Тема «Простые таблицы»
Цели урока:
§ систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
§ расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;
§ расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.
Задачи:
Образовательные:
§ закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях;
§ систематизация полученных знаний.
Развивающие:
§ развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитательные:
§ воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Методы: словесный (рассказ),наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
§ Ноутбуки;
§ Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
§ Презентация 7_2.5.2 «Простые таблицы».
Основные понятия:
§ модель,
§ информационная модель,
§ знаковая информационная модель,
§ табличная информационная модель,
§ простая таблица.
Ход урока
Актуализация и проверка усвоения изученного материала
1. Обсуждаются вопросы:
· Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием? (Представляемая в таблицах информация наглядна, компактна и легко обозрима).
· Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? (Нет. Описываемые объекты должны обладать одинаковыми наборами свойств. Нельзя заменить словесное описание природного явления, например грозы, таблицей)
· Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе. (История: хронологическая таблица. Математика: таблица умножения).
· Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.
· Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?
· Информация каких видов размещается в графах таблицы? Можно ли там размещать графические изображения? Приведите пример.
2) Объяснение нового материала: Простые таблицы. § 2.5.2.
(Сопровождается показом презентации 7_2.5.2_ «Простые таблицы»)
Напомнить, что для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
Объект – это то, о чем идет речь.
Класс объектов – множество объектов, объединенных какими- то общими свойствами.
Свойства – характеристики, признаки объекта.
Отметить, что условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные. Простые таблицы в свою очередь можно разделить на два типа:
Таблица ОС – это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу.
Название класса объектов | Название свойств |
Названия объектов | Значение свойств |
Порядок построения таблиц ОС:
1. Выделить объекты и свойства.
2. Назвать класс объектов.
3. Вписать названия объектов и их свойств.
4. Вписать значения свойств.
Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество граф – от количества рассматриваемых свойств.
Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):
Имя класса объектов | Имя свойства 1 | Имя свойства 2 | … |
Имя объекта 1 | |||
Имя объекта 2 | Значение свойства объекта |
Таблица 1 «Домашняя библиотека»
АВТОР | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДАНИЯ | ЖАНР |
А. Пушкин | «Сказка о царе Салтане» | 1985 | Поэтическая сказка |
А. Беляев | «Человек - амфибия» | 1990 | Фантастика |
Л. Толстой | «Война и мир» | 1972 | Трагедия |
1. В таблице идет речь о классе объектов – о книгах домашней библиотеки
2. Свойства – автор, название, год издания, жанр
Таблица 2. Города Золотого кольца России
Город | Год основания | Основатель | Достопримечательность |
Владимир | 1108 | Князь Владимир Мономах | Церковь Покрова на Нерли |
Суздаль | 1024 | ? | Кремль |
Кострома | 1152 | Князь Юрий Долгорукий | Ипатьев Троицкий монастырь |
Переславль – Залесский | Князь Юрий Долгорукий | Плещеево озеро | |
Гусь -Хрустальный | 1756 | Орловский купец Аким Мальцов | Первая в России хрустальная фабрика |
1. Объект – город
2. Свойства – год основания, основатель, достопримечательность.
Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то ее можно «повернуть набок» - строки превратить в графы, а графы – в строки:
Таблица 3. Города Золотого кольца России
Характеристика города | Название города | |||
Владимир | Кострома | Переславль-Залесский | Гусь-Хрустальный | |
Год основания | 1108 | 1152 | 1152 | 1756 |
Основатель | Князь Владимир Мономах | Князь Юрий Долгорукий | Князь Юрий Долгорукий | Орловский купец Аким Мальцов |
Достопримечательность 1 | Церковь покрова на Нерли | Ипатьев Троицкий Монастырь | Горицкий монастырь | Гусевский хрустальный завод |
Достопримечательность 2 | Дмитровский собор | Торговые ряды | Плещеево озеро | Музей хрусталя имени Мальцовых |
Достопримечательность 3 | Золотые ворота | Памятник Ивану Сусанину | Синий камень | Озеро на речке Гусь |
Расстояние от Москвы, км | 96 | 326 | 127 | 251 |