Выдвижение и регистрация кандидатов

Реализация пассивного избирательного права начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Важность этого этапа избирательной кампании определяется тем, что в его рамках формируется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, губернаторы, советники органов местного самоуправления и др. Все они обладают значительными исполнительными и законодательными полномочиями на соответствующих уровнях системы государственной и муниципальной власти. Извечная проблема демократии в связи с этим заключается в следующем: граждане, с одной стороны, искренне желают блага своей стране, а с другой стороны, не всегда могут «конвертировать» это стремление в конкретный выбор тех, кто своими политическими решениями этой цели добьется.

«Еще в начале своего пребывания в Америке я сделал поразившее меня открытие: как много достойных людей среди тех, кем управляют, и как мало их среди тех, кто управляет».

А. де Токвиль. Демократия в Америке.

Существуют различные способы выдвижения кандидатов:

самовыдвижение, при котором обычно требуется поддержка подписями некоторого числа избирателей;

выдвижение гpynnou избирателей;

выдвижение политическими партиями, которое может предполагать выдвижение как отдельных кандидатов, так и их списков (в зависимости от типа действующей избирательной системы).

Специфической разновидностью последнего способа являются первичные выборы — праймериз, применяемые в США: голосование избирателей, поддерживающих ту или иную партию, за ряд кандидатур. Праймериз помогают каждой партии выявить наиболее популярных среди избирателей кандидатов, которые и будут выдвинуты на «настоящих» выборах.

Мировой электоральной практике известны различные варианты сочетания указанных способов выдвижения кандидатов. Среди них есть и весьма специфические. Так, в Португалии на президентских выборах право выдвижения кандидатов принадлежит исключительно группам избирателей (числом от 7,5 тыс. до 15 тыс.), а на парламентских — только политическим партиям.

В России граждане, обладающие пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов (путем выдвижения избирательным объединением).

Обратите внимание.

На муниципальных выборах в качестве избирательного объединения могут выступать не только политические партии, но и другие общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах. Причем регистрация такого объединения должна состояться не менее чем за год до дня голосования.

 

Существуют определенные организационные ограничения продуры выдвижения кандидатов:

кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам или несколькими избирательными объединениями;

гражданин, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут избирательным объединением, и наоборот.

В ст. 32, п. 9 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» предусмотрено единственное исключение из этого правила: политическая партия или избирательный блок могут выдвинуть одного и того же кандидата одновременно по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов. Шансы таких кандидатов на победу заметно увеличиваются.

Преимущество политических партий перед независимыми кандидатами в российском избирательном процессе состоит и в их праве выдвигать список кандидатов, а значит, изначально претендовать на большее число мандатов[5]. Такой порядок заключает в себе по меньшей мере два негативных момента.

 Во-первых, в этом случае избиратели голосуют не за личности, а, по сути, за партию. При этом Россию отличает высокий уровень политической фрагментации, партийные программы расплывчаты, идеологические различия между партиями зачастую трудно определить. Следует констатировать и несформированность четкой партийной идентификации граждан. В этой ситуации избирателю весьма непросто сделать осознанный выбор. Ужесточение организационных требований в отношении политических партий, связанное с принятием Закона «О политических партиях», привело в большей степени к механическому снижению межпартийной конкуренции на электоральном поле. Политические партии пока еще не стали полноценным связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Во-вторых, большинство из тех, кто включен в список кандидатов (на федеральных парламентских выборах их число может доходить до 500 человек), избирателям не знакомо. В лучшем случае им известны несколько фамилий, возглавляющих список, а также кандидаты, представляющие их регион. Получается, что избиратели в некотором смысле голосуют «втемную».

В соответствии с новым Законом «Об основных гарантиях избирательных прав...» право партий выдвигать списки кандидатов закреплено не только в отношении выборов в Государственную Думу, но и в законодательные органы государственной власти субъектов Федерации (эта процедура анализируется в п. 5.2).

Одним из необходимых условий регистрации кандидата может быть сбор нодписей в поддержку его выдвижения. Так, во Франции, Индии, Японии заявление о выдвижении кандидата должен подписать один избиратель; в Великобритании, Ирландии, Австрии — 10; в Швейцарии — 15; в Нидерландах — 25.

В ряде стран (Франция, Великобритания, Нидерланды, Япония и др.) порядок выдвижения кандидатов предполагает внесение избирательного залога.

Избирательный залог — это денежная сумма, вносимая на этапе выдвижения кандидатов как условие их регистрации, которая возвращается в том случае, если кандидат наберет установленный минимум голосов (в процентах).

Избирательный залог рассматривается как дополнительный фильтр для отсеивания кандидатов, которые в действительности не имеют намерений бороться за избрание, или тех, кто представляет небольшие партии. Например, на парламентских выборах в Великобритании избирательный залог составляет 500 фунтов стерлингов, которые возвращаются при получении 5% голосов. Для крупной партии, выдвигающей своих кандидатов в различных избирательных округах, внесение за них залога вполне по силам. Однако это условие может заметно ограничить количество кандидатов, выдвигаемых от небольших, партий.

В России предусмотрены два варианта действий:

а) в свою поддержку кандидаты могут собирать подписи. Их количество на выборах различных уровней следующее:

• в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента РФ — не менее 2 млн подписей;

• в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы — не менее 200 тыс. подписей;

• в поддержку выдвижения кандидата или списка кандидатов на региональных и муниципальных выборах — устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории округа;

б) внесение избирательного залога. Его размер не может составлять более 15% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата или избирательного объединения. Так, на момент принятия в 2005 г. Закона «О выборах депутатов Государственной Думы...» избирательный залог для политической партии, выдвинувшей список кандидатов, составлял 15% от предельной суммы всех расходов (что в абсолютных цифрах соответствовало 60 млн руб.). Избирательный залог возвращается, если кандидат или политическая партия набрали установленное законом число голосов. Оно не может быть более 5% — для кандидата и более 3% — для политической партии, выдвинувшей список кандидатов.

Внесение избирательного залога возможно на любых выборах, за исключением выборов Президента РФ.

 

Предвыборная борьба

На этом этапе избирательной кампании претенденты на выборные должности вступают в острую конкурентную борьбу. В ее рамках отдельные кандидаты и политические партии осуществляют сложный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение желаемого результата. Все эти мероприятия в сумме также обозначаются термином «избирательная кампания», но уже в другом значении — как кампания кандидата или партии.

Избирательная кампания в узком смысле слова — это совокупность действий, предпринимаемых кандидатами или политическими партиями в ходе выборов или непосредственно перед ними для достижения своих предвыборных целей.

На первый взгляд, цель названных субъектов выборов одна— победа. Однако так обстоит дело далеко не всегда. Некоторые из участников избирательной кампании включаются в нее ради привлечения внимания или укрепления известности с расчетом на будущие выборы. Существует также практика выдвижения однофамильцев кандидатов-соперников. Этот прием ориентирован на то, чтобы сбить с толку избирателей и снизить число голосов, поданных за соперника.

Каковы бы ни были предвыборные цели кандидата или партии, избирательная кампания должна быть тщательно подготовлена, что предполагает прежде всего создание штаба кампании, разработку ее стратегии и тактики, аккумуляцию ресурсов. Особое место в числе этих мероприятий занимает разработка стратегии и тактики избирательной кампании. Несмотря на распространенное убеждение, что «на выборах все решают деньги», сами по себе они не способны обеспечить победу в избирательной кампании. Чтобы с пользой израсходовать собранные средства, необходимо иметь продуманную стратегию и тактику.

Из истории избирательных кампаний.

На выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. список кандидатов партии «Демократический выбор России» (ДВР) получил 15,5% голосов, а список ЛДПР – 22,9% голосов. При этом прямые финансовые затраты ДВР были примерно в 40 раз больше, чем у ЛДПР.

 

Важнейшей составляющей предвыборной борьбы между кандидатами или партиями являются агитационные мероприятия. Peгламентации именно этой деятельности (наряду с вопросами финансирования) уделяется особое внимание в избирательном законодательстве: кто может выступать субъектом агитации, каковы ее формы, кому запрещено заниматься предвыборной агитацией, на каких условиях осуществляется использование эфирного времени и печатной площади на платной и бесплатной основе, каковы возможные ограничения политической рекламы в СМИ, каковы условия проведения агитации посредством массовых мероприятий, каким образом возможно использование в целях предвыборной агитации Интернета и т.д.

Предвыборная агитация проводится в определенных хронологических рамках и может начинаться за определенное законом количество дней до даты голосования, со дня регистрации кандидатов, со дня официального объявления даты выборов и т.д. Так, на президентских выборах во Франции за несколько месяцев до выборов кандидаты проводят первые публичные выступления, однако платная политическая реклама в этот период запрещена. Полномасштабная предвыборная агитация начинается со дня опубликования списка кандидатов — за три недели до выборов и заканчивается за сутки до дня голосования. В России агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда, а заканчивается за сутки до дня голосования. Агитация же с использованием СМИ начинается за 30 дней до дня голосования, а завершается в тот же день, что и агитационный период в целом.

Особую роль в проведении избирательной кампании кандидата или партии играет ее финансирование. Проведение современной кампании требует значительных финансовых средств. Самыми дорогостоящими,в мире считаются американские кампании. Так, по приблизительным подсчетам на президентские выборы 2004 г. в США было потрачено в общей сложности около 4 млрд долл.

Говоря о вопросах финансирования, следует учитывать, что понятие «избирательная кампания», как уже отмечалось, имеет два значения. Расходы на кампанию кандидата или партии — лишь одна из составляющих финансового обеспечения избирательного процесса. Поэтому целесообразно разграничивать понятия «финансирование выборов» и «финансирование избирательной кампании».

Финансирование выборов включает расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов. Речь идет о деятельности rocyдарственных органов, осуществляющих регистрацию избирателей и кандидатов (списков кандидатов), организацию избирательных участков и проведение на них голосования, обучение организаторов выборов и избирателей и т.д. Что касается финансирования избирательной камлании, то в этом случае подразумевается избирательная кампания в узком смысле слова. Соответственно, речь идет о финансовом обеспечении деятельности кандидатов и политических партий в ходе выборов.

Финансовые средства на проведение избирательной кампании формируются за счет членских взносов, доходов от издательской деятельности партии, собственных средств кандидата, государственного финансирования, добровольных пожертвований. Эти легальные источники финансирования не могут покрыть всех расходов.

Из истории избирательных кампаний.

Официальные данные о расходах кандидатов и партий на проведение своей избирательной кампании могут значительно отличаться от реальных. Так, по оценкам специалистов на кампанию по выборам депутатов Государственной Думы в 1999 г. избирательные блоки потратили: «Единство» — не менее 30 млн долл., «Отечество — Вся Россия» — не менее 10 — 15 млн. долл., СПС — не менее 15 млн-долл. Эти неофициальные данные приблизительны и не имеют юридической силы, но все же они ближе к истине, чем те, которые помещаются в финансовых отчетах.

 

Поэтому общепринятым считается тот факт, что кандидаты и политические партии обеспечивают проведение своей избирательной кампании также и за счет нелегальных источников. К их числу относятся предпринимательская деятельность (за исключением, например, сдачи в аренду помещений), финансовая помощь из-за рубежа, превышение допустимых пределов пожертвований от граждан и юридических лиц, использование денежных средств, минуя избирательные фонды, и т.д.

Российское федеральное законодательство регламентирует финансирование избирательных кампаний через установление предельных размеров расходов в абсолютных цифрах. Остальные же параметры определяются в процентном отношении к этой сумме, что позволяет и для них обозначить цифровое выражение. Все эти суммы подлежат ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Данные, касающиеся финансового регулирования избирательных кампаний федерального уровня и установленные на основании законов «О выборах депутатов Государственной Думы...» и «О выборах Президента Российской Федерации», приведены в табл. 1.

 

 

                                                                                                       Таблица 1

             Финансирование избирательной кампании

      (предельные размеры денежных средств в рублях).

Основные параметры Выборы депутатов Государственной Думы Выборы Президента РФ
Все расходы на избирательную кампанию 400 млн 250 млн
Собственные средства 200 млн 25 млн
Средства выдвинувшей кандидата политической партии - 125 млн
Добровольные пожертвовния граждан 280 тыс 3млн 750 тыс
Добровольные пожертвования юридических лиц 14 млн 17 млн 500 тыс

 

Голосование

Это кульминационный этап избирательной кампании, именно в процессе голосования осуществляется волеизьяление народа. И в теоретическом, и в практическом смысле важно найти ответ на вопрос, почему избиратели голосуют так, а не иначе. В настоящее время в политологии сложился ряд моделей,объясняющих электоральный выбор граждан влиянием разныx факторов.

Социологическая модель акцентирует внимание на факторе социальной дифференциации. В данном случае электоральное поведение объясняется социально-групповой принадлежностью избирателей (классовой, этнической, религиозной, территориально- поселенческой и т.д.).

Однако в ситуации нарастания социальной дифференциации и формирования сложной мозаичной социальной структуры влияние данного фактора на политические предпочтения избирателей снижается, хотя его и не следует исключать. Если же рассматривать общества (к которым относится и Россия), характеризующиеся трансформацией социальной структуры, высокой социальной мобильностью, нарастанием маргинализации, то в данном случае прогноз электорального выбора граждан на основе социологической модели становится весьма затруднительным.

В соответствии с социопсихологической моделью электоральный выбор определяется партийной идентификацией избирателей (ощущением близости к какой-либо партии), психологическими симпатиями в отношении определенных политических сил или лидеров.

Прогнозные возможности этой модели ограничиваются общими тенденциями изменения отношения граждан к политическим партиям.

В постмодернистском обществе членство в партии — как членство в церкви, какой-либо ассоциации или даже в браке — больше не является принадлежностью всей жизни... Люди входят в вагон, едут какое-то время и выходят, когда не видят причин ехать дальше.

К. фон Бейме. Партийное лидерство и изменение в партийных системах.

Показательной в этом отношении является ситуация в США— стране с двухпартийной системой классического образца. В середине ХХ в. более половины избирателей еще до официального объявления кандидатов от Республиканской и Демократической партий знали, за кого они будут голосовать. К концу ХХ в. на- блюдалось ослабление устойчивой партийной идентификации. С 1952 по 1998 г. количество избирателей, отказывающихся иден- тифицировать себя с какой-либо из двух господствующих партий, выросло в 1,5 раза (с 1/5 до более 1/3, от общего числа избирателей). В странах же с многопартийной системой влияние данногo фактора на электоральный выбор граждан становится еще более неоднозначным.

  Политико-коммуникативная модель строится на выделении в качестве определяющего такого фактора, как воздействие на электоральный выбор граждан собственно избирательной кампании, комплекса коммуникативных (в юридической формулировке — агитационных) мероприятий, осуществляемых каждой из политических партий или отдельными кандидатами. В данном случае воздействие осуществляется через информирование избирателей о ходе предвыборной борьбы, обнародование рейтингов кандидатов и партий и результатов различных опросов общественного мнения, прямую политическую рекламу конкурирующих участников выборов.

Исследователи отмечают, что воздействие на электоральный выбор коммуникативных мероприятий неоднозначно. И все же вследствие их влияния определенный процент избирателей меняет свои предпочтения. Это тем более справедливо в отношении тех, кто не имел предварительно сложившегося мнения, поскольку такие избиратели особенно восприимчивы к интенсивной политической агитации.

Модель рационального выбора основана на предположении, что электоральное поведение индивида определяется его стремлением к достижению собственных целей. Поэтому избиратель голосует, руководствуясь лишь собственной выгодой от возможного прихода к власти определенной политической партии или кандидата.

Развитием данного подхода является формула «ретроспективного голосования» М. Флорины. В этом случае выбор избирателей определяется степенью их удовлетворенности деятельностью политических сил, находящихся у власти: если жилось хорошо— голосуют за представителей правящих сил, если плохо — за оппозицию.

Участие граждан в голосовании на выборах рассматривается как один из наиболее значимых показателей степени их политического участия в целом. Однако в современных демократиях (особенно это касается региональных и местных выборов) наблюдается снижение электоральной активности граждан, т.е. происходит нарастание абсентеизма.

  Абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий) — это уклонение граждан от участия в голосовании. 

Чтобы снизить уровень абсентеизма, используют различные меры: голосование по почте, голосование по доверенности, внедрение электронного голосования, расширение масштабов досрочного голосования, упрощение процедуры регистрации избирателей (в том случае, если она носит добровольный характер).

Из истории избирательных кампаний.

В электоральной практике есть примеры использования таких приемов повышения электоральной активности избирателей, которые носят «околозаконный» характер. Так, на выборах в Верховную Раду Украины 2002 г. ректор Донбасского горнометаллургического института издал приказ: «В связи с выборами 31 марта 2002 г. приказываю объявить воскресенье 31 марта 2002 г. учебным днем. 29 и 30 марта объявить выходными днями». Уловка заключалась в том, что в институте располагался избирательный участок, в результате процент проголосовавших среди студентов оказался внушительным.

Нарастанием абсентеизма объясняется тот факт, что в ряде стран (например, в Австралии, Бельгии, Бразилии, Греции, Турции) участие в голосовании рассматривается не только как право гражданина, но и как его обязанность. За уклонение от участия в голосовании налагаются штрафы, предусматриваются запрет занимать в течение определенного срока должности или даже тюремное заключение.

«Осуществление избирательных прав является обязательным. Исключения и уголовные санкции в каждом случае определяются законом».

                                                    Конституция Греции (ст. 51, и. 5).

В России участие граждан в голосовании является добровольным, и так же, как и в большинстве стран, наблюдается снижение электоральной активности. Если не брать в расчет выборы советского периода, когда явка избирателей составляла 99,9%, то пик электоральной активности пришелся на первые проводившиеся на альтернативной основе избирательные кампании. Данные, отражающие степень участия избирателей в голосовании на федеральных выборах, приведены в табл. 2.

                                                                                                 Таблица 2

Электоральная активность российских избирателейна Федеральных выборах.

Выборы Дата голосования Явка избирателей (в %)
Народных депутатов СССР   Народных депутатов РСФСР Президента РСФСР Депутатов Государственной Думы Депутатов Государственной Думы Президента РФ Президента РФ Депутатов Государственной Думы Президента РФ Депутатов Государственной Думы Президента РФ Депутатов Государственной Думы   26.03.89 04.03.90 12.06.91 02.12.93 17.12.95 16.06.96 03.07.96 19.12.99 26.03.00 07.12.03 14.03.04 2.12.87 87.0 77.0 74,7 54,3 64,7 69,8 68,1 61,8 68,7 55,8 64,4 59,4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: