разгон экономического маховика. Но из-за наличия разных укладов он происходил противоречиво. К концу 19 века определилась отраслевая структура российской промышленности, ведущую роль играли крупные механизированные предприятия. Они давали 85% стоимости промышленной продукции. Не позже середины 90-х завершился промышленный переворот (преобразование производительных сил, способствующее переходу от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, быстрому росту промышленной буржуазии и кадрового промышленного пролетариата), т.е. переход к фабрично-заводскому производству. Была высока доля отраслей, производящих средства производства, эта доля превышала объем такого производства в Западной Европе.

Благодаря этому, Россия уже в конце 19 века смогла перейти к индустриализации, но в то же время тяжелая структура экономики сдерживала оборачиваемость капиталов, постоянно требовала колоссальных инвестиций. Создавались структуры, характерные для западной экономики: финансовый капитал, развитая банковская система, акционерные общества. Складывался всероссийский рынок.

Развитие западного уклада шло динамично: в начале 20 века Россия давала 5% мирового промышленного производства.

Однако были и недостатки: западный уклад развивался под жестким контролем государства, не было соответствующего механизма разрешения социально-классовых противоречий.

На смену свободной конкуренции в экономике приходит власть монополий (картель, синдикаты - Продамет, Продуголь, Продвагон -, тресты – однородная продукция, концернов не было). Кроме промышленных, возникали и банковские монополии – «большая пятерка» - Русско-Азиатский, Азовско-Донской, Петербургский Международный банки. Финансовый капитал сращивался с промышленным.

 

Если в западном укладе шел медленный, но интенсивный рост, то в почве наблюдались застой и стагнация, она медленно втягивалась в рыночные отношения. В сельском хозяйстве было занято 75% населения страны, складывался рынок зерна, технических культур, продуктов животноводства, но все же структуры рыночного типа в сельском хозяйстве были очень слабы, и преобладал традиционный уклад. Его искусственная консервация на основе реформ 60-х годов 19 века создала большие трудности.

Надежды на то, что община предотвратит пролетаризацию, не оправдались. Несмотря на жесткие рамки, внутри общинного крестьянства шла дифференциация. Выделялось зажиточное крестьянство. Но: все равно крестьянская община нищала, шла выкачка средств для нужд индустриализации.

Преобразования Витте:

Министр финансов Витте, будучи умным и дальновидным политиком, осознавал необходимость реформирования жизни. Но первоочередным он считал экономические реформы, прежде всего в области промышленного производства и финансов. По его мнению, создание в России собственной промышленности являлось коренной задачей. В 1895 году была объявлена госмонополия на продажу водки. Сильно выросли косвенные налоги на соль, керосин, спички, повышены пошлины на ввоз в страну промышленных товаром.

С 1897 году вводится золотое денежное обращение, рубль становится конвертируемой валютой, что ускорило приток иностранных капиталов в страну. Государство раздавало промышленникам крупные заказы и субсидии. Реформы Витте положительно сказались на экономике страны.

С другой стороны, Витте считал, что необходимо вытеснить с российской политической сцены дворянство, заменив его властью крупного капитала, который укрепит политическое устройство страны. Одновременно он понимал необходимость социальных реформ: выступал за ликвидацию общины, круговой поруки, уравнение крестьян в правах с другими сословиями.  

Выводы на основании социально-экономического развития:

1. неравномерность развития основных отраслей национальной экономики: передовая промышленность и отсталое сельское хозяйство

2. именно поэтому экономика России носила многоукладный характер

3. огромную роль в экономике играл иностранный капитал

4. самая большая в мире концентрация производства и пролетариата

5. в социальной структуре страны, наряду с классами капиталистического общества, буржуазией и пролетариатом, сохраняются феодальные сословия, причем дворянству по-прежнему принадлежала вся полнота политической власти в стране

 

 

политическое развитие

Страна оставалась самодержавной монархией, главой государства являлся император, которому принадлежала высшая власть в Империи. Полнота власти монаха вплоть до 1906 года не ущемлялась никакими институтами. Главными общеимперскими институтами были: Государственный совет, Сенат, Комитет министров. Любое законоположение становилось законом лишь после подписи монарха, она могла быть поставлена после обсуждения в вышеперечисленных органах власти.

Сохранялось сословно-иерархическое ранжирование (люди не равны по юридическому статусу). 

 

Главным законодательным органом оставался Госсовет, наделенный законосовещательными правами. Не имел законодательной инициативы. Его компетенция состояла лишь в том, чтобы обсуждать законы, вносимые по инициативе монарха.

 

Главным административным органом был комитет министров. Его возглавлял председатель с весьма ограниченными функциями. Комитет представлял собой собрание административно независимых сановников, каждый министр имел право прямого обращения к монарху с докладом. Существовало 15 министерств. Наиболее обширную компетенцию имели Министерство Финансов и Министерство внутренних дел.

 

Император считался главой судебной власти, весь суд проходил от его имени, играл роль высшего арбитра. Надзор за судом и администрацией монарх осуществлял через Правительствующий Сенат.

 

Важным элементом монархической авторитарной системы являлось чиновничество, «господа двадцатого числа» (в этот день чиновники получали жалованье).

 

 

На рубеже веков Россия все отчетливее превращается в узел социально-экономических и политических противоречий.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: